Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Здоровая жизнь

Пространство между звездами не пустует. В очень малых концентрациях в нем присутствуют самые разнообразные частицы, в том числе и атомы многих веществ

В галактиках, вроде нашей собственной, наибольшее скопление межзвездного вещества достигается вблизи их плоскости, в спиральных рукавах, и Солнце как раз находится между двух таких рукавов. То, что вещество Галактики уплотнено возле одной плоскости, мы очень легко можем увидеть ясной ночью. Это уплотнение представляется нам в виде протянувшейся по всему небу туманной полосы - Млечного Пути. Глядя на него, мы смотрим вдоль плоскости Галактики

В направлении на Млечный Путь видно много звезд. Но кроме звезд здесь скапливается и межзвездное вещество. Плотность его в среднем такова, что на один кубический сантиметр приходится всего одна частица. Однако, десятки, сотни и тысячи световых лет, на протяжении которых распылены эти частицы, делают межзвездный газ ощутимым. Он поглощает и рассеивает свет звезд, делая его краснее (так же, как на заре земная атмосфера делает краснее свет Солнца). Кроме того, вещество способно образовывать в тысячу раз более плотные газовые облака. Их-то мы и видим как туманности

В межзвездной среде присутствует также и пыль, в еще меньших концентрациях примешивающаяся к газу. В состав пылинок входят железо, кремний, азот, кислород, углерод и другие элементы. Все они могут образовывать простейшие молекулы (воду, углекислый газ). Иногда встречаются и более сложные молекулы

Откуда берутся все эти вещества? Они "поставляются" в космос старыми звездами, которые, образуя планетарные туманности, теряют свои внешние слои. Тяжелые элементы (тяжелее гелия) выбрасываются в относительно больших количествах взрывами сверхновых. Случайные уплотнения межзвездного вещества могут стать зачатками образования больших газопылевых облаков, каждое из которых способно породить несколько десятков или даже сотен звезд

Итак, мы видим в виде туманностей газопылевые облака. Дальше мы поговорим именно об этих туманностях, исключив из рассмотрения планетарные туманности и остатки взрывов сверхновых

Астрономы делят туманности на излучающие (эмиссионные), отражающие и темные. У них у всех может быть один и тот же химический состав, но выглядят на небе они по-разному. Почему?

Если газопылевое облако настолько разогрето ближайшими звездами, в том числе находящимися и родившимися в нем самом, то оно может начать светиться, как любой нагретый до высокой температуры газ. Это - излучающие туманности, их свет красноватый, ведь именно этому цвету соответствует излучение водорода, из которого по большей части состоят все туманности. Температура газа в излучающих туманностях может доходить до миллионов градусов. Одна из излучающих туманностей - Туманность Розетка

Если туманность не прогревается, то ее температура может едва превышать 0 К. Однако относительная близость звезд может и такую туманность сделать видимой. Пылевые частицы отражают и рассеивают свет и мы видим голубоватое свечение газопылевого холодного облака. Такие туманности называются отражающими. Примером таких объектов может быть М43.



В августе 1799 г. французские саперы копали траншеи в предместье Розетты, города, расположенного недалеко от Александрии. Генерал Бонапарт (с 1804 г.- император Франции Наполеон I), вторгшийся в страну, готовился к решительной борьбе за Египет с другими захватчиками - турецкими и английскими, и его войска с лихорадочной быстротой укрепляли опорные пункты на побережье.

Неожиданно лопата одного из саперов звякнула о камень. Это была массивная плита из черного базальта, покрытая таинственными четко высеченными письменами. Командир отряда велел очистить ее от пыли и грязи и доставить в штаб.

Французские ученые, сопровождавшие Бонапарта, быстро установили, что письмена на плите были трех видов. 54 нижние строки были написаны по гречески, их легко прочитали и перевели. Они содержали постановление египетских жрецов от 196 г. до н. э., прославляющее царя Птолемея V Эпифана, правившего в 203 -181 гг. до н. э. Этот царь, по происхождению чужеземец, македонянин, был расчетливым политиком и умел ладить с влиятельным жречеством. За это жрецы в своем постановлении провозглашали его "добрым богом".

Над этим текстом были изображены какие-то причудливые значки: дужки, черточки, крючочки. Эта часть надписи была сделана на разговорном египетском языке скорописным, так называемым демотическим (от греческого слова "демотикос" - народный) шрифтом. Еще выше изящным узором шли бесчисленные рисунки - человечки, птицы, змейки, тростинки, корзиночки и т. д. (это было древнейшее рисуночное письмо египтян - иероглифы), а текст написан на древнеегипетском языке, давным-давно забытом. Ученым было ясно, что все три надписи содержат один и тот же текст постановления. Но ни один ученый в лагере Бонапарта не сумел прочитать древнеегипетские знаки. Ведь уже 15 веков прошло с тех пор, как умерли последние мудрецы, читавшие и понимавшие эти загадочные письмена, и унесли свою тайну в могилу, как многие думали тогда, навеки.

Прошло несколько лет. Военная экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет окончилась крахом. Розеттский камень в качестве трофея англичан попал в Лондон и был помещен в Британский музей, но копия с него после заключения мира 1802 г. была доставлена в Париж. Там ее впоследствии стал изучать юный французский исследователь Жан Франсуа Шампольон (1790-1832). Это был очень одаренный человек. Уже с детства он заинтересовался историей далеких стран, особенно Египта. Позже он изучил свыше десятка древних и новых языков в том числе коптский, создавшийся на основе древнеегипетского (на коптском говорили в Египте в средние века).

Шампольон решил во что бы то ни стало разгадать иероглифическую надпись на Розеттском камне. Казалось, что это не так уж трудно. Ведь рядом был греческий перевод. Но на деле загадка оказалась значительно сложнее. Многие ученые из разных стран пытались ее разрешить, но неудачно. Сам Шампольон далеко не сразу нашел правильный путь.

Прежде всего нужно было определить, что означает каждый рисунок - букву или целое слово. В 14 строчках иероглифического текста, из которых полностью уцелели лишь три, а остальные оказались сильно попорченными, повторялось в разных комбинациях 166 различных знаков! Столько букв у египтян быть не могло! Ни в одном языке не наберется так много звуков.

Тогда, может быть, каждый знак передавал целое слово, состоящее из нескольких букв, как, например, у нас знак № означает слово "номер"? Такие смысловые знаки называются идеограммами. Но в 14 строчках, судя по параллельному греческому переводу, слов должно быть не более 500, а Шампольон насчитал 1419 иероглифов: каждый из 166 знаков повторялся по нескольку раз. Чем же объяснить эти противоречия?

После долгих мучительных колебаний исследователь пришел к оригинальной догадке, блестяще подтвердившейся впоследствии. Он предположил, что древние египтяне употребляли смысловые знаки (идеограммы) вперемежку с буквами, прибегали иной раз даже к повторениям, считая, что они не повредят. Как и мы иной раз, написав слово "восемь" одним знаком 8, на всякий случай повторяем в скобках (восемь).

Но как же разгадать значение отдельных знаков? Какие из них слова, а какие - буквы? И какой именно звук означает та или иная буква?

Буквы надо было искать прежде всего в собственных именах, звучание которых было уже известно. К счастью, имя Птолемея из уважения к царю было заключено в овальную рамку, обведено так называемым картушом (см. рис. справа). Ясно, что первый знак в овале означал "п", второй - "т" и т. д. Но тут возникло новое препятствие. У греков имя Птолемея состояло из 10 букв - Птолемаиос, а египтяне писали его лишь 7 буквами (мы же произносим "Птоломей").

Шампольон вспомнил, что в еврейском и арабском языках гласных букв не было. Может быть, их не было и у египтян? Однако тогда внутри картуша должно быть не 7, а только 5 знаков. Опять концы не сходятся с концами. Наконец Шампольон догадался, что, в виде редкого исключения, когда приходилось писать иностранные имена, египтяне обозначали и некоторые гласные звуки близкими к ним полусогласными. Отсюда и появились два лишних знака.

Разобрав в точности имя царя, Шампольон стал анализировать другие слова. Оказалось, что слово "письмена", так же как слова "господин", "бог" и некоторые другие, написано одним символическим знаком, изображавшим письменный прибор, т. е. фактически было нарисовано. Зато слово "памятник" было написано пятью знаками, из которых последний был иллюстрацией (изображение полукруглой каменной плиты).

Так, постепенно, слово за словом, с огромным трудом Франсуа Шампольон начал читать древние египетские надписи.

14 сентября 1822 г. Шампольон впервые убедился, что может читать и переводить любой древнеегипетский иероглифический текст. Взволнованный, он вбежал в кабинет своего брата - профессора Жака Жозефа Шампольона - и бросил ему на стол несколько исписанных листков с криком: "В твоих руках открытие!" - после чего он потерял сознание от переутомления.

27 сентября того же года он уже делал доклад о своем открытии в Парижской академии. В дальнейшем Франсуа Шампольон прочитал и объяснил еще ряд древнеегипетских текстов: летописей, песен, заклинаний и пр. Шампольон положил начало новой науке - египтологии. В 1828 г. осуществилась его заветная мечта: он побывал в Египте и снял копии с надписей на стенах храмов и гробниц, на статуях и обелисках. Но страшное умственное напряжение подорвало его здоровье. В самый разгар своей исследовательской работы, всего 42 лет от роду, Франсуа Шампольон умер от нервного истощения. Дело его продолжали ученые ряда стран, в том числе и египтологи нашей родины. Среди них такие выдающиеся ученые, как академик Б. А. Тураев, академик В. В. Струве и др.

Кроме надписей на каменных плитах (вроде известной нам Розеттской), были найдены листы папируса. На такие листки египетские писцы наносили знаки расщепленной тростинкой, обмакивая ее в черные и красные чернила. Выдающийся русский египтолог В. С. Голенищев привез из Египта в Москву несколько очень ценных папирусов с интересными надписями. На одном из них египетский учитель математики, живший почти 4 тысячелетия назад, записал арифметические задачи и геометрические теоремы. На другом можно прочитать отчет о путешествии египтянина Унуамона в Финикию, совершенном 3 тысячи лет назад. Много других папирусов хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.



Глубокой ночью в квартире раздается телефонный звонок. Стряхнув сон, вы берете трубку, но слышите только шум и треск, иногда неразборчивый голос. Знакомая ситуация? Не грешите на телефонных хулиганов, возможно, вам позвонили с того света…Только фактыИсполнительная АйрисЛетом 1965 года в одной из американских клиник умерла Айрис Брейс. Ее смерть стала неожиданной для врачей, ведь операция, которую перенесла Айрис, кроме пользы, не сулила никакого вреда. Кончина Айрис расстроила медиков, семью усопшей, а также ее патрона – профессора экономики, в подчинении которого Айрис трудилась секретарем.В день похорон профессор вдруг вспомнил, что накануне просил Айрис связаться с его коллегой и выяснить, сможет ли тот принять участие в курсе лекций. Разумеется, секретарь должна была выполнить поручение, как только выйдет из больницы. Но коль события повернулись не лучшим образом, профессору пришлось взять на себя миссию оповестителя. Коллега, ни сном ни духом не ведавший, что верной Айрис с ними больше нет, услышав голос «светила науки», воскликнул: «Минутку, мне звонят по другому телефону!» А через мгновение вернулся к разговору, огорошив профессора сообщением: «Только что звонила миссис Брейс, ваша секретарь, и напомнила, что вы просите меня принять участие в программе лекций»…Нам и без бренди хорошо…В мае 1971 года супруги Макконелл из Аризоны тихо коротали вечерок вдвоем, как внезапно их уединение нарушил звонок приятельницы Инесс Джонсон. Миссис Джонсон недавно прихворнула, легла в больницу и, соскучившись по подруге, решила с ней поболтать. Женщины ворковали около получаса, после чего миссис Макконелл выразила намерение навестить болящую с бутылочкой ежевичного бренди – излюбленного напитка Инесс. Однако миссис Джонсон категорически возразила против визита и, что особенно удивительно, против бренди, грустно молвив: «Мне он уже не понадобится». Но тут же взяла себя в руки и заверила, что чувствует себя отлично, более того, никогда не была столь счастлива. Ну счастлива, и ладно, успокоилась миссис Макконелл… А когда спустя пять дней перезвонила в клинику, с удивлением узнала, что ее подруга Инесс Джонсон покинула сей бренный мир несколько недель назад. Кто же заверял ее в отличном самочувствии и отказался от бренди?«Сказал, где деньги лежат»Однажды в доме английской актрисы Иды Люпино зазвонил телефон. Это напомнил о себе Стенли, ее отец, к слову, почивший три месяца назад. Видимо, Ида ждала весточки от батюшки, поскольку нет никаких данных о том, что звонок усопшего родителя испугал ее, а может быть, англичане в силу характера и вовсе не склонны к истерикам. Так вот, Стенли звонил с сугубо прагматичной целью: незадолго до смерти он составил завещание, спрятал его, а дочери ничего не сказал. И поскольку бедная Ида сбилась с ног в поисках заветного документа, Стенли звонком дал знать, где дожидается своего часа его «последняя воля»…«Ты мне только звони»Вышеописанные случаи – лишь малая толика «звонков с того света». В конце 90-х прошлого столетия явление стало настолько массовым, что им всерьез занялись ученые Манчестерского университета изучения паранормальных явлений. За четыре года деятели науки зафиксировали более тысячи телефонных контактов с покойными и готовы поделиться результатами исследований. В половине зарегистрированных случаев умерший и его абонент обменялись фразами, в четверти эпизодов говорил только звонящий, а в остальных эпизодах голос «с той стороны» был неразборчив и тонул в какофонии звуков, словно идущих из конца длинного тоннеля. Важный нюанс: ни разу операторам телефонной связи не удалось зафиксировать звонок, то есть чувствительные приборы попросту не замечали сигнал.Что сказал покойник?По заверениям ученых, пугаться вестей с того света не стоит. Опрошенные свидетели в унисон твердили, что разговор с покойным не вызвал отрицательных эмоций, наоборот, доставил умиротворение и радость. Стоит отметить, что ушедшие в лучший мир беспокоят лишь родных и друзей, да и то не по пустякам, а только чтобы предупредить о грядущем важном событии, отвести беду и сообщить о собственном благополучии. Только один случай имел трагический финал, но вряд ли его можно считать виной усопшего. Некой 73-летней вдове из Орегона позвонил покойный супруг, несколько минут женщина рассказывала мужу о друзьях и родственниках, слушала его признания в любви, но мало что узнала о новом состоянии и месте пребывания главы семейства. Нет, не мало – совсем ничего, поскольку звонящий наотрез отказался обсуждать данную тему. После диалога вдова принялась терзаться и переживать, в результате чего ее разбил паралич.Возникает резонный вопрос: а что, покойники-россияне не звонят своим родным и близким, оставшимся в суетном мире? Почему данные об этом явлении интересуют только американских и западноевропейских ученых? Судя по отзывам соотечественников, многие получали звонки с того света, но мало кто решался заявить публично, что он «слышит голоса»…То ли дело солнечная Бразилия, где это дело – телефонные переговоры с умершими родственниками - поставлено на поток! Бесперебойную связь с загробным царством наладила простая бразильская женщина Соня Ринальди, устроившая у себя дома уникальный переговорный пункт. Процедура выглядит так: желающий поболтать о том о сем с покойником бразилец приходит к синьоре Ринальди, платит несколько реалов и – вот оно, вожделенное общение! В телефонную трубку, соединенную с блоком связи (конструкция устройства держится в строжайшем секрете), визитер выкладывает наболевшие вопросы, а с другого конца провода отвечает родственник. Точнее, голос, похожий на «до боли знакомый». Но как бы там ни было, самой распространенной фразой, звучащей с того света, является: «Привет, это ты?» И все…Вне зоны доступа?Есть горстка уникумов, которым удалось обратное - дозвониться до покойников. Правда, ни один из вступивших в контакт не знал, что абонента уже нет в живых…Однажды Николь Фридман из Лос-Анджелеса увидела во сне собственного мужа Боба, который в тот момент находился в другом городе. Прямо скажем, нехорошо так увидела – лежащим с простреленной головой в луже крови. Проснувшись, Николь тут же набрала номер Боба, супруг ответил как ни в чем не бывало, лишь с грустью посетовал, что они так далеко (?!) друг от друга. Позже выяснилось, что на момент разговора тело Боба уже несколько часов пребывало в городском морге – его застрелили при попытке ограбления…Аналогичный случай произошел с американкой Смит: женщине ни с того ни с сего привиделась во сне подруга, с которой она не общалась семь лет. И вновь сон был кошмарным – приятельница лежала на полу в крови. Под впечатлением увиденного Смит позвонила «героине сновидения», та бодро ответила, мол, действительно, болела, но теперь в добром здравии, чего и другим желает. Тогда неугомонная Смит напросилась в гости, однако приятельница вдруг занервничала и сказала, что перезвонит позже. Как вы догадываетесь, звонка не последовало. Но не будь дотошная американка миссис Смит, если бы не подняла по тревоге родственников подруги – куда запропастилась ее товарка? И с изумлением узнала, что собеседницы уже полгода как нет в живых…То, что Эдисон не доделал…А ведь еще в XIX веке изобретатель лампы накаливания и кинопроектора Эдисон утверждал, что электрический сигнал способен связывать нас с потусторонним миром, и звонки умершим родственникам – не плод воспаленной фантазии, а реальная перспектива. Легендарный американец даже разработал специальный аппарат, который был призван воплотить дерзкий замысел. Но вот незадача: Эдисон умер, оставив «недоделку», а ассистент, с коим они вместе бились над потенциальным ноу-хау, в одиночку не смог завершить начатое, пробормотав в свое оправдание, мол, мы были так близки к открытию, но «извиняйте, накладочка вышла». И Эдисон чего-то не звонит…Современные же ученые настроены категорично: нет никакой телефонной связи с царством мертвых, таинственные звонки – не что иное, как некий феномен человеческий психики. При его проявлении происходит не реальный разговор, а телепатическая связь с душой умершего. В пользу данной гипотезы говорит и тот факт, что голос умершего не фиксируется магнитофонами, его слышит только тот, кому якобы адресован звонок, а свидетели, которые находятся в этот момент на расстоянии нескольких сантиметров, не замечают даже телефонного «дребезжания»!Кроме того, по наблюдениям исследователей, покойники имеют обыкновение звонить в течение первых 24 часов с момента смерти, реже – на седьмой день после отбытия на небеса. И только самые настойчивые не дают покоя по три месяца кряду. Другими словами, пока человек тоскует по тому, кто его оставил, он бессознательно вызывает умершего на разговор, а как только боль утраты поутихнет, прекращаются звонки. Что ж, доля разумного здесь имеется, но как быть с исполнительной секретаршей Айрис Брейс, которая вроде бы не питала теплых чувств к своему шефу, тем более к его коллеге?..И еще одна деталь заставляет даже скептически настроенных ученых сомневаться: в ряде случаев опрошенные свидетели рассказывали, что звонящие покойники упоминают в разговоре неких анонимных существ, называя их «они». Якобы «они» дозволили позвонить, предупредив, что время разговора строго ограничено. Это наталкивает на мысль, что связь между живыми и мертвыми все же имеется, но она не просто затруднена, ею не дозволяется пользоваться без крайней необходимости… И кто эти таинственные «они»?Так что, когда глубокой ночью вдруг раздастся звонок, но в трубке вы услышите только шум или невнятный голос, не пугайтесь – возможно, это всего лишь развлекаются телефонные хулиганы…Лия Варакс


На сайте появилась долгожданная статья Вадима Черноброва о Бермудском треугольнике - подробное описание этой аномальной зоны и связанные с ней гипотезы и истории. А начиналось всё в 1945 году, 60 лет назад...

Бермудский треугольник - легендарная область Атлантического океана между Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами, в которой, согласно мнению многих исследователей, происходит множество необъяснимых явлений. Действительно, здесь довольно часто находили дрейфующие суда как с мертвыми экипажами, так и без них. Зафиксированы также бесследные исчезновения самолетов и судов, выход из строя навигационных приборов, радиопередатчиков, часов и т.д. Английский исследователь Лоуренс Д. Куше собрал и проанализировал в хронологическом порядке более 50 случаев исчезновения судов и самолетов в этом районе и пришел к выводу, что легенда о "треугольнике" - не более чем искусственно сфабрикованная мистификация, которая я вилась результатом небрежно проведенных исследований, а затем была доработана авторами, увлекающимися сенсациями. Этой же точки зрения придерживался советский академик Л.М. Бреховских и многие другие исследователи. В пользу такой "официальной" точки зрения можно добавить, что в действительности катастроф в "страшном" месте происходит не так уж и много, через этот район Атлантики проходит огромное количество авиа- и морских перевозок.

"Обычных" таинственных исчезновений любителям сенсаций было уже недостаточно, поэтому в ход пошли приписки, недомолвки и просто обман (в ряде случаев это полностью доказано), в результате которых в число жертв треугольника попали суда, утонувшие либо по вполне тривиальным причинам (японское судно "Раифуку-Мару", вокруг которого возникли легенды, в 1924 году потерпело катастрофу па виду у другого парохода именно по причине жестокого шторма; трехмачтовую шхуну "Стар оф пис" в мгновение ока отправил на дно взорвавшийся дизель), либо вдалеке от района Бермуд (немецкий барк "Фрея" в 1902 году пресса "перенесла" из Тихого океана из-за случайного совпадения в названиях местности; тримаран "Тинмут Электрон" в 1989 в самом деле был покинут экипажем, но - не доходя 1800 миль до "треугольника"), либо даже вообще не суда (ошибочную тревогу, к примеру, поднимали дважды из-за полузатопленных буев, поставленных "Академиком Курчатовым" в 1978 г.).

Настоящих, запротоколированных случаев исчезновений кораблей едва ли наберется больше 10-15% от того, что сообщалось в сенсационных газетных публикациях. Тем не менее, в расследовании именно этих случаев из "золотого запаса" бермудологов сторонники "официальной точки зрения также не проявили истинно научного подхода, и 13 книге того же Л. Куше можно найти ряд подтасовок и недоговоренностей именно в случаях с самыми таинственными происшествиями.

Ряд исследователей, не согласных с такой позицией, указывают в первую очередь именно на события, не получившие однозначного ясного объяснения. Здесь и внезапное исчезновение, а затем появление через 10 минут на экране радиолокатора самолета в районе Майами, и светящиеся "белые воды" в Саргассовом море, и внезапный выход из строя самой надежной аппаратуры, и внезапно покинутые экипажами суда, находящиеся в исправном состоянии. Разумеется, среди этой части ученых нет однозначного решения всех вопросов, поставленных "треугольником". Например, факт оставленных экипажами кораблей академик В. В. Шулейкин объясняет генерируемыми в воде инфразвуковыми колебаниями, под влиянием этих инфразвуковых волн члены экипажа могут впасть в состояние панического ужаса и покинуть судно. Но насчитывается еще, по крайней мере, два десятка гипотез, объясняющих тот же факт: от версий с похищением людей пришельцами с НЛО до предположений о причастности к этому исчезновению мафии.

Самой таинственной до сих пор выгладит история с исчезновением 6 самолетов, произошедшим вечером 5 декабря 1945 года.

В 14.10 пять самолетов "Эвенджер" с 14 летчиками взлетели, добрались до учебной цели в океане, около 15.30- 15.40 легли на обратный курс на юго-запад.

В 15.45 (уже через несколько минут после последнего поворота) на командном пункте авиабазы Форт-Лодердейл получили первое странное сообщение: "У нас аварийная обстановка. Очевидно, сбились с курса. Мы не видим земли, повторяю, мы не видим земли".

Диспетчер сделал запрос об их координатах. Ответ сильно озадачил всех присутствующих офицеров: "Мы не можем определить свое местоположение. Мы не знаем, где сейчас находимся. Мы, кажется, заблудились!" Словно бы в микрофон говорил не опытный пилот, а растерявшийся новичок, не имевший ни малейшего представления о навигации над морем! В этой ситуации представители авиабазы приняли единственно правильное решение: "Держите курс на запад!"

Мимо длинного побережья Флориды самолеты уж никак не проскочат. Но... "Мы не знаем, где запад. Ничего не получается... Странно... Мы не можем определить направление. Даже океан выглядит не так, как обычно!.." С земли пытаются дать эскадрилье целеуказания, однако из-за резко возросших атмосферных помех эти советы, по всей видимости, не были услышаны. Сами диспетчеры с трудом улавливали обрывки радиопереговоров летчиков между собой: "Мы не знаем, где мы находимся. Должно быть, в милях 225 северо-восточнее базы... Похоже, что мы..."

В 16.45 от Тейлора приходит странное донесение: "Мы находимся над Мексиканским заливом". Наземный диспетчер Дон Пул решил, что летчики или сконфужены, или сошли с ума, указанное место было в совершенно противоположной стороне горизонта!

В 17.00 стало ясно, что пилоты на грани нервного срыва, кто-то из них кричит в эфир: "Черт побери, если бы полетели на запад, то попали бы домой!" Затем голос Тейлора: "Наш дом - на северо-востоке..." Первый испуг вскоре несколько прошел, с самолетов заметили какие-то острова. "Подо мной земля, местность пересеченная. Уверен, что это Кис..."

Наземные службы также запеленговали пропавших, и возникла надежда, что Тейлор восстановит ориентацию... Но все оказалось напрасным. Наступила темнота. Вылетевшие на поиски звена самолеты вернулись ни с чем (еще один самолет исчез во время поисков)...

О самых последних словах Тейлора до сих пор ведется спор. Радиолюбители сумели расслышать: "Кажется, что мы вроде... мы опускаемся в белые воды... мы полностью заблудились..." По свидетельству репортера и писателя А. Форда, в 1974 году, спустя 29 лет, один радиолюбитель поделился такой информацией: якобы последними словами командира были: "Не следуйте за мной... Они выглядят как выходцы из Вселенной..." ["За рубежом", 1975, №45, с. 18]. По моему же мнению, последняя фраза наверняка придумана или интерпретирована позже: до 1948 года люди почти обязательно употребили бы в подобной ситуации выражение "выходцы с Марса". Даже на заседании Комиссии по расследованию этого происшествия впоследствии обронили фразу: "Они исчезли так же безвозвратно, как если бы улетели на Марс!" Вряд ли бы и Тейлор воспользовался малоупотребимым словом "Вселенная", тем более, что о пришельцах оттуда не помышляли даже фантасты...

Итак, первый и бесспорный вывод, который следует из прослушивания радиопереговорных записей,- пилоты столкнулись в воздухе с чем-то необычным и странным. Эта роковая встреча была первой не только для них, но и, вероятно, о подобном они не слышали от своих сослуживцев и друзей. Только этим можно объяснить странную дезориентацию и панику в обычной штатной ситуации. Океан имеет странный вид, появилась "белая вода", стрелки приборов пляшут - согласитесь, что этот перечень может испугать кого угодно, но только не опытных морских летчиков, которые наверняка до того уже находили в экстремальных условиях нужный курс над морем. Тем более что у них была прекрасная возможность вернуться к берегу: достаточно было повернуть на запад, и тогда самолеты ни за что не пролетели бы мимо огромного полуострова.

Вот здесь мы и подошли к основной причине паники. Звено бомбардировщиков в полном соответствии со здравым смыслом и по рекомендациям с земли в течение примерно полутора часов искало сушу только на западе, затем около часа - попеременно на западе и востоке. И не нашло ее. Тот факт, что целый американский штат бесследно пропал, может лишить рассудка даже самых стойких.

Справедливости ради надо сказать, что землю в конце своего полета они увидели, но не решились приводниться рядом на мелководье. Визуально по очертаниям островов Тейлор определил, что находится над грядой Флорида-Кис (юго-западнее южной оконечности Флориды) и поначалу даже повернул на северо-восток к Флориде. Но вскоре под влиянием коллег засомневался в увиденном и вернулся на прежний курс, словно бы он находился значительно восточнее Флориды, т.е. там, где он и должен быть и где его запеленговали наземные радарные установки.

Но где же они были на самом деле? На земле доклад экипажа о наблюдении Кис восприняли как бред паникующих пилотов. Пеленгаторы могли ошибаться ровно на 180 градусов и это их свойство учитывалось, но в тот момент операторам было известно, что самолеты где-то в Атлантике (30 градусов с.ш., 79 градусов з.д.) севернее Багамских островов и им просто в голову не могло прийти, что на самом деле пропав шее звено уже значительно западнее, в Мексиканском заливе. Если это так, то Тейлор мог видеть действительно острова Флорида-Кис, а не "похожие на Флориду-Кис".

Возможно, операторы пеленгаторов в Майами не сумели отличить сигналы, пришедшие с юго-запада, от сигналов с северо-востока. Ошибка стоила пилотам жизни: видимо, напрасно проискав сушу на западе и израсходовав все горючее, они сели на воду и затонули, в то время как их самих тщетно разыскивали на востоке... В 1987 году именно там, на шельфовом дне Мексиканского залива, и был найден один из "Эвенджеров" постройки сороковых годов! ["Правда", 1987, 2 марта]. Не исключено, что остальные 4 тоже где-то неподалеку. Остается задать вопрос: каким образом самолеты могли незаметно для всех переместиться на семьсот километров к западу?

Случаи если не мгновенных, то сверхбыстрых перемещений самолетов уже известны историкам авиации. Во время Второй мировой войны советеский бомбардировщик, возвращавшийся с задания, проскочил аэродром в Подмосковье больше чем на тысячу километров и сел на Урале... В 1934 году Виктор ГУДДАРД над Шотландией залетел вообще непонятно куда, приблизился к неизвестному аэродрому, который в мгновение ока "исчез из поля зрения"... Эти и многие другие подобные случаи объединяет то, что сверхбыстрые полеты совершались всегда в странных тучах (белом тумане, некой дымке, искрящейся мгле). Именно таким и терминами награждают очевидцы и другое странное явление, при котором происходит быстрое перемещение во времени; к примеру, прогулявшись полчаса-час в "белом странном тумане" на острове Барсакельмес в Аральском море, путники возвращались спустя сутки.

Да и в самом Бермудском треугольнике "белый туман" не такой уж редкий гость. После встречи с ним исчез однажды с экранов локаторов приближавшийся к Майами авиалайнер... и когда через 10 минут он появился вновь, все имевшиеся на борту часы отставал и на те же самые минуты. В том полете никто из пассажиров ничего необычного не заметил; не исключено, что также незаметно для глаз будет внезапное увеличение скорости по причине "фокусов" со временем. При этом, если не считать пресловутого тумана и послеполетной сверки хронометров, пилоты должны заметить пляску стрелок на некоторых приборах да еще перебои с радиосвязью (переговариваться-то приходится с землей - местом, где обычный ход времени не совпадает с аномальным "небесным"). Вспомним, именно после упоминания пилотами "Эвенджеров" о появившемся странном тумане и о разом вышедших из строя пяти компасах радиосвязь с ними исчезла и впоследствии восстанавливалась лишь изредка.

Подобные аномальные места изредка возникают еще и потому, что на ход физического времени оказывают некоторое влияние все движущие по окружности тела. Этого эффекта, как следует из опытов профессора Николая Козырева, в весьма малых масштабах можно добиться даже с помощью крохотных маховиков. Что же говорить о районе Бермуд в Атлантике, где мощное течение Гольфстрим закручивает водяные вихри в сотни километров диаметром! (Именно подобные образования иногда становятся видимыми на поверхности океана в виде белых или даже слабосветящихся кругов и "колес".) Закручиваются вихри - изменяется время - должна изменяться и гравитация. В центре вихря (там, где американские спутники фиксировали уровень воды на 25-30 метров ниже обычного) гравитация повышенная, на периферии - пониженная. Не в том ли причина многих катастроф морских судов, что грузы в трюме внезапно увеличивают свой вес? При неоднородном нагружении и превышении запаса прочности корпуса катастрофа практически неминуема! Для полноты трагической картины к этому нужно добавить и ненадежность радиосвязи в таких местах...

Разумеется, после первых сообщений о бермудских "фокусах" со временем в печати стали появляться новые леденящие душу, но не всегда правдивые подробности... Не так давно американский еженедельник "Ньюс" поведал об удивительном происшествии с американской подводной лодкой, совершавшей плавание в "треугольнике" на глубине 200 футов (70 м). Однажды матросы услышали странный шум за бортом и почувствовали вибрацию, продолжавшуюся около минуты. Следом за этим было замечено, что люди в команде якобы очень быстро постарели. А после всплытия на поверхность с помощью спутниковой навигационной системы вообще выяснилось, что субмарина находится в,.. Индийском океане в 300 милях от восточного побережья Африки и в 10 тысячах миль от Бермуд! Ну чем не повторение с перемещением технических аппаратов, только не в воздухе, а в воде? Правда, выводы в этой истории пока делать рано: ВМФ США, как и раньше в таких случаях, не подтверждает, но и не опровергает это и информации.

Зато кое-какие выводы можно сделать в деле с пропажей эскадрильи в далеком 1945-м. Вероятнее всего, в небе над Бермудским треугольником это звено столкнулось с нестационарной кочующей аномальной зоной, в которой у них отказали приборы и забарахлила радиосвязь. Затем самолеты, находясь в "странном тумане", с очень большой скоростью переместились в Мексиканский залив, где пилоты и узнали с удивлением местную гряду островов...

Давайте уточним, что означает - "с очень большой скоростью". Итак, через полтора часа после взлета самолеты попадают в странный туман, где у них отказывают все приборы, ВКЛЮЧАЯ ЧАСЫ. В 16.45 самолеты выходят из облачности и восстанавливают ориентацию (из докладов слышно, что они уже доверяют компасам). По аэродромным наземным часам прошло 2,5 часа полета, и горючего оставалось еще на 3 часа. Сколько прошло времени по самолетным часам (вышедшим из строя) - сказать трудно. Вряд ли на этот вопрос смогли бы правильно ответить и летчики: в экстремальных ситуациях времявосприятие резко отличается от обычного. Лишь один механизм может дать нам ответ - это двигатели самолетов, они единственные продолжали нормально работать в аномальной зоне! Итак, в 17.22 Тейлор объявил: "Когда у кого-нибудь останется 10 галлонов (38 литров горючего), то мы приводнимся!" Судя по фразе, горючее и в самом деле подходило к концу. Видимо, вскоре самолеты приводнились потому, что в 18.02 на земле услышали фразу: "...В любую минуту может утонуть..." Значит, горючее в торпедоносцах закончилось в промежутке между 17.22 и 18,02, в то время как его должно было хватить до 19.40, а с учетом аварийного запаса - до 19.50. Такое резкое расхождение можно объяснить только одним: двигатели жгли горючку на 2 часа больше, чем ранее предполагалось!

Вот оно, недостающее звено в цепи разгадок! Пока на земле прошел всего один час, в белом тумане пролетело около трех!!! Скорость самолетов была все это время обычной, но для гипотетического стороннего наблюдателя она показалась бы в 3 раза быстрее! Вероятно, за эти 3 часа собственного времени торпедоносцы, увы, проскочили выступ Флориды с родной базой и оказались в Мексиканском заливе. Пилоты еще до конца не вышли из цепких лап весьма поредевшего тумана, когда под крыльями появилась гряда островов...

Дальнейшее вы знаете. Тейлор, конечно же, сумел узнать острова, над которыми пролетал десятки раз. Но... не поверил их "чудесному" появлению и по настоянию авиабазы снова взял западный курс. (Теперь уже "странный туман" прошел, и полет происходил в обычном времени.) Он поверил спустя час и повернул назад, однако неискушенные советы диспетчеров, твердивших: "Вы только-только подлетаете к Флориде" - окончательно сбили его с толку... В конечном счете звено погубила неуверенность лейтенанта: он несколько раз лихорадочно менял направление движения, следуя то на северо-восток курсом 30 градусов, то на восток (90), то по требованию диспетчеров - на запад (270). Дефицит горючего побуждал сделать окончательный выбор. Тейлор сыграл в "орлянку", и... выиграла Смерть. Бомбардировщики, в очередной раз едва не дойдя до спасительного материка, сделали свой последний разворот и ушли курсом 270 градусов... В сторону от суши...

...Друзья пропавших пилотов до сих пор не могут понять, почему лейтенант Тейлор скомандовал, а его подчиненные (среди которых были и более старшие по званию) выполнили посадку на неспокойное море, в то время как они могли еще целых два часа искать землю!.. Приводнение на высокие волны практически не оставляло шансов спастись, и, тем не менее, подчиненные Тейлора без сомнений выполняют этот приказ, хотя только что они громко ругались и спорили со своим командиром по поводу курса. Вы пол нить самоубийственную посадку пилоты могли, только зная, что горючее действительно на исходе. Предположительно около 19 часов самолет лейтенанта уже был на дне, радисты зафиксировали обрывки разговоров других экипажей между собой, кто-то сквозь явный шум волн пытался вызвать Тейлора и не получал ответа. Затем умолкли и остальные голоса... На земле надежда на их возвращение все еще сохранялась, так как никто не мог поверить и факт приводнения. Прошел еще один час, по подсчетам аэродромного персонала у летчиков только теперь заканчивался аварийный запас горючего, и псе ждали чуда... Наконец, наступило 20 часов, стало ясно, что ожидания напрасны... Яркие огни на посадочной полосе, которые было видно за десятки миль, горели еще какое-то время.

Наконец, в 21 час с минутами кто-то в диспетчерской молча повернул рубильник... Летчики, конечно же, еще были живы в тот момент. Вероятнее всего, после того как пошли на дно самолеты, они находились в воде в своих спасательных жилетах. Но ночной шторм гарантированно сделал снос дело. Богатый опыт морских катастроф подсказывает, что вероятнее всего никем не найденные пилоты были в силах противостоять холодным волнам примерно до полуночи...

В полночь в 2500 километрах от этого места в Маунт-Верноне (штат Нью-Йорк) словно бы от внезапного удара одновременно проснулись Джоан ПАУЭРС и ее полуторагодовалая дочь. Джоан сразу поняла причину своего кошмарного сна и решила сделать то, чего она никогда до этого не делала - позвонить мужу на авиабазу. Примерно 2 часа ушло на выяснение номера телефона и на соединение. Ровно в 2.00 ночи в Форт-Лодердейле раздался звонок. Дежурный офицер, взявший трубку, побагровел, и, заикаясь, ответил: "Не волнуйтесь, но вашего мужа, капитана Эдварда Пауэрса, мы не можем позвать, он сейчас в полете..." Человек, который 5 часов назад выключил освещение на посадочной полосе, так и не решился произнести вслух приговор. Джоан узнала правду о муже только утром из экстренного выпуска радионовостей...

Возможно, с той же самой аномальной зоной, сбившей столку и Тейлора, и Пауэрса, и всех остальных, не разминулась и бесследно исчезнувшая двухмоторная летающая лодка "Марин Маринер", та самая, которая бесстрашно отправилась на поиски "Эвенджеров". Последние слона радиста гидросамолета были о "сильном ветре на высоте 1800 метров"... Хотя причина может быть и более прозаической, кто-то в районе полета этой лодки видел яркую вспышку в небе. Взрыв?.. Вместе с экипажем летающей лодки число жертв "треугольника" в тот вечер составило 27 человек...

...Когда описанная выше гипотеза приняла более-менее стройные очертания, было решено познакомить с пей кого-нибудь из непосредственных участников тех событий. Упоминавшийся уже Дон ПУЛ, в тот момент уже 82-летний подполковник и отставке, жил во Флориде. Ожидался какой угодно ответ, но такой... "Все описанное может быть и интересно, но согласно вам получается, что самолеты упали в Мексиканском заливе, на самом деле их недавно нашли и Атлантике, всего в 10 милях от родной базы Форт-Лодердейл! Родственники погибших говорят, что лучше бы не находили: горько знать, что пилоты погибли буквально на пороге дома, в одной минуте полета! Так что тема закрыта. Сначала нашли 4 самолета имеете, затем обнаружился пятый - с номером 28. Это был номер Тейлора! Да, они так и летели: "двадцать восьмой" Тейлор впереди, за ним - четверо ведомых..." Вот это новость! Правда, совсем не понятно, почему 19-е звено упало в воду в том районе, почему их в таком случае было плохо слышно по радио, за 10 миль (18 км) их должны были слышать как из соседней комнаты... Чего-то не хватало в новой разгадке тайны, надо было узнать дополнительные подробности...

В 1991 году поисковое судно "Дип Си" компании "Сайентифик Сеч Проджект" северо-восточнее Форт-Лодердейла производило поиск затонувшего испанского галеона с золотом. Команда на палубе шутила над тайнами Бермудского треугольника, кто-то гоготал, вспоминая различные истории, в том числе с пропавшими торпедоносцами. Поэтому, когда пришло сообщение "Под нами торпедоносцы", все восприняли это как шутку. Это были 4 "Эвенджера", лежавшие строем на глубине 250 метров, пятый с номером 28 находился в миле от остальных. Четверка как бы слегка поотстала от ведущего "28-го" самолета (невольно вспоминается версия, что последними словами Тейлора были: "Не приближайтесь, они похожи на…").

Немедленно подняли архивы. Выяснилось, что за все время в Атлантическом океане падали в воду 139 самолетов типа "Эвенджер", однако группа из пяти самолетов пропадала без вести только однажды в декабре 45-го. Скептики решили также проверить: а не могли ли в этом районе самолеты упасть в воду с авианосца? Подобных записей в архивах также не нашли, но скоро необходимость в их поисках отпала, более подробное фотографирование находок доказало, что самолеты именно садились на воду: у них были за гнуты лопасти пропеллеров и открыты фонари кабин. Тел в кабинах не обнаружили. Ни у кого больше не возникло сомнений в том, что это пропавшее 19-е звено, тем более что на двух бортах был и буквенные изображения "FT" - так обозначались самолеты, базирующиеся на базе Форт-Лодердейл. Правительство США, военно-морские силы и фирма ССП немедленно начали между собой судебную тяжбу на право владения находкой, в то время как родственники погибших потребовали оставить самолеты в покое. Первооткрыватель "Эвенджеров" Хоукс в одном из последних своих интервью сказал: "Мы подплывем на подводном аппарате поближе с тем, чтобы прочесть номера. Уверен, что это они! Мы разгадали величайшую тайну! Но если выяснится, что это не 19-е звено, то это означает, что мы создали новую великую загадку, потому, что 5 самолетов не могут так просто собраться на дне океана!.."

Но тайна не поддалась... Спустя месяц, летом 1995 года, на наш запрос пришел свежий материал... Длинная многостраничная статья, описывающая злоключения судна "Дип Си", о том, как тяжело исследователям пришлось под водой, как долго они подбирались к номерам, и как... разочаровались: два номера были хорошо видны - FT-241, FT-87 и два лишь частично - 120 и 28. У пропавшего же звена номера были: FT-3, FT-28 (Тейлор), FT-36, FT-81, FT-117. Сошелся только один номер, и тот - без буквенного обозначения. Номера найденных на дне самолетов так до сих пор и не идентифицированы, среди пропавших они не числятся. В большинстве архивных записей значится лишь заводской номер машин, но так как эти цифры записывали на фанерном киле "Эвенджера", то нет надежды, чтобы номер на самолетах сохранился столь долгое время.

Словом, загадки остаются открытыми. Какие самолеты лежат на дне океана вблизи Форт-Лодердейла, что или кто заставил собраться их вместе? И куда же все-таки делись "те самые" самолеты? После провала в Атлантике капитан судна "Дип Си" категорически отказался идти в Мексиканский залив с тем, чтобы прочитать номер ранее найденного там "Эвенджера": "Плевал я на самолеты, -сказал он, - лучше бы мы нашли испанский галеон!"

Вы думаете, немедленно на место катастрофы по заданию правительства отправилась подводная лодка?! Нет, правительство "вдруг" потеряло дар речи, вероятно потому, что выяснилось, что денег за 19-е звено оно не получит, а получит только новую болезненную проблему. Надо с умным выражением лица объяснять то, чего объяснить почти невозможно, но финансы на расследование тратить ох как не хочется! В 1996 году, впрочем, нашлось объяснение, официальная комиссия установила, что: 1. На дне вовсе не самолеты, а макеты самолетов. 2. Их специально положили туда для того, чтобы отрабатывать бомбардировку с воздуха.

Только самые доверчивые поверили такому официальному бреду. Аквалангисты, наверное, смеялись до упаду. Неужели никто из правительственных органов не читал их отчетов, где они описывали номера, открытые фонари, загнутые при посадке лопасти пропеллеров? Ничего этого не могло быть на макетах-мишенях. Если это макеты, то такие, которые сами прилетели сюда "строем". А летчики, наверное, хохотали потому, что делать бомбардировочные мишени на глубине 250 метров - все равно, что целиться из пистолета в цель, находящуюся за Великой китайской стеной!

Так закончилось это странное происшествие (с которого, в сущности, и берет начало официальная история "треугольника"), в ходе которого исчезли и так до сих пор не были найдены все пилоты "Эвенджеров" и гидросамолета, вылетевшего на помощь... Впрочем, сама история не закончится никогда…

Приведем и остальные попытки объяснить кровожадные действия "треугольника". Выдвигалось несколько десятков самых различных объяснений:

А) Причина - в мозгах людей:

А-1) "Просто выдумка". Все случаи - не более чем газетные утки и басни владельцев турагентств... (Этой версией можно объяснить до 50-70% всех происшествий.)

А-2) "Просто совпадения". Все случаи - не более чем совпадения и стечения обстоятельств... (Этой версией можно объяснить до 70-80% всех происшествий.)

Б) Причина - под землей и на дне:

Б-3) "Подводные землетрясения" (основана на работах польского инженера Е. Корхова). Возможно, в результате катастрофических смещений дна океана могут возникать волны до 60 м высотой, способные мгновенно, не оставив никаких следов, поглотить судно любой величины. При дрейфе материков в течение миллионов лет в земной коре образовались колоссальные каверны, а во время землетрясения свод такой пещеры может обрушиться. Если пещера находится под океанским дном, то в нее неизбежно хлынет вода, на поверхности возникнет сильнейший водоворот, который засасывает и воду, и воздух... (Этой версией можно объяснить до 20-40% всех происшествий.)

Б-4) "Атланты". Остаточные следы деятельности погибшей цивилизации атлантов (материк которых "был где-то поблизости")... (Этой версией можно объяснить некоторое количество происшествий.)

Б-5) "Подводные цивилизации". От версии с атлантами отличается лишь тем, что гипотетические подводные жители живут и процветают по сию пору. Впрочем, фантазировать - так фантазировать! Атланты в прошлом могли стать современными подводными жителями. К тому же эта гипотеза может иметь прямую связь и с версией о пришельцах... (Этой гипотезой также можно объяснить некоторое количество происшествий.)

В) Причина - в воде:

В-6) "Голос моря" (на основе открытия 1932 года известного советского гидролога В. А. Березкина). Это - одна из интересных и даже немножко романтичных гипотез. Ее автор, плавая на гидрографическом судне "Таймыр", заметил, что если в открытом море при приближающемся шторме держать на расстоянии 1-2 см около уха воздушный шар-пилот, то в ушах ощущается значительная боль. Исследование этого явления провел академик В.В. Шулейкин, он-то и дал ему название - "Голос моря". Ученый выступил в Академии наук СССР с теорией возникновения инфразвуковых колебаний в океане. При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря происходит срыв потока на гребнях волн; при скорости ветра больше скорости распространения волн воздух у гребней задерживается, образуя сжатие, а над подошвами волн - разрежение. Возникающие таким образом сгущения и разрежения воздуха распространяются в виде звуковых колебаний с частотой до 10 Гц. В воздухе возникают не только поперечные колебания, но и продольные, сила возникающего инфразвука пропорциональна квадрату длины волн. При скорости ветра 20 м/с мощность "голоса" может достигать 3 Вт с каждого метра фронта волны. При определенных условиях шторм генерирует инфразвук мощностью уже в десятки кВт. Причем основное излучение инфразвука идет приблизительно в диапазоне около 6 Гц - наиболее опасном для человека. Надо добавить, что "голос", распространяясь со скоростью звука, значительно опережает ветер и морские волны, к тому же инфразвук весьма слабо рассеивается с расстоянием. В принципе он может распространяться без значительного ослабления на сотни и тысячи километров, как в воздухе, так и в воде, причем скорость водяной волны в несколько раз превышает скорость воздушной. Так что - где-то бушует шторм, а в тысяче километров от этого места экипаж какой-то шхуны сходит от 6-герцового излучения с ума и в ужасе бросается в абсолютно спокойное море. При колебаниях порядка 6 герц человек испытывает чувство беспокойства, часто переходящее в безотчетный ужас; при 7 герцах возможен паралич сердца и нервной системы; при колебаниях на порядок выше возможно разрушение технических устройств. В процессе эволюции у человека, видимо, сформировался центр, чувствительный к инфразвуковым колебаниям, предвестникам землетрясений и вулканических извержений. Комплекс реакций, которые должны проявляться при воздействии па этот центр: избегать замкнутых пространств, для того чтобы не попасть в завал; стремиться удалиться от рядом находящихся объектов, грозящих обвалиться; бежать "куда глаза глядят", для того чтобы выйти из района стихийного бедствия. И сейчас можно наблюдать подобную реакцию у многих животных. В то же время при непосредственном воздействии на организм возникают неконкретные реакции, такие как вялость, слабость и различные расстройства, так же как, например, при облучении рентгеновскими лучами, высокочастотными радиоволнами. Человек утратил высокую чувствительность к инфразвуковым колебаниям, но при большой интенсивности древняя защитная реакция пробуждается, блокируя возможности сознательного поведения. Следует подчеркнуть, что страх не будет вызван внешними образами, а будет как бы "исходить изнутри". У человека будет ощущение, чувство "чего-то ужасного". В зависимости от интенсивности инфразвуковых колебаний, находящиеся на корабле люди будут испытывать различные степени паники и неадекватных действий (тут уместно вспомнить "Одиссею" Гомера). Данная гипотеза в принципе проливает свет на исчезновение моряков, выдвигая в качестве причины, например, массовое самоубийство. (Этой версией можно объяснить до 30-50% всех происшествий.)

В-7) "Подводный ультразвук" (от предыдущей версии отличается тем, что источник или, правильнее сказать, концентратор страшного звука находится не на поверхности, а на дне). Шторм, происходящий в Атлантическом океане, по слонам украинского исследователя В. Шульги, якобы генерирует инфразвуковые волны, которые, отразившись от донных ям ("рефлекторов"), фокусируются в определенных районах. Колоссальные размеры фокусирующей структуры позволяют предположить наличие областей, где инфразвуковые колебания могут достигать значительной величины, что и является причиной происходящих здесь аномальных явлений. Инфразвук может быть причиной резонансного колебания корабельных мачт, приводящих к их поломке (к аналогичным последствиям может привести воздействие инфразвука на элементы конструкции самолета). Инфразвук может быть причиной появления над океаном быстро возникающего и так же быстро исчезающего густого ("как молоко") тумана. Атмосферная влага, сконденсировавшаяся за время фазы разряжения, может не успевать растворяться в воздухе за время последующей фазы сжатия, но в то же время способна "мгновенно" исчезнуть в течение нескольких периодов отсутствия инфразвуковых колебаний. (И этой версией также можно объяснить до 30-50% всех происшествий.)

В-8) "Противотечения" (выдвинута Н. Фоминым). В основе лежит предположение, что под действием ветра северного направления и набегающих волн в глубине океана рождаются водопады высотой в несколько километров и мощные нисходящие течения. (Этой версией можно объяснить до 20-30% всех происшествий.)

В-9) "Гидродинамический эффект" (выдвинута канд. техн. наук Г. Зелькиным). Насытившись газом, выделяющимся из донного грунта (это - продукт тектонической деятельности), масса поды отрывается от дна и движется к поверхности; при этом наводится электромагнитное поле. Достигнув поверхности, газожидкостный объем может подняться на высоту в несколько сот метров. Всякий корабль или самолет, очутившийся в зоне выброса, низвергнется в пучину; экипаж, попав в газовое облако, обязательно погибнет. (Этой версией можно объяснить до 40- 50% всех происшествий.)

В-10)"Гидратное дно" -практически похожая версия, отличающаяся только процессом выделения и накопления донного газа. (Этой версией можно объяснить до 50-60% всех происшествий.)

В-11) "Выбросы метана" (выдвинута морским геологом из университета Сандерленд Аланом ДЖАДОМ). Возможно, во всем виноват истекающий из дна метан. Это предположение, по его мнению, объясняет загадку бесследного исчезновения кораблей и самолетов. При взрыве большое количество метана оказывается в морской воде и плотность воды уменьшается во столько раз, что не только корабли в считанные секунды уходят на дно, но и люди, вы бросившиеся с корабля в спасательных жилетах, камнем идут на дно. А когда метан достигает поверхности воды, он поднимается в воздух и представляет опасность для пролетающих в этом месте самолетов... (Этой версией можно объяснить до 10- 20% всех происшествий.)

В-12) "Нападение животных". Нападения гигантских кальмаров и подводных животных - реальность, но... не настолько явная, как ее преподносят фильмы ужасов... (Этой версией можно объяснить некоторое количество происшествий.)

В-13) "Нападение чудовищ". А вот про поведение фантастических и легендарных (типа вымерших плезиозавров) подводных животных пока ничего достоверно сказать нельзя... (Но и этой версией можно объяснить некоторое количество происшествий.)

Г) Причина - в воздухе:

Г-14) "Пониженное сцепление" (выдвинута в 1950 году канадцем Уилбуром Б. Смитом, возглавлявшим правительственные исследования по магнетизму и гравитации в районе Бермудского треугольника). Было объявлено об обнаружении зон в атмосфере с "пониженным сцеплением". Эти области имеют диаметр, по словам Смита, до 300 м. Они имеют тенденцию подниматься на большую высоту и медленно передвигаться, исчезать и вновь появляться в другом месте. Не исключено также влияние такой зоны на нервную систему человека. Самолет, попавший в зону "пониженного сцепления", легко может разрушиться. (Этой версией можно объяснить до 30-40% всех происшествий.)

Г-15) "Атмосферный взрыв". Считается, что при сложном сочетании гравитационных, электромагнитных, сейсмических и акустических аномалий происходит искажение обычной картины существования воздушной



Такой же примечательной, как каменные города, королевские убежища и склады, другие административные постройки, была и сеть магистральных дорог, связывающих все это воедино. Любой правитель-инка мог без особого труда объехать все свои владения от Эквадора до Чили, и, за исключением нескольких случаев, когда предстояло перебираться через большие реки, его носильщикам не было никакой нужды сходить с отлично содержащихся дорог.

Выложенные камнем дороги Тауантинсуйю часто сравнивают с дорогами в Римской империи. И те и другие использовались для осуществления строгого контроля за различными народами, проживавшими далеко от столицы. Но ведь римлянам не приходилось постоянно путешествовать через густые, опутанные лианами джунгли, по горам высотой более 20000 футов, перебираться через ревущие реки и горные потоки шириной до нескольких сот футов.

Две главные артерии, соединенные многочисленными второстепенными дорогами, пролегли через территорию всей страны - одна по побережью, а вторая среди гор. Прибрежная магистраль начиналась от окаймленного пальмами залива Гуаякиль в Эквадоре, тянулась вдоль пустынного берега, минуя столицу Чиму - Чан-Чан, и шла дальше, мимо святынь Пачакамака, через сухие пески Наски, завершая свой путь через 3000 миль у чилийской реки Мауле, к югу от нынешнего Сантьяго. Горная магистраль, получившая название Капак-нан, то есть королевская дорога, простиралась еще дальше: от гор к северу от Кито она проходила через все поля сражений времен великих инкских завоеваний, мимо площади в Кахамарке, где был пленен Атауальпа, вдоль реки Мантаро, где был схвачен и умерщвлен Уаскар, и потом через реку Апуримак достигала Куско. Оттуда дорога поворачивала к югу, стрелой устремлялась в горы у озера Титикака, вилась, проходя через высокогорные ущелья и горловины Боливии, достигая своего завершения возле Тукумана, на территории нынешней Аргентины. Обе эти дорожные системы вместе с примыкавшими к ним горными дорогами и ответвлениями, ведущими через монтанью в джунгли низин, растянулись на расстояние более 15000 миль.

Некоторые участки этих магистралей были построены за века до этого уари, а на севере - чиму и другими народами. Но инки их значительно расширили и улучшили. Дамбы из известкового суглинка или из каменных блоков поднимали полотно дороги над заболоченной местностью, а водопропускные трубы, кульверты, обеспечивали систему необходимого дренажа. Кое-где поверхность полотна покрывалась водонепроницаемой смесью из листьев кукурузы, гальки и глины. На участках твердой породы на побережье дорогу не мостили; каменные столбы указывали на "плечи", склоны на местности, а иногда на отдельных участках возводились низенькие каменные или глиняные стены, чтобы препятствовать проникновению на полотно песка и чтобы караваны лам, а также королевские курьеры не сбивались с пути. На главных магистралях межевые столбы указывали пройденное расстояние.

Ширина дорог зависела от грунта: она достигали 20 футов в низинах, в пустыне и на пуне, а в горных ущельях их ширина сокращалась до 3 футов. Там, где это было возможно, дороги прокладывались точно по прямой линии. Инженеры-инки, казалось, предпочитали преодолевать, а не обходить препятствия на своем пути. Так как эти дороги предназначались главным образом для пешеходов и осторожных, твердых на ноги лам, то практически здесь не было никаких ограничений, связанных с крутостью того или иного уклона. Это затрудняло, конечно, путешествие, особенно в горах, где для облегчения участи путников создавались чуть ли не "американские горки", головокружительные лестничные пролеты с вырубленными в горной породе ступеньками. На магистрали, связывающей Мачу-Пикчу с Вилькабамбой, где тропа идет по крутому откосу, было специально возведено каменное ограждение высотой 12 футов. В другом месте дорога проходит сквозь пробитый в скале туннель длиной 15 футов, созданный путем расширения естественной трещины. Свод этого пологого туннеля достаточно высок, под ним свободно, не сгибаясь может пройти человек, а внутри в полу выбиты ступеньки для удобства спуска.

Труднее всего дорожным строителям пришлось тогда, когда они объединяли в единую систему все водные переправы в этом регионе. Хотя многие реки можно было бы перейти вброд, у некоторых из них такое быстрое течение, что подобный шаг связан с риском для жизни, даже если уровень воды не достигает колен. Через узкие речки или небольшие потоки на уровне земли можно было перебросить мосты из стволов деревьев или же построить каменную арку на консолях. Широкие реки с медленным течением требовали иного подхода - для перехода через них создавались понтонные мосты из обладавших высокой устойчивостью камышовых лодок, соединенных вместе и покрытых деревянным дорожным полотном. Когда возникала необходимость преодолеть глубокие ущелье с рекой внизу в монтанье, то дорожным строителям часто приходилось прибегать к "оройе" - что-то вроде фуникулера, который крепился к тяжелому канату из переплетенных лоз, других ползучих растений или же из жесткой травы ичу, и такой канат натягивался с одной стороны пропасти до другой. Пассажир, занявший свое место на подвешенной к канату сделанной из тростника корзине, перебирался на другую сторону с помощью людей, которые тащили его через ущелье на веревке. Но иногда случалось, что под рукой не оказывалось корзины, и тогда, по рассказу отца Кобо, происходило следующее: "Путника крепко связывали по рукам и ногам, чтобы он не упал вниз из-за испуга или потери сознания, а потом подвешивали его к канату с помощью большого деревянного крюка, после чего тащили его за веревку с одной стороны на другую".

Хотя такие простые приспособления, сделанные руками человека, как корзины, прекрасно выручали отдельных путешественников на второстепенных дорогах, главные магистрали требовали чего-то более надежного и основательного. Для того чтобы переправлять людей и груз через горные потоки, инки строили подвесные мосты. Они по праву считаются выдающимся достижением их инженерного искусства. На каждой стороне потока возводилось по каменному пилону, к которым прикреплялись крепкие толстые канаты, скатанные из жесткой травы ичу, "толщиной с туловище мальчишки", как утверждает Кобо. Два каната служили перилами, а три остальные поддерживали полотно дороги, сделанное из связанных ветвей деревьев. Такие мосты прогибались под собственной тяжестью, к тому же они угрожающе раскачивались на ветру. Но они оказались надежным средством переправы и выдерживали слуг с носилками вельмож и даже испанцев верхом на лошадях. Для обеспечения безопасности местным жителям предписывалось не реже одного раза в год менять канаты, и в их обязанности входил постоянный контроль за мостом и своевременный его ремонт. Наиболее впечатляющим из всех таких мостов был тот, который висел над каньоном, пробитым рекой Апуримак на пути главной северной магистрали, идущей из Куско. Его длина от одного края пропасти до другого равнялась 220 футам; бурные воды реки кипели внизу, от путника их отделяло расстояние в 118 футов.

Несмотря на все опасности, на весь риск, связанный с путешествием по таким магистралям, их строители старались сделать путешествие любого путника быстрым и приятным. На некоторых участках они даже высаживали фруктовые деревья, орошаемые с помощью сложной системы ирригации, чтобы путешественники могли насладиться свежими, зрелыми плодами. Они также построили на расстоянии от 15 до 30 миль от каждого тамбо, "дорожной станции", специальные загоны для лам. Местному ответственному лицу на станции поручалось запасать провизию: маис, лимскую фасоль, сухую картошку, вяленое мясо. Недавно проведенные археологические изыскания показали, что инки построили тамбо на всех дорогах в империи, и их общее число достигало примерно 1000. В исторических хрониках колониальной эпохи говорится, что испанцы предпринимали попытку наладить эффективную работу всех тамбо как неотъемлемой части действующей сети дорог, но это им удавалось с гораздо меньшим успехом, чем инкам.

Дорожные станции, как и колькас, убеждают в важности создания запасов для безупречного функционирования империи инков. Это было бы невозможно, если бы инки не создали эффективную систему сельскохозяйственной экономики. Для того чтобы обеспечить продовольственные нужды постоянно растущей империи, им пришлось поновому подойти к использованию земли, и они успешно справились с этим, создав террасы на склонах гор, выпрямив течение рек, засыпав либо осушив болота, направив воду в пустынные районы, чтобы обеспечить их процветание. В империи, местность в которой имела сложный рельеф, в основном вертикальный по характеру, а горизонтальные участки являлись засушливыми степями или вовсе безжизненной пустыней, в очень немногих районах можно было легко обрабатывать землю.

Сельскохозяйственные террасы инков можно увидеть повсюду, в любом уголке империи. Они ползли по склонам гор, окружавших Куско, занимали большие участки к югу в долине Колка, размещались на сотнях крутых неровных склонов по всей территории империи. Около 2,5 миллиона акров было обработано таким способом, что делало возможным земледелие там, где о нем прежде не могли и мечтать. (Сегодня в Перу регулярно обрабатывается около 6 миллионов акров земли.) Если верить легенде, то строительство таких террас придумал Пачакути, хотя некоторые из них возникли еще до появления инков и их династий. Инки, однако, усовершенствовали конструкцию таких "анденес", как их называли, придали им почти художественную форму.

Размеры типичных анденес таковы: 5-13 футов высоты, ширина и длина зависят от покатости склона. Некоторые из них достигают от 50 до 200 футов в ширину и до 5000 футов в длину у подножия склона, но так как они по мере подъема вверх сужаются, то на вершине они не могут быть большими, там помещается лишь несколько рядов кукурузы или грядок овощей. Стены многих террас сделаны из известняка, и, как сообщает нам Гарсиласо, "они поднимаются вверх медленно, чтобы выдержать вес земли, которой они заполнены". Другие, например, возле Куско, делались из тех же каменных блоков, которые использовались для строительства королевских дворцов.

Построив опорные стены, рабочие заполняли образовавшееся пространство вначале слоем булыжников, чтобы обеспечить необходимый дренаж, потом сверху наваливали землю, которую таскали на собственной спине в корзинах из долин. В некоторых местах плодородие почвы улучшали с помощью гуано (птичий помет), который, если его не оказывалось поблизости, доставлялся из птичьих заповедников, расположенных на островах неподалеку от побережья. Для соединения террас - некоторые из них достигали высоты одноэтажного дома - крестьяне делали ступеньки. Иногда они втыкали в стенки горбыли, концы которых могли служить им своеобразной лестницей Так как ирригация была незаменимой при выращивании урожая, то для доставки воды с покрытых льдами высоких вершин сооружались специальные каналы, а водоводы, прорытые между террасами, позволяли воде переливаться с одного уровня на другой. Археологи выдвигают теоретическое предположение, что запустение многих древних террас объяснялось депопуляцией этого обширного региона.



© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика