Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Падение астероида или осколков кометыДля объяснения гибели Атлантиды сторонники ее нахождения в Атлантическом океане чаще всего привлекают космические катастрофы.

Первым, кто связал гибель Атлантиды с появлением кометы был Г.Р. Карли опубликовавший свою работу в 1784.

С. Башинский в 1914 году предположил, что остатками астероида является Австралия. Его гипотеза не имеет никаких геологических обоснований.

Польский астроном М. М. Каменский пришел к заключению, что Атлантида погибла из-за кометы Галлея в 9541 г. до н.э.

Немецкий атлантолог О. Мук изучал следы падения Каролинского метеорита (диаметр 10 км, масса 200 млрд. т, скорость 20 км/сек) и пришел к выводу, что он был причиной гибели Атлантиды. Сила удара была эквивалентна взрыву 30 тыс. водородных бомб.

Польский атлантолог Л. Зайдлер считает, что Атлантида погибла при столкновении Земли с кометой Галлея.

Главными "специалистами" по столкновению Земли с космическими телами являются О. Мук и Л. Зайдлер.

Оба этих автора и их предшественники и последователи приводят несколько обстоятельств свидетельствующих в пользу подобной катастрофы.

1. У некоторых народов существуют мифы о необычайных атмосферных явлениях.

2. На поверхности Земли обнаружено несколько метеоритных кратеров. На этом основании можно предположить, что на Землю в прошлом падали метеориты крупного размера.

3. Существуют толкования календаря майя согласно которым можно установить дату падения метеорита.

Среди мифов наиболее известным является миф о Фаэтоне, говорящий, что обитатели северных районов вдруг почувствовали жару, а жители тропиков холод. Но, как замечает Зденек Кукал, "по меньшей мере смело предполагать, что когда-то в Землю врезалась комета и отклонила земную ось". Но, например, Л. Зайдлер относится к такому толкованию абсолютно серьезно.

Тот же Зденек Кукал находит следы падения метеорита и в водяных и солнечных часах египтян и майя, замечая, что на экваторе они показывали бы точное время. Далее, он делает вывод, что когда ось вращения Земли была наклонена иначе, Египет находился на экваторе. Тогда то атланты и научили египтян и майя изготовлять часы.

Захват ЛуныВ 1912 году австрийский инженер Гербигер предложил "Учение о космическом льде", в соответствии с которым, Земля имела по меньшей мере четыре спутника, 22000 лет назад предпоследняя луна упала на Землю, а 11500 лет назад Земля захватила Луну, что и послужило причиной гибели Атлантиды. Луна якобы притянула воды океанов с полюсов к экватору и Атлантида была затоплена.

Контраргументы против этой теорииЗденек Кукал приводит следующие контраргументы против падения какого-либо космического тела 11500 лет назад в Атлантический океан или Средиземное море.

1. На Азорах, Канарах, островах Зеленого Мыса, в Исландии и на дне Атлантики есть неповрежденные отложения плейстоцена и верхнего третичного периода.

2. Магнитные аномалии в районе Срединно-Атлантического хребта не имеют нарушений.

3. В Атлантике мало лав моложе 11500 лет.

4. Рельеф логично объясняется расширением дна океана от срединного хребта без привлечения метеоритов.

5. Нет повышения концентрации внеземных материалов в слое 11500 лет.

Все сказанное об Атлантике с небольшими поправками относится и к Средиземному морю.

Хочелось бы отметить, что все гипотезы подобного рода игнорируют тот простой факт, что падение на Землю астероида или спутника достаточно большой массы, чтобы вызвать геологическую катастрофу, привело бы к такому повышению температуры, что почти вся жизнь на Земле (и, безусловно, вся разумная жизнь) была бы уничтожена. Метеориты же меньшей массы не могли бы отправить на дно морское остров значительных размеров, а значит какое-то небесное тело вряд ли явилось причиной катастрофы.

Атлантида в Средиземном мореМногие исследователи Атлантиды пришли к выводу, что в Атлантическом океане искать Атлантиду бесполезно. В поисках подходящего места для развитой цивилизации, воевавшей с праафинянами они приходили к Средиземному морю.

В 1854 году русский ученый, министр просвещения А.С. Норов публикует книгу "Исследования об Атлантиде". В начале своей работы он приводит слова Плиния Старшего о том, что когда-то Кипр составлял с Сирией единое целое, и стал островом после землетрясения. Он ссылается на арабского географа ибн Якута о том, что некогда море затопило многие обитаемые земли и пролилось даже на Грецию и Сирию. Далее Норов переходит к анализу текстов Платона. Он считает, что Атлантическим морем египетские жрецы назвали Средиземное море. В доказательство этого он говорит о горах Атласа в Берберии, гора Юръюра недалеко от Алжира и есть мифический Атлант, поддерживающий свод небесный. Приводя еще некоторые аргументы, он заключает, что Средиземное море некогда называлось Атлантическим. Также он замечает, что в рассказе Солона употреблено слово "пелагос", а не "океанос", а значит речь идет о не об океане, а о море.

Под Геракловыми (Геркулесовыми) столпами греки времен Платона понимали Гибралтар, но праафиняне и египтяне могли, как доказывают многие атлантологи, понимать почто любой пролив! Например Гибралтар, Мессинский пролив, Мыс Малея на Пелопоннесе и остров Китира, Китира и остров Андикитира, Канарские острова, стены храма у залива Габес, Керченский пролив, пролив Бонифачо, даже дельту Нила и т. д. Имя Атласа тоже носили многие горы в Европе, Азии и Африке. Сам Норов понимает под Геракловыми столпами Босфор.

Очень важным является один фрагмент текстов Платона: "...за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину". Достаточно логичным мне кажется предположение, что афинская армия находилась не очень далеко от Греции, а значит недалеко должна была находиться и Атлантида.

Предположим, что Атлантида находилась в Атлантике, туда пришла и греческая армия. Кажется неправдоподобным, что праафиняне, брошенные союзниками, в одиночку отобрали всю территорию до Тиррении и Египта, одолели немалый флот атлантов и приплыли к Атлантиде.

А если Атлантида располагалась в Средиземном море, то она совершенно спокойно могла проваливаться вместе с обеими армиями, которые где-то поблизости вели боевые действия.

"После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров". В Атлантическом океане, очевидно, не могло быть мелководий с илом.

Острова Средиземного моря прекрасно соответствуют и остальным деталям текста Платона, однако, все Средиземное море не столь обширно, как "Ливия и Азия вместе взятые". Но такой большой не является и Центральная Атлантика, так что становится ясно, что это сознательное и очень сильное преувеличение.

Итак,

1. Описание природы может быть отнесено ко всем островам Средиземного моря.

2. Цвет камней (белый, черный, красный) и горячие источники ясно указывают на присутствие вулканических и поствулканических процессов. Это типично для островов, расположенных к югу от Сицилии, и для некоторых островов Ионического и Эгейского морей. Богатство металлов типично для острова Кипр, Малой Азии, Пиренейского полуострова и северных берегов Африки.

3. Остров поднимался из моря отвесно, но имел наверху плоское пространство. Это характерно для Крита, Сардинии, Корсики.

В 1897 году русский минералог А. Н. Карноржицкий публикует в "Научном обозрении" статью "Атлантида", в которой помещает Атлантиду "между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой... и притом вблизи главного западного устья Нила (Столпы Геркулеса)". Ведь и город Саис, откуда пришла легенда об атлантах, и город Гераклея, основанный самим Гераклом лежали совсем недалеко.

Через три года после публикации статьи Карноржицкого Артур Эванс, выдающийся английский археолог, обнаружил на острове Крит следы древней цивилизации. В марте 1900 года он начал раскопки города Кносс, древней столицы Крита, и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса.

Дворец состоял из большого числа помещений, его площадь составляла 16 тысяч квадратных метров. И еще в то время, как Эванс вел раскопки в Кноссе и готовил для печати свою книгу о дворце Миноса, возник вопрос: а не открыл ли Эванс Атлантиду?

Крито-микенская цивилизацияКак пишет А. М. Кондратов, основное отличие цивилизации Крита от великих цивилизаций Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - это то, что она была не земледельческой, а морской державой.

Строительство судов и плавание по Эгейскому морю началось в Эгеиде 10000 лет назад. Во времена расцвета Крита, флот его был лучшим в мире. Корабли из Кносса бывали у берегов Испании, Сирии, в Черном море и Атлантическом океане. Торговцы Крита поддерживали тесные связи с Египтом и Двуречьем.

Остров Крит, расположенный посередине между Европой Азией и Африкой, занимает прекрасную стратегическую позицию. Аристотель пишет в своей "Политике": "Кажется, что остров создан для того, чтобы повелевать Грецией. Его местоположение - одно из самых счастливых: остров господствует над всем морем, по берегам которого расположились греки... Вот почему Минос овладел морским могуществом и завоевал острова, из коих он составил свои колонии".

Цивилизацию Крита отличает и еще одна характерная особенность: тавромахия - культ священного быка. Его Платон тоже приписывал легендарным атлантам.

19 января 1909 г. в английской газете "Таймс" появилась анонимная заметка "Погибший материк", в которой Атлантида и Крит отождествлялись. Автором ее оказался Дж. Фрост. Через четыре года он публикует статью "Журнале эллинистических исследований". Профессора Фроста поддержал и Э. Бейли в книге "Морские владыки Крита". В 1912 году Д.А. Маккензи написал о том, что Атлантида Платона - это минойский Крит.

С этой гипотезой соглашались и Е.С. Балч, и А. Риво.

Однако некоторые исследователи, например, Лев Семенович Берг считали, что минойцы были лишь наследниками атлантов, а Атлантида затонула в Эгейском море.

Немало для доказательства этой гипотезы сделал Жак-Ив Кусто, который занимался поиском следов крито-микенской цивилизации на дне Средиземного моря.

Исследования Кусто у берегов Псира, Докоса и Дии доказывают, что Крит был владыкой Восточного Средиземноморья, вел торговлю со всеми народами того региона. А изучение подводных "амфорных стен" наводило на мысль, что мощная держава была разом уничтожена волной цунами, вызванной взрывом вулкана Тиры, и только после экономического краха минойского государства пришедшие с материка эллины смогли покорить Крит.

Извержение вулкана СтронгилеМежду Элладой и Критом лежат Кикладские острова. Особое место среди них занимает Санторин. Это собирательное название, которым обозначают острова Тира, Тирасия, Неа-Каймени, Палеа-Каймени, Микра-Каймени и Аспрониси.

В конце прошлого века немецкий археолог Хиллер фон Гортринген провел на Тире раскопки и обнаружил остатки крупного города.

По мнению ученых, 3500 лет назад произошло катастрофическое извержение вулкана Стронгиле на едином острове Санторин, после чего остров и раскололся на несколько частей. По масштабам это извержение и его последствия можно сравнить с извержением вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году, погубившим 36 тысяч человек. Газы, пары, обломки, песок и пыль поднялись тогда на 70 км и рассеялись на площади 827'000 км2, а звук взрывов был слышен в Сингапуре и в Австралии. Спустя полчаса после взрыва на берега ближайших островов обрушились цунами. Волна, вызванная взрывом обошла земной шар. Ее скорость достигала 566 км/ч, а высота - 35 метров.

В 1939 году греческий археолог Спиридон Маринатос высказал гипотезу, согласно которой гибель царства Миноса произошла после извержения Вулкана Санторин. Как показали последующие исследования, эта гипотеза блестяще подтвердилась. В 1956 году доктор Ангелос Георге Галанопулос понял, что извержение и взрыв Стронгиле породили волну цунами высотой в несколько десятков метров.

Возможно, что именно в это время евреи шли из Египта и перешли море посуху. Как считают некоторые комментаторы Библии, евреи пересекли не Красное море, а залив в Средиземном море. Они пересекли его в те несколько минут, когда вода отхлынула от берега, а последовавших за ними египетских воинов накрыла волна цунами.

Контраргументы против этой теорииПротиворечие с ясно указанным местоположением Атлантиды у Платона. Несоответствие в датах и размерах. Атлантическое море названо "то море, что и впрямь заслуживает это название". По мнению многих атлантологов имеется в виду то, что Атлантическое море является океаном.

Атлантомания и атлантофобияИстория Платона является необычайно привлекательной для любого человека. Очень хочется верить в существование развитой цивилизации, возможно даже не уступающей современной, за 12000 лет до наших дней.

Фанатично верящие Платону атлантоманы заявили на Ванкуверском конгрессе в 1933 году: "Мы никогда не откажемся от идеи Атлантиды только, чтобы доставить этим удовольствие геологам и ботаникам. Атлантида завоевала в литературе слишком почетное положение, чтобы его могли поколебать нудные научные аргументы". Вести дискуссии с такими людьми или приводить им аргументы и доказательства бесполезно. Они, как заметил американский археолог Роберт Уокоп, "считают себя гражданами Атлантиды и готовы защищать легендарную страну до последней капли крови".

Так же как атлантомания, существует и ее антипод - атлантофобия. К сожалению, в наше время затронуть в своей серьезной научной работе вопрос об Атлантиде означает для многих распрощаться со своей репутацией серьезного ученого. Поэтому, многие наивно полагают вопрос о существовании Атлантиды давным-давно решенным современной наукой отрицательно, утверждая, что Атлантиды никогда не было с той же убежденностью, с какой атлантоманы доказывают, что она была.



Концентрация состоит в единении с предметом, на который направлено наше внимание. Когда такое единение достигается, то наступает момент, когда перестоёшь осознавать себя и место, где находишься.

Для тренировки умения концентрироваться очень подойдёт пламя свечи. Огонь занимает промежуточное положение между материальным и нематериальным мирами. Огонь - одна из четырёх стихий. Он обладает свойствами, относящимися и к материи, и к сознанию. Это единственная стихия способная полностью изменить форму материи. Символика огня - это земное воплощение Космического Света. Кстати, огонь используется для обработки и очищения предметов и мест. Хотя пламя свечи - это небольшая его часть, оно, тем не менее, обладает всеми его физическими и метафизическими свойствами.Если целью существования является путь к совершенству, то этот путь требует от человека очищения от собственных пороков и превращения их в добродетели. Свою роль сыграет работа со стихией Огня.Сама Земля является чистилищем и адом для многих людей, именно в земной жизни человек сталкивается с испытаниями, необходимыми для его очищения. Материальный мир представляет собой горнило, в котором преображается наша духовная природа.Огонь символизирует те законы и принципы, которые соответствуют наиболее высокому видимому проявлению Духа.Сядьте примерно в 2 м от горящей свечи, положите руки на колени, поставьте ноги ровно на пол, слегка расставив их. Выпрямите спину и расслабьтесь на время. Сделаете 3-4 полных глубоких дыхания через нос. Глядя на пламя свечи, старайтесь не моргать. Продолжайте концентрацию, пока не ощутите себя единым с пламенем свечи. Концентрируя внимание на пламени, обратите внимание на формы, которые принимает огонь, на его бесшумное колебание, скручивание, изгибание, расширение, удлинение, опускание и сжимание. Заметьте, как изменяется его цвет.После окончания концентрации на пламени свечи, лучше не задувать его, а бережно погасить.Дыхание - символ нашей Жизненной Силы и поэтому лучше не использовать его для уничтожения символа жизни.Хорошо во время концентрации использовать ладан и другие благовония. Кроме того, сгорая, ладан своим превращением порождает запах, который в вибрационном плане находится в полной гармонии с сознанием Души. Это объясняет, почему простое ощущение запаха ладана вызывает у многих потребность самонаблюдения или сосредоточения. К запаху добавляется символика движения поднимающихся от курений струй. Струйка дыма выражает подъём сознания, т.е. духовный подъём.



Обывателю иногда кажется, что самоубийство - это сюжет из романа, что-то нереальное, невозможное, вымышленное. И он сильно удивляется, когда узнает, что только по данным официальной статистики, которая в этом пункте хромает на обе ноги, каждый год в крупных российских городах количество людей, покончивших с собой, как минимум, в два раза больше, нежели погибших в дорожно-транспортных происшествиях.Что такое самоубийство (суицид), большинство из нас знает только понаслышке, однако многие почему-то думают, что хорошо разбираются в этом вопросе. Именно эти умники и создают мифы о самоубийстве. Какие же ошибочные мнения о самоубийстве и самоубийцах бытуют в массовом сознании?Во-первых, подавляющее большинство уверено в том, что проблема суицида - проблема незначительная. Попробуем в этом разобраться. Завершенные самоубийства (т. е. когда человек умирает вследствие самоубийства) - это только верхушка айсберга; попыток самоубийства в 10-20 раз больше; количество людей, думающих о самоубийстве как о способе решения своих проблем, еще больше - как минимум в 100 раз! Кроме того, каждый самоубийца оставляет в живых (в среднем) восемь человек своих близких, друзей и родственников, для которых его поступок - это настоящая душевная драма. Россия стабильно занимает одно из первых мест в мире по числу смертей от суицидов. В 2000 году мы, например, были на втором месте, а число россиян, умерших от самоубийства, было - 64 человека на 100 000 населения (это только по официальной статистике!). Теперь умножаем 64 на 15 (берем среднее), получаем почти 1000 человек - это тех, кто пытался покончить жизнь самоубийством, но, к счастью, судьба миловала. Далее 64 умножаем на 100, получаем 6400 человек; теперь 64 на 8 — и получим еще более 500. Если все сложить, получается без малого 8000 человек на 100 000 населения. Наконец, приплюсуем погрешность, и в результате от 10 до 15 % наших сограждан находятся под дамокловым мечом суицида! Во-вторых, бытует мнение, что самоубийством жизнь кончают душевнобольные - это большое заблуждение. На самом деле их количество среди самоубийц не превышает 15-20 %, т. е. оставшиеся 85-80 % люди «нормальные», хотя и находящиеся в состоянии душевного кризиса или депрессии. Впрочем, некоторые полагают, что самоубийство - это проявление слабости. Мысли о самоубийстве - это один из симптомов депрессии, а потому говорить, что самоубийца - человек слабовольный, это все равно, что утверждать, будто бы больной гриппом - страшный лентяй.В-третьих, считается, что если человек говорит о самоубийстве, то он никогда этого не сделает. Напротив, чаще всего потенциальные самоубийцы, так или иначе, озвучивают свои планы. Потом родственники и друзья мучаются угрызением совести, что проследили, недосмотрели, не прислушались...Каковы истинные причины самоубийства? Жизнь - сама по себе стресс, практически каждый человек убеждался в этом на опыте, многие испытывали чувство безысходности, вызванное невозможностью преодолеть тяжесть навалившихся на него обстоятельств. Этими обстоятельствами могут оказаться зашедшие в тупик семейные отношения (с супругом, родителями, детьми), трудности, связанные с работой, карьерой и т. п., в ряде случаев - это жилищный вопрос, иногда - зависимость (начиная от любовной и заканчивая наркотической или алкогольной), наконец, телесное заболевание, сексуальные проблемы и т.п. Когда человек сталкивается с трудностями и препятствиями, он, конечно, пытается их решать. Но если все его усилия оказываются тщетными, что тогда? Тогда он предпринимает попытки уйти от проблем, выйти из игры. Самым простым способом кажется именно самоубийство. Но задумаемся: в этом случае я вроде бы решаю проблему, но я не могу получить причитающийся мне результат, поскольку его просто некому будет получать! Уйти от проблемы, выйти из-под ее пресса, можно только переориентировавшись на что-то другое. Но в этом-то вся и загвоздка, поскольку сил у человека, измученного проблемой, уже нет!Депрессия - состояние болезненное, характеризующееся как раз утратой сил, чувством, что ничего нельзя изменить, ощущением, что жизнь не удалась и достойна только того, чтобы быть завершенной в кратчайшие сроки. Вылечи эту депрессию, и взгляд на жизнь изменится кардинально. Но ведь так трудно понять, что твои мысли - это не твоя истина, а твое заблуждение, навязанное тебе болезнью. И вот так человек оказывается в замкнутом круге: с одной стороны, жизнь с ее проблемами, с другой стороны, его собственное болезненное состояние, где к бессилию примешиваются идеи бессмысленности существования. Человек, оказавшийся в этом аду, на самом деле из последних сил пытается бороться за свою жизнь и проявляет зачастую подлинное мужество в противостоянии собственной депрессии и своему бессилию. Но, к сожалению, силы здесь не равны, а часто оборачиваются против самого этого человека. Возникает тревога, усиливается внутреннее напряжение, и на пике этой душевной боли он совершает самый бессмысленныйпоступок в своей жизни - самоубийство. Да, в чем уж поистине нет никакого смысла - так это в самоубийстве, о жизни этого сказать никак нельзя. Если же кто-то и говорит, то это не он говорит, а царствующая в нем депрессия.


Во Франции их называли норманнами, на Руси - варягами. Викинги - так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры. Войны и пиры - вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших звучные названия, например, «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии - и брали с покоренных дань. Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов - асам были угодны воины, погибшие в бою. Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке - «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее,чем сейчас!). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд. Викинги назвали открытую землю Винланд - «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией. А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках - саги и исландский парламент альтинг - первое народное собрание в Европе.

Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных "северных людях" и их драконоголовых кораблях. В 794 они "посетили" близлежащий остров Веармус (там тоже был монастырь), а в 802-806 годах добрались до островов Мэн и Айона (западное побережье Шотландии) Через двадцать лет норманнами было собрано большое войско для похода на Англию и Францию. В 825 г викинги высадились в Англии, а в 836 г впервые был разграблен Лондон. В 845 г даны захватилиГамбург, причем город был разорен настолько, что епископат, располагавшийся в гамбурге, пришлось перенести в Бремен В 851 году 350 кораблей вновь показались у берегов Англии, на этот раз были захвачены (и разумеется разграблены) Лондон и Кентербери. В 866 году штормом несколько кораблей были отнесены к берегам Шотландии, где норманнам пришлось зимовать. В следующем, 867 году было образовано новое государство Данло (Danelaw). В его состав вошли Нортумбрия, Восточная Англия, часть Эссекса и Мерсии. Просуществовало Данло до 878 года. В это же время на Англию вновь напал большой флот, снова был захвачен Лондон, а затем норманны двинулись на Францию. В 885 году был захвачен Руан, а Париж оказался в осаде (в 845, в 857 и 861 годах Париж уже был разграблен). Получив выкуп, викинги сняли осаду и отошли на северо-западную часть Франции, которая в 911 году была передана норвежцу Роллону. Область получила название Нормандия. В начале Х века даны снова пытались захватить Англию, что удалось им только в 1016 году. Англосаксам удалось скинуть их власть лишь через сорок лет, в 1050 году. Но свободой насладиться они не успели. В 1066 году огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. После битвы при Гастингсе в Англии воцарились нормандцы.

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов. В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией ( "Зеленая страна"), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид. В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им "Винланд"("Виноградная страна"). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона. После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину. Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю. В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

История Викингов

ВИКИНГИ - (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света. Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “викингр”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” – фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами. Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами. Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси. Английский термин “викинг” произошел от древнескандинавского слова vkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vk – залив, или бухта. Следовательно, слово vkingr переводится как “человек из залива”. Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины “викинг” и “скандинав” нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Определения из энциклопедий

ВИКИНГИ (др.-сканд.), скандинавы — участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце 8—середине 11 вв. в страны Европы. На Руси их называли варягами, а Западной Европе — норманнами (сканд. Northman — "северный человек"). В 9 в. захватили Северо-восточную Англию, в 10 в. — Северную Францию (Нормандия). Достигли Северной Америки. Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Около трёх столетий с 800 до 1050 годы н. э. воины викингов плавали на своих кораблях, терроризируя Европу. Они плыли из Скандинавии в поисках серебра, рабов и земель. Викинги в основном нападали на Британию и Францию, пока те вторгались в Россию. Викинги исследовали много неизвестных земель, плавая по огромному Атлантическому океану.

Мультимедиа энциклопедия "История мира



В интересующую нас эпоху Иудейство выполнило свою мировую миссию: «из Сиона вышел закон» для всего человечества.

История Палестины в последние века перед и в начале н. э. имеет всемирно-историческое значение и достаточно известна. С 198 г., перейдя в руки Селевкидов, иудеи стали лицом к лицу с вопросом о национальной и религиозной самобытности. Если и раньше принадлежность к державе Птолемеев, промежуточное положение и развитие диаспоры обусловливали обильное проникновение греческих влияний, то последние шли стихийным, естественным путем, и поэтому не вызывали отпора. Теперь эллинизация вводится насильственно. Антиох IV Эпифан, видя прогрессирующий и неминуемый развал своего государства, решается прибегнуть к крайним мерам для сплочения его разнородных частей. Мы знаем, как были встречены его мероприятия в Иудее и какие они имели последствия. Сравнительно спокойное состояние и естественное проникновение иноземной культуры в III в. ослабило исключительность иудеев; мы меньше слышим о мессианских чаяниях и находим в Иерусалиме целую партию, готовую итти навстречу эллинизации. Даже высшее духовенство оказывается в этом отношении податливым. Достойный первосвященник Ония III был свергнут своим братом Иисусом, принявшим имя Ясона (174) и вступившим с Эпифаном в сделку. Чрез три года царю предложил лучшие условия Менелай, который умертвил Онию и явился самым деятельным проводником эллинизации и паганизации. Когда Ясон выгнал его из Иерусалима, Антиох явился и жестоко наказал город; стены были разрушены, поставлен сирийский гарнизон, отправление религии запрещено, суббота и обрезание отменены под угрозой казни, в храме поставлен жертвенник Зевсу олимпийскому.

Этого было достаточно для пробуждения. Выдвигаются Маккавеи, к ним пристает законническая партия хасидеев, т. е. праведных, и мы знаем, что благодаря их стараниям удается отстоять национальную религию и самобытность. Затем создается известное политическое могущество. В Симоне (142—135) иудеи получили наследственного первосвященника и этнарха из нового асменейского рода и признание со стороны римлян, а при его сыне Иоанне Гиркане (135—104) покорили старых врагов — самарян и идумеев, заставив последних принять обрезание. Аристовул I принимает царский титул и воюет успешно в Галилее; брат Аристовула, Александр Яннай покоряет и юдаизирует Итурею; он разрушил ряд греческих городов в Галааде, подчинил моавитян, и на западе почти весь берег к югу от Птолемаиды. Таким образом было восстановлено Иудейское царство в пределах, оставивших позади себя давидовы. С этих нор сплошное иудейское население из ничтожного пространства у окрестностей Иерусалима распространяется до моря, озера Мерома и по ту сторону Иордана.

Образуются три иудейские провинции: Иудея, Галилея, Перея. Истребляются языческие культы и вводится насильственно иудейство. Казалось, наступили меесианские времена. Но хасидеи ждали иного порядка вещей, да и обстоятельства были гораздо более сложны. Представители после-пленного законничества стояли на стороне Маккавеев только до тех пор, пока те боролись за веру и закон; они не могли сочувствовать возрождению царской власти, да еще усиленной узурпированным у законного рода Садокидов первосвященством и идущей не из дома Давидова. К тому же династия скоро стала преследовать мирские цели, а это было несовместимо с мелочностью и точностью в исполнении закона. Хасидеи разорвали с правителями; их обособленность стяжала им кличку «нерушим» («сепаратисты»), греч. фарисеи, которую они приняли и под которой известны в истории. Народ пошел за ними, и победоносный во внешних войнах Александр Яннай едва мог с ними справиться у себя дома, а умирая завещал, как говорят, своей жене и преемнице — Александре (76—67) примириться с ними. При ней фарисеи снова получили преимущественное влияние, а царица имела только призрачную власть.

Противниками фарисеев были представители высшего духовенства и аристократии, называвшиеся по оттесненному первосвященническому роду Садокидами или саддукеями и имевшие около себя свою партию приверженцев. Если фарисеи были носителями идеи Израиля, как богоправимой религиозной общины, основанной на неуклонном исполнении всех мелочных предписаний закона и отчужденности от остального мира, то саддукеи, стоявшие долго во главе этой общины, поняли неосуществимость этих утопий и невозможность соединения политики с законничеством. Высокое положение иерархическо-политическое (первосвященники были и этнархами, а, потом царями), в связи с материальным и социальным благосостоянием, делали их наиболее доступными культурным влияниям, и соблазн эллинизации рано покорил их. Вместе с тем политические интересы заслонили религиозные, и они не уследили за движением богословской мысли среди руководителей народа — книжников и фарисеев. Они отстали от них и остались на почве писанного закона, игнорируя накопившиеся толкования и развития, так наз. фарисейское предание старцев. Равным образом они стояли на почве более древнего миросозерцания, еще не говорившего определенно о воскресении мертвых и о воздаянии за гробом, не имевшего развитой ангелологии и демонологии. Земные интересы и политика не могли способствовать в них развитию интереса к эсхатологии, кроме того, своего рода эллинистическое «просвещение» заставляло их относиться отрицательно к развитию законнической тяготы и мессианско-политических фантасмагорий. Этот же дух обусловил их взгляд на свободу человеческой воли — они предоставляли человека самому себе, отстраняя фарисейское учение о вмешательстве промысла и ессейский фатализм. Само собою разумеется, что такая партия не могла быть многочисленной в век напряженных чаяний; она не имела корней в народе, и даже стоя во главе, саддукеи должны были из чувства самосохранения считаться с фарисейским миросозерцанием: «если они у власти, то неохотно и по необходимости следуют мнениям фарисеев, пак как в противном случае их бы не вынес народ» (Иос. Фл. XVIII, 1, 4).

Но фарисеи с их упорством не могли надолго удержать господствующее положение. Утопичность законнического государства сказалась немедленно после смерти Александры-Соломии. За девять лет господства фарисеи доказали полную неспособность и даже оттолкнули от себя народ, который стал переходить на сторону сына Александры, энергичного, склонного к саддукейству Аристовула II, устраненного в пользу своего брата Гиркана II, который в виду слабоумия более подходил к идеалу теократического государства фарисеев. Опять начались смуты. Аристовулу были нетрудно овладеть Иерусалимом, но на этот раз политические комбинации были более сложны. На Иудею оказались другие, более сильные претенденты: Антипатр, по происхождению идумей, назначенный Яннаем наместником Идумеи, а за ним римляне. Мы знаем, как вмешательство римлян и Помпея повело сначала к отмене Иудейского царства, к отторжению от него завоеванных областей и к восстановлению эллинистических городов, а затем к восстановлению его под властью идумейской династии Иродов. Фарисеи и законники сначала были довольны, предпочитая отсутствие государства существованию саддукейского государства на общих светских политических началах, но они скоро убедились, что проиграли, получив новое издание Иудейского царства, на этот раз уже не туземное и не суверенное. Ироды опирались на Рим и сочувствовали эллинизму, а поэтому, хотя и старались угождать фарисеям, не заслужили их симпатий. Династия их не удержалась по интригам самих же законников: по просьбе самих иудеев, как палестинских, так и римских, Август упразднил царскую власть. Иудеи добивались автономной Палестины с римским наместником, но их желания шли слишком далеко, и, конечно, их не могла удовлетворить никакая уважающая себя империя. На первых порах они как будто были довольны. Иерусалимский синедрион (так наз. герусия), о котором впервые упоминается еще при Антиохе III, первоначально саддукейский, но при Александре и Ироде, казнившем прежний состав, значительно разбавленный фарисейскими элементами и, во всяком случае, ходивший по фарисейской указке, получил теперь большее значение, чем при царях. За ним была признана юрисдикция и гражданская, и уголовная по иудейскому праву, он ведал местную полицию; в одном случае даже римский гражданин мог быть приговорен им к смерти — если переступал за храмовую ограду во внутреннее преддверие святилища, о чем предупреждали поставленные там надписи на греческом и латинском языках. Однако, до полной автономии и теократии было далеко. Прокуратор мог во всякое время принять на себя инициативу и подчинить дело своей собственной юрисдикции; без согласия и в отсутствии прокуратора первосвященник не мог созывать герусии для верховного суда; кроме того, не только прокуратор, но даже трибун иерусалимского гарнизона мог по своему усмотрению созывать синедрион и предлагать ему высказываться по известным вопросам. Таким образом, «автономия» существовала лишь при деликатности властей и до тех пор, пока они не выступали с собственной программой. Кроме того и необходимость платить дань считалась позором для народа, считавшего себя призванным к господству над народами и царями. Поэтому уже перепись 6—7 г. н. э. вызвала бунт Иуды Галилеянина, и то обстоятельство, что синедрион и фарисеи в массе не примкнули к нему, вызвало появление новой партии отколовшихся от фарисеев зилотов, решившихся отстаивать свободу и теократию, не гнушаясь разбоем. Влияние их было значительно; благодаря им все более и более входило в жизнь убеждение, что иудеи по закону, с которым обязаны считаться все, не могут нести никаких повинностей, а должны пользоваться всеми выгодами нахождения в сильной культурной империи, иметь везде синагоги, но не допускать в Иерусалиме языческих храмов, статуй и орлов, вести всюду пропаганду и в то же время яростно преследовать христианство не только у себя дома, но путем связей и интриг — во всей империи. Все это было причиной нерасположения к иудеям со стороны правительства и населения, отсюда и литературный антисемитизм «(напр., Манефон, Апион), и дикие сцены вроде разразившихся в Александрии в 38 г. н. э. Иудеи, конечно, не остались в долгу, несмотря на римское верховенство, ибо зилоты всегда находили поддержку в народе, фанатизируемом лжепророками и легко поддающемся призыву не платить податей. Римская же власть парализовалась иудейскими интригами, сеть которых была раскинута по всей империи и захватывала императорский дворец; власть была и слишком добросовестна, чтобы сразу принимать крутые меры там, где встречала непонятные и необычные условия; здесь она впервые встала лицом к лицу с острой формой вопроса об отношении церкви к государству. Римляне испробовали различные средства, отстаивая идею государства, то учреждая царство, то вводя прокуратуру (Клавдий пошел даже на назначение прокуратором туземца, но тем только дискредитировал его пред его же земляками), но зилоты были причиной того, что настало время действовать решительно. Храм и город были сознательно разрушены, как центр противогосударственного союза. Уничтожив государство в государстве, римская власть не имела уже основания беспокоиться, и иудеи, попрежнему, не были стеснены в религиозном отношении; они были освобождены и от воинской повинности, и от должностей, несовместимых с их верой. Даже синедрион возродился в Ямнии в виде судебного учреждения, которое, опираясь на влияние среди многочисленного иудейского населения империи, успело приобрести себе некоторые права. С III в. встречаются этнархи или патриархи Палестины. Но в это время мировая роль иудейства уже кончилась — она перешла к христианству, которое давало миру все блага иудейства, заключающиеся в монотеизме, чистом культе и высокой морали, не принуждая к его узко-национальным чертам, законной тяготе и исключительности. Конечно, проповедь апостолов имела быстрый успех в империи, в значительной мере благодаря тому, что почва была подготовлена эллинистическим иудейством, его богатой литературой, особенно знаменитым переводом XX и прозелитизмом. Литературные произведения, написанные иудеями на греческом языке, от Фокилида, Сивилл и Аристовула до Филона, несомненно оказали влияние на греко-римский мир, но и само иудейство не было лишь дающим в эту эпоху оживленного культурного и идейного взаимодействия.

Итак законничество было причиной гибели иудеев как политической единицы, но оно в то же время обусловило сохранение иудейства, спасло его от поглощения язычеством и сделало его невосприимчивым к христианству. Мы уже говорили о его зарождении и развитии, мы знаем его в современной форме. Евангельские времена стоят посредине этих двух крайних пунктов, но в них уже господствует тот дух, который впоследствии создал писанный талмуд. И евангелия, и послания ап. Павла, и Иосиф Флавий достаточно рисуют нам образ мелочности и казуистики. Все старания семьи, школы и синагоги были направлены к тому, чтобы весь народ сделать носителем и исполнителем закона, и это вполне удалось. Закон дан от бога, который, требуя его исполнения, в то же время чисто юридически награждает его исполнителя, как лично, здесь на земле и в мире грядущем, так и весь народ — посланием Мессии, не говоря уже о других благах; наоборот, небрежение к закону неминуемо влечет несчастия и общественные бедствия. Отсюда понятен энтузиазм к закону, но вместе с тем вполне объясняется и чрезмерное преобладание внешности в области права и юриспруденции в религиозной и нравственной жизни, причем внимание обращается не столько на внутреннее настроение, сколько на внешнюю корректность; формально-юридическая точка зрения нередко приводит к тому, что стремятся удовлетворить букве закона, даже обходя его прямой смысл. Апостол Павел наилучшим образом говорит об этом законничестве: «ревность божию имуть, но не по разуму» (Рим. 10 г.); евангелие говорит о бременах тяжких и неудобоносимых. Действительно, для свободной личности не было места, все было отдано под иго буквы. С другой стороны, достигший в знании и применении закона мастерства впадал в гордыню и самомнение, смотрел с презрением на «малых сих», кичился своими «добродетелями» и говорил о своих простецах-единоплеменниках: «народ сей, иже не весть закона, прокляти суть». Освобождение от тяготы закона преисполнило радости ап. Павла и заставило его преклониться перед тем, кто из хаоса противоречий и разнородных элементов извлек вечное содержание, религиозные и нравственные идеи, легшие в основания новой религии, обнимающей все человечество и претворившей в себе все великое и прекрасное из того, чем оно дотоле жило.

Эта религия не могла быть принята иудеями, так как она была универсальна, и так как ее основатель не соответствовал тому образу Мессии, который был к этому времени почти догматизирован руководящими кругами иудейства. Миросозерцанию язычников оказалось доступнее идея страждущего божества и религия богочеловечества. В позднейших, уже после-канонических книгах, мессианское царство представляется материально, и хотя называется «величайшим царством царя бессмертного», но помещается в Палестине, владеет всем миром, язычники покоряются, всюду господствует радость и мир, храмовой культ и законная тягота не прекращаются, умершие иудеи воскресают и также участвуют в царствии, и т. п. Эти мессианские чаяния были особенно сильны во время гонения Антиоха Эпифана, а затем пробудились с новой силой под влиянием зверств Ирода и римского владычества; мы знаем также, до какой болезненной интенсивности они доходили в 44—66 гг.

Представления о Мессии и его царстве, излагавшиеся некогда пророками в форме поэтических речей, теперь делаются предметом нового рода литературы, еще намеченного Иезекиилем и Захарией. Пророческое служение при законничестве не могло иметь места. Выступали или анонимно, или псевдонимно, влагая свои слова в уста прославленных имен древности: Эноха, Моисея, Авраама, Ездры, Варуха. Писания составлялись таким образом: от времени того или другого патриарха или пророка древности излагалась в пророческой форме история Израиля; пророчество прерывалось на времени действительного составителя; далее следовал или суд, или начало спасения; исполнение пророчества гарантировало и осуществление эсхатологических чаяний. Эта литературная форма и есть так наз. апокалиптика, сообщавшая пророчества не в ясной форме, а в таинственных образах и в притчах, черпаемых большею частью из традиционных представлений, а также из древнего запаса народных сказаний. Эти писания являлись особенно в минуты бед, в пору противоречий идеалов с действительностью, обетовании божьих с порабощением язычникам, назначения избранного народа с его действительным положением. Автор не мирился с печальной действительностью и был уверен, что новый напор бедствий только знаменует скорое исполнение древних обетовании. Он хочет и в других пробудить ту же уверенность, утешить их и избавить от отчаяния, а вместе с тем понудить грешников, в виду близкого наступления дня господня и суда, обратиться, чтобы принять участие в царстве Мессиии не оттягивать своими грехами его появления. Эти произведения религиозного и национального энтузиазма, менее проникнутые мертвящей буквой, были особенно любимы и имели огромное влияние. Время их процветания начинается с 167—5 г., когда под впечатлением неслыханных гонений Антиоха Эпифана и восстания Маккавеев получила свой окончательный вид книга пр. Даниила. Последние апокалипсисы относятся уже ко времени после разрушения Иерусалима Титом — это так наз. III книга Ездры и откровение Варуха. Апокалиптика укрепила в религиозном миросозерцании идею воскресения мертвых, страшного суда, ада и рая (сначала земного, потом небесного на третьем нёбе), развила идею антихриста (а вместе с тем усилила дуалистическое течение), особенно же идею сына человеческого, предсуществующего Мессии, небесного судии живых и мертвых. Религиозная мысль этого времени охотно останавливалась на посредствующих существах — ангелах, а также на полуабстрактных ипостасях божественных свойств. Здесь первое место занимает ипостасированная премудрость божия. Она — помощница творения, водительница и наставница человечества, она существует изначала: «Господь создал меня, как начало путей своих, от века, изначала, с основания земли я существую. Я родилась, когда еще не было потоков, когда не было источников водных, когда еще горы не были поставлены и не существовало холмов... Когда он простирал небо, я присутствовала, когда утверждал небесный свод над океаном... когда полагал морю предел его, чтобы воды не преступали его повеления, когда он устанавливал основания земли, я присутствовал а, как художница, рядом с ним, веселясь ежедневно, ликуя пред ним непрестанно» (Притч. VIII 22—31).

Историческая литература в эту эпоху оскудела. Единственный достойный внимания дошедший до нас памятник — Первая Маккавейская книга, первоначально написанная на еврейском (или арамейском) языке, но сохранившаяся в греческой библии, представляет замечательное явление и принадлежит к источникам первостепенной важности. Несомненно влияние подъема духа при Маккавеях, а может быть и греческой историографии. Автор начинает весьма разумно с Александра В., как с виновника проникновения в Иудею эллинизма, и доводит свое повествование до 135 г. Интересно миросозерцание автора: он, конечно, верующий иудей, но далек от религиозного прагматизма прежних историков; он объясняет события земными причинами; при этом является поборником маккавейской династии. И к закону он относится без фанатизма и энтузиазма, что, на ряду с человеческой точкой зрения, заставляет видеть в нем умеренного саддукея. Совершенно другой характер носит так наз. 2-я Маккавейская книга с ее увесистым стилем, реторикой, склонности к чудесному. Это скорее церковная и храмовая история, которая так относится к первой книге, как Паралипоменон к Царствам. Здесь и фарисейское законничество, и религиозный прагматизм. Книга написана на греческом языке и выдается за извлечение из Ясона. Киренского. Так наз. 3-я Маккавейская книга — тенденциозное писание, составленное мстительным египетским иудеем, вероятно, по поводу еврейского погрома при Калигуле (38 г.) в Александрии. В этом же роде, хотя и выше и по тону и по содержанию, книга Иудифь, в которой за историческими странностями, вероятно, скрывается все то же гонение Антиоха.

В совершенно другую, мирную и уютную сферу переносит нас прекрасная книга Товита. Это — повесть, в которой дела милосердия, брак и семейные добродетели возводятся на должную высоту, причем указывается на необходимость чистоты крови. Это заставляет нас видеть в книге руку иудея, жившего среди иноверцев и написавшего ее в поучение своим единоверцам, подвергавшимся опасности смешения с окрестным населением.

Книга Товита примыкает к так наз. учительной литературе, которая у семитов была всегда в почете и от которой в библии мы имеем несколько чрезвычайно интересных образцов. Мы не будем говорить о всемирном произведении неизвестного гениального поэта — книге Иова — рассмотрение ее не может ограничиться несколькими словами, — а укажем на другое замечательное явление библейской литературы — Екклезиаст, книгу позднего происхождения, вероятно III в. до н. э. Ее безысходный пессимизм отражает время, когда многие стали разочаровываться в необычайных ожиданиях и обетованиях, когда противоположность ожидавшегося величия и действительного унижения становилась нестерпимой, и единственным утешением, кроме обычных утех жизни (3, 22, 5, 17, 8, 15, 9, 7, 9, 11, 9 ел.), оставалось полагать, что жалкое состояние своего народа — удел всего человечества. Совершенно другого типа возникшая в начале II в. книга Иисуса, с. Сирахова. По характеру она примыкает к тому более древнему собранию изречений, которое составлено из самых разнообразных частей и помещено в библии под именем Притчей. По содержанию она соответствует своему девизу — «начало премудрости — страх божий». Для автора страх божий и исполнение закона — понятия тожественные; они обнимают все стороны жизни. Поэтому он неистощим в житейских правилах и советах, и с этой стороны является важным источником для знакомства с культурным состоянием его времени. Советы его исходят из его житейского опыта и большею частью покоятся на серьезной нравственной основе, лишь изредка сбиваясь на внешнюю житейскую мудрость. Он преисполнен великого благоговения к прошлому своего народа (гл, 44—50, так наз. гимн предкам), но мало говорит о будущем; это — трезвая натура, несклонная к апокалиптике. Книга первоначально написана на еврейском языке, в Египте переведена внуком автора еще в 130 г. на греческий. Несколько моложе и выше по изложению книга Премудрости, влагаемая в уста Соломону и представляющая не собрание изречений, а связный, написанный прекрасным греческим языком и не чуждый греческих влияний трактат против безбожия и идолопоклонства. Тема книги: истинная премудрость (сильно ипостасируется в книге) — истинная религия, т. е. религия Израиля. Отсюда идет полемика против единоплеменников, увлекающихся материалистическим эпикуреизмом. При этом автор посвящает экскурс обличению идолопоклонства — можно назвать это место первой попыткой философского объяснения его происхождения и последствий.

К этому же времени относится и окончательная редакция сборника еврейской лирики — Псалтири, так как целый ряд псалмов (44, 74, 79, 83, 109, 118 и мн. др.) несомненно маккавейского происхождения, и самая книга вероятно заключена после Симона. Значительная часть псалмов обнаруживает несомненные признаки (по богословскому миросозерцанию, историческим намекам и т. п.) происхождения во время второго храма, и книга может быть названа молитвословом общины верующих времени этого храма. Поэты говорят большею частью от лица общины, но личность их не заслоняется; мы слышим и скорбь грешника, и вопль обездоленного бедняка, оскорбляемого гордыми, и восторженный гимн закону (118), и радостную победную песнь патриота. Вошли сюда и богослужебные песнопения и, до известной степени, народные — целое собрание (119—133) песен, певшихся богомольцами на пути в Иерусалим. Редко человечество производило что-либо более совершенное, и редкая книга имела в его истории больше значения и большее распространение. Сотни поколений всех времен и народов до сих пор видят в ней неисчерпаемый источник наслаждения, умиления, утешения, поучения. Ни одна религия древности не поднялась так высоко в своем богопонимании, и отчасти и этике, как большинство псалмопевцев, стоящих главным образом не на законнической и ритуалистической, а на древней пророческой духовной почве. Это миросозерцание они пронесли через века фарисейства и составили звено, связующее Исаию и Иеремию с евангелием.

Общие труды: Sсhurеr, Geschichte d. Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3 т. З изд. 1898—1902. Holtzmann, Neutestamentliche Zeitgeschichte, 1906. Его же, Падение Иудейского государства. М., 1899 (перевод). Stаеrk, Neutestamentliche Zeitgeschichte. 2 ч. 1907 (Sammlung Goschen). Монографии: Вusset, Die Religion des Judentums in neutesta-mentlichen Zeitalter, 1906. 3енгер, Еврейский вопрос в древнем Риме. Варшава, 1889. Родников, Первая книга Маккавеев. Киев, 1907. Sеllin, Die Spuren griechischer Philosophic in Alten Testament, 1905. Многочисленные труды по ветхозаветной литературе, исагогике, богословию.



© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика