Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Астрономы не могут наблюдать жизнь одной звезды от начала до конца, потому что даже самые короткоживущие звезды существуют миллионы лет - дольше жизни всего человечества. Изменение со временем физических характеристик и химического состава звезд, т.е. звездную эволюцию, астрономы изучают на основе сопоставления характеристик множества звезд, находящихся на разных стадиях эволюции. Физические закономерности, связывающие наблюдаемые характеристики звезд, отражаются на диаграмме цвет-светимость - диаграмме Герцшпрунга - Ресселла, на которой звезды образуют отдельные группировки - последовательности: главную последовательность звезд, последовательности сверхгигантов, ярких и слабых гигантов, субгигантов, субкарликов и белых карликов.Большую часть своей жизни любая звезда находится на так называемой главной последовательности диаграммы цвет-светимость. Все остальные стадии эволюции звезды до образования компактного остатка занимают не более 10% от этого времени. Именно поэтому большинство звезд, наблюдаемых в нашей Галактике, - скромные красные карлики с массой Солнца или меньше. Главная последовательность включает в себя около 90% всех наблюдаемых звезд. Срок жизни звезды и то, во что она превращается в конце жизненного пути, полностью определяется ее массой. Звезды с массой больше солнечной живут гораздо меньше Солнца, а время жизни самых массивных звезд - всего миллионы лет. Для подавляющего большинства звезд время жизни - около 15 млрд. лет. После того как звезда исчерпает свои источники энергии она начинает остывать и сжиматься. Конечным продуктом эволюции звезд являются компактные массивные объекты, плотность которых во много раз больше, чем у обычных звезд. Звезды разной массы приходят в итоге к одному из трех состояний: белые карлики, нейтронные звезды или черные дыры. Если масса звезды невелика, то силы гравитации сравнительно слабы и сжатие звезды (гравитационный коллапс) прекращается. Она переходит в устойчивое состояние белого карлика. Если масса превышает критическое значение, сжатие продолжается. При очень высокой плотности электроны, соединяясь с протонами, образуют нейтроны. Вскоре уже почти вся звезда состоит из одних нейтронов и имеет такую громадную плотность, что огромная звездная масса сосредоточивается в очень небольшом шаре радиусом несколько километров и сжатие останавливается - образуется нейтронная звезда. Если же масса звезды будет настолько велика, что даже образование нейтронной звезды не остановит гравитационного коллапса, то конечным этапом эволюции звезды будет черная дыра.


Не раз уже то здесь, то там появлялись сообщения, будто кто-то где-то видел письмена пришельцев. В нашу эпоху все это началось с Росуэлла (США), где в 1947 году якобы разбилась летающая тарелка. Очевидцы потом уверяли, что на фрагментах легкого серебристого металла НЛО были заметны непонятные знаки. Чаще говорят о кратких надписях на борту НЛО - видимо, это номерной знак или иного рода символ идентификации. Иногда очевидцы по памяти воспроизводят эти значки, но никто не знает их значения. И это странно. Почему?Именно инопланетяне принесли нам письменность

По одной из существующих версий, письменность принесли нам в готовом виде именно они, инопланетяне, когда насаждали и генетически создавали на Земле различные биологические виды. В подтверждение приводятся, например, знаки и символы, найденные на памятниках культуры майя, или знаменитые таблички шумеров - таинственной цивилизации, появившейся на нашей планете как бы ниоткуда и изначально обладавшей колоссальными знаниями, в том числе в области астрономии.

Значит, языки пришельцев должны быть как бы родственны нашим земным языкам. Но, видимо, далеко не все, даже если эта версия верна. В этом смысле любопытно взглянуть на громадный пласт информации, получаемой контактерами посредством так называемой психографии. Пришельцы якобы передают сведения о различных планетах, контактирующих с нашей цивилизацией, а земляне рисуют и пишут автоматически, не всегда понимая суть "диктанта" и порой не зная, что получится в итоге: рукой пишущего водит при этом какая-то неведомая сила.

Коллекция текстов и рисунков

В частности, сбором таких "посланий" давно уже занимается американский уфолог Ричард Росс, которого особенно интересуют прямые контакты землян с пришельцами. Ему удалось составить обширную коллекцию текстов и рисунков, многие из которых так и остались нерасшифрованными. Еще со времен СССР у нас в стране тоже накоплено немало сведений о подобных шифрограммах. Тексты, которые методом автоматического письма получают контакторы, содержат иногда весьма экзотические письмена, смысл которых непонятен не только самим пишущим, но и лингвистам: им не удается отождествить странные значки ни с одним известным языком.

Изображения далеких планет, описания чужих галактик, инопланетян и их летательных аппаратов можно сегодня видеть в Интернете. И всякий раз диву даешься: неужели же и в самом деле все это в таких деталях передано нам инопланетянами? Многие сообщения остаются тайной за семью печатями. Иногда они напоминают пиктографическое письмо древних, иногда - клинопись, восточные иероглифы, но встречаются и совсем замысловатые значки и символы, не похожие ни на один из земных языков.

Имеются разные иллюстрации и описания многих десятков самых разных планет. Сообщается номер галактики, номер и тип планеты, ее название, основные характеристики. Кроме того, сказано, что информацией, которая получена "методом автоматического письма", способны воспользоваться не только земляне, но и инопланетяне, посещающие Землю: ведь они могут и не догадываться о существовании других цивилизаций в других галактиках.

Язык Эйуи

Но как могут звучать столь замысловатые языки, если пуляризатор уфологии Брэд Стайгер, а потом и сам Вайльгарт издал несколько учебников. Никто, конечно, не может доказать или опровергнуть, действительно ли Ваильгарт общался с космическим существом, но сам характер языка эйуи есть своего рода аргумент в пользу его неземного происхождения.

Как считает Питер Парк, такой язык могли создать лишь существа с другой биологией, другой психологией, другим эволюционным прошлым. Эйуи вполне может быть языком роботов, лишенных каких-либо эмоций. Нетрудно представить, что именно на этом или подобном языке могут общаться бесстрастные "серые" пришельцы, которых не раз описывали жертвы инопланетных похищений. Как считает П. Парк, именно на языке эйуи хирург "серых" мог бы обращаться к своим ассистентам с фразами типа "подайте мне зонд для изъятия яйцеклетки", "принесите прибор для введения имплантата" или "настройте отсос для сбора спермы". Или он мог бы сказать что-нибудь вроде: "Принесите из инкубатора гибридного младенца №387 и покажите его пациентке, -нужно обеспечить эмоциональный контакт". Это конкретный, однозначный язык. На эйуи каждый гласный или согласный звук - это базовый элемент языка, означающий некую конкретную идею, притом всегда - только ее и ничто иное, а потому слово может быть переведено лишь посредством анализа составляющих его базовых элементов. Расшифровка, скажем, слова "муж" выглядит как "совместно-активный человек", "жена" - "совместно-неактивная-личность" и т.п.

О чем же сообщают нам инопланетяне?

Прежде всего, о том, что представляют собой другие галактики и планеты. Судя по рисункам и описаниям, многие из планет более или менее похожи на нашу Землю в том смысле, что имеют материки, океаны и моря, реки, горы, озера, города. О некоторых космических телах сказано, однако, что они состоят из антивещества. На карте каждой планеты обозначены космодромы для приземления межпланетных кораблей. Есть планеты, заселенные рослыми и похожими на землян обитателями, на других живут карлики или странные звероподобные существа, напоминающие львов, пингвинов, сов, кошек, собак или волков, рептилий, диковинных насекомых, а то и вовсе черта-дьявола. Иной раз, глядя на эти жутковатые "лики", трудно поверить, что перед нами - представители более высокоразвитых цивилизаций, нежели наша, и что им доступны такие технические возможности, о которых мы лишь мечтаем, - телепортация, переход из одного пространства-времени в другое...



Последние научные исследования опровергают устоявшиеся взгляды на природу полярных сияний Юпитера и Сатурна и доказывают, что эти грандиозные космические феерии Солнечной системы вызваны физическими процессами, подобными тем, которые происходят на Земле.

Ученые из университета Лестера (Великобритания) сравнили ряд снимков полярных сияний на Юпитере, сделанных космическим телескопом Хаббла в ультрафиолетовом диапазоне, с информацией о силе солнечного ветра, полученной в то же самое время космической станцией "Кассини", пролетавшей мимо гигантской планеты в декабре 2000-го и январе 2001-го годов, сообщает SpaceDaily.

Выяснилось, что между силой солнечного ветра и возникновением полярных сияний на Юпитере существует тесная взаимосвязь. До сих пор ученые считали, что полярные сияния на Юпитере вызваны быстрым вращением планеты и потоком плазмы, испускаемой спутником Ио. Этот спутник известен своей вулканической активностью — каждую секунду он выбрасывает в межпланетное пространство одну тонну вещества.

"Предыдущая теория не согласуется с полученными нами данными, — сообщил руководитель группы Джонатан Николс (Jonathan Nichols) на заседании Королевского астрономического общества. — Мы обнаружили, что форма и яркость главного овала полярного сияния Юпитера непосредственно связана с силой солнечного ветра. Аналогичные процессы наблюдаются и на Земле".

Результаты исследования указывают на то, что энергия передается планете посредством солнечного ветра, что объясняет, кроме всего прочего, и тот факт, что Юпитер имеет температуру выше расчетной. Открытие поможет разрешить и другие вопросы, связанные с магнитосферой Юпитера — к примеру, куда "исчезает" плазма, испускаемая Ио, и что является причиной огромного кометообразного "магнитного хвоста" Юпитера.

Аналогичное исследование было проведено сотрудником университета Лестера Сарой Бадман (Sarah Badman), которая наблюдала полярное сияние Сатурна в течение трех недель в январе 2004 года. Д-р Бадман также сравнила изображения, полученные телескопом Хаббла, с данными аппарата "Кассини" о силе солнечного ветра и обнаружила их взаимосвязь. Ее результаты подтверждают гипотезу, что полярное сияние Сатурна вызвано спонтанным высвобождением энергии солнечного ветра, накопленной магнитным полем планеты.

Полярное сияние на Земле вызвано взаимодействием ее магнитосферы с солнечным ветром. Солнечный ветер представляет собой поток заряженных частиц, распространяющийся со скоростью примерно 1,6 млн. км/час. Некоторые из этих частиц захватываются магнитным полем Земли и направляются в полярную область, где они взаимодействуют с ионизированными молекулами воздуха. Яркость полярного сияния Земли существенно зависит от быстро изменяющихся параметров солнечного ветра.

Магнитосфера Юпитера в пять раз больше Солнца в диаметре, а его полярные сияния в 100 раз интенсивнее земных. Магнитное поле планеты вызвано токами в 100 млн. А, возникающими в быстро вращающемся проводящем веществе, из которого состоит центральная область планеты. До сих пор считалось, что полярное сияние обусловлено в основном вращением, магнитным полем и влиянием спутника Ио, а энергия, переданная солнечным ветром, пренебрежительно мала по сравнению с этими факторами.

Подобно Юпитеру, Сатурн также обладает мощным магнитным полем, а его полярные сияния достаточно яркие. На снимках, переданных предыдущими космическими станциями, можно видеть узкий светящийся овал с переменной яркостью. Изображения, полученные в январе 2004, однако, выявили несколько неожиданных особенностей, в том числе спиральное свечение вокруг полюса Сатурна и яркие вращающиеся сгустки. На них также запечатлена уникальная световая буря, при которой половина полярной области была полностью залита ярким сиянием. Источник: CNews.ru



Каждую весну могучий Нил заливает большие территории на целые месяцы, даря плодородие полям, тем самым, рождая в сознании местных жителей ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни.

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.

Если удалось создать на земле такую все себе подчиняющую мощь Египта, неужели нельзя ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем Нил разливается вновь.

Надежда на то, что со смертью можно справиться, породила культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства древнего Египта. А так как больше всех о своем бессмертии заботился фараон, то идея цикличности жизни переплелась с обожествленным верховным правителем Египта. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решения, оно уже сравнительно мало видоизменялось.

Воплощенная в боге Осирисе идея произрастания и созревания побудила религиозное сознание сделать из него символ зарождения жизни. Таким образом, зерно, которое раскалывается, чтобы освободить росток жизни, приобрело двойную аллегорию смерти и возрождения. Затем жрецы делают Осириса богом-защитником мертвых.

Солнце умирает только для того, чтобы ожить. Осирис превращается в растерзанный труп только для триумфального восстановления. Сама природа преподносит идею циклического течения жизни.

Веря в свое чудесное Воскрешение, египтяне брали с собой в могилу все, что, как им казалось, может пригодиться в загробной жизни, начиная от кроватей и кушеток до ручных зеркалец и флаконов с духами. По мере того, как развивался этот обычай, богатые и власть имущие стали брать с собой в могилу так называемых "слуг", но не живых людей, а резные фигурки, которые, как им представлялось, возьмут на себя все заботы о них в потустороннем мире.

Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.

Восходящее солнце ассоциировалось с рождением и новой жизнью. Богом восходящего солнца был Гор. Богом солнца в зените был Ра. Солнце представлялось древним египтянам неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Дух фараона после смерти взбирался в небо по наклонной линии солнечного луча. "Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтоб Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра."

Каждый правящий фараон считался живым воплощением бога Гора, божества изображавшегося в виде человека с головой ястреба. При погребении фараона произносилась молитва: "И ястреб улетел в небеса, и вот уже другой на его месте." Это заклинание утверждает преемственность событий.

Религиозная структура в древнем Египте так крепко закрепилась в умах, что Аменхотеп IV за попытку сведения всего пантеона к единому богу Атону, олицетворенному в виде солнечного диска, был проклят после смерти. Все постройки, возведенные по его указам, были разрушены, даже стерли надписи с его именем, тем самым память о нем предается забвению.

Подводя итог, следует сказать, что культ древних египтян был построен вокруг идеи о вечной жизни. Символы этой идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям веру в то, что жизнь после смерти не оканчивается. Обожествление фараона помогает укрепить власть в стране и создать неповторимые рукотворные шедевры.



Об острове-государстве Атлантиде впервые поведал миру в 355 году до н. э. древнегреческий ученый Аристокл, известный человечеству под именем Платон Афинский (428 или 427 — 348 или 347 годы до н. э.), ученик величайшего философа того времени Сократа (470–399 годы до н. э.). Отец Платона, Аристон, происходил из рода последнего афинского царя Кодра. Предком Платона по линии матери, Периктионы, (его прапрадедом) был законодатель Солон (640–559 годы до н.э.), который много путешествовал и, начиная примерно с 570 года до н. э., провел около 10 лет в стране фараонов Египте. Там Солон вел беседы со жрецами богини Нейт о древнейших временах и познакомился с документами, относящимися к далекому прошлому Греции, Египта и... Атлантиды.

В 404 году до н. э. совсем молодым человеком Платон оказался свидетелем взятия Афин войсками Спарты. Так завершилась Пелопоннесская война.

Демократический строй в Афинах был уничтожен, а власть в городе перешла к 30 тиранам. Среди них был родственник и друг Платона Критий Младший, который приходился первому дядей. Однако через год в бою с демократами Критий был убит и демократия в Афинах снова восторжествовала.

Молодому Платону пришлось надолго покинуть Афины. Тогда-то он во время своих странствий и посетил Сиракузы, многие средиземноморские города и страны, в том числе и Египет, где некогда учился «мудрейший из семи мудрых» Эллады Солон.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания о двух (из десяти дошедших до нас) философских диалогах Платона — «Тимей» и «Критий», которые представляют собой пересказ уроков Сократа своим ученикам. Этому непреложному правилу следуют как сторонники, так и противники существования в прошлом легендарной страны в Атлантике.

Диалоги эти Платон написал в конце своей жизни. В первом из них, «Тимее», дано описание афинского государства, воюющего с атлантами, а во втором, «Критии», и описывается Атлантида. Оба эти диалога образуют единый цикл с еще одним (третьим!) диалогом Платона — «Государство», в котором со ссылкой на Сократа рассказывается о «путешествии» в загробный мир. Следовательно, диалоги «Государство», «Тимей» и «Критий» связаны между собой, в них беседуют одни и те же лица.

Собственно сам рассказ об Атлантиде стал известен от Платона лишь спустя 200 лет после посещения Солоном Египта и почти через 50 лет после путешествия Платона в эту страну. Однако он ни словом не обмолвился о том, довелось ли ему самому увидеть документы об Атлантиде, которыми располагали египетские жрецы, или нет.

Правда, из обоих диалогов следует, что сказание об Атлантиде и причинах ее гибели Платону было известно еще до путешествия в Египет.

Весь миф об этом острове-государстве Атлантиде и постигшей его катастрофе повествуется Платоном в параграфах 20d–26e «Тимея» и 108d–121c «Крития».

В диалоге «Тимей» роль рассказчика отведена поэту и историку Критию Младшему, который был одним из учеников Сократа, присутствовавших при этой беседе. Критий рассказывает своему учителю и двум своим друзьям (Тимею и Гермократу) «древнее сказание», услышанное им в детстве от своего деда Крития-старшего, которому передал его сам Солон.

Критий обращается к Сократу со следующими словами:

«Послушай же, Сократ, сказание, хоть и очень странное, но, безусловно, правдивое, как засвидетельствовал некогда Солон, мудрейший из семи мудрецов. Он был родственником и большим другом прадеда нашего Дропида... и говорил деду нашему Критию, что нашим городом в древности были свершены великие и достойные удивления дела, которые были потом забыты по причине бега времени и гибели людей...»

Великий и мудрый Солон некогда совершил путешествие в Египет, а именно — в расположенный «у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки» город Саис, покровительницей которого является богиня Нейт, «а по-эллински, как утверждают местные жители, это Афина».

Солон рассказывал, что там «его приняли с большим почетом». Однажды, «когда... он вознамерившись стал расспрашивать о древних временах самых сведущих среди жрецов», то «ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни вообще кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не знает». И тогда воскликнул один из жрецов: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллина старца». А причина этого в том, что умы эллинов не сохраняют в себе «никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени».

По утверждениям египетских жрецов — цивилизации смертны. Многие из них погибли по причине возникающих великих пожаров, происходящих из-за отклоняющихся от своих путей звезд. Другие же гибнут, «когда... боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами». В Египте же имеются храмы, которым никогда не угрожали ни пламя пожаров, ни воды наводнений, и в них сохранились записи, в которых запечатлены все замечательные земные события.

В этих текстах говорится не только о многих потопах, но и о государстве, «что ныне известно под именем Афин». Предание приписывает ему такие необычные деяния, «которые прекраснее всего, что нам известно под небом». Именно Афины перед самым разрушительным наводнением «положили предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии». А путь эти воинские силы держали от одного из островов Атлантического моря.

И дальше Критий Младший продолжает:

«Через море это (Атлантику. — А. В.) в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров (Атлантида. — А. В.), лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами (скалы Абилик и Кальпа Гибралтарского пролива. — А. В.). Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию (Ливией и Азией древние греки называли соответственно обитаемые территории Африки без Египта и полуострова Малой Азии. — А. В.), вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова (ныне большей частью затопленные. — А. В.), а с островов — на весь противолежащий материк (Америку. — А. В.), который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива являет собой лишь бухту с неким узким проходом в нее, тогда как море по ту сторону упомянутого пролива есть море в собственном смысле слова (Атлантический океан. — А. В.), равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком. На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка (Америку. — А. В.), а сверх того, по эту сторону пролива они владели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (область в Средней Италии, у побережья Тирренского моря. — А. В.)...»

Приведенная цитата интересна для нас тем, что в ней говорится не только о местоположении Атлантиды, но и ее размерах. Итак, со слов Платона однозначно следует, что Атлантида находилась в Атлантическом океане и не где-нибудь, а только перед Гибралтарским проливом. Именно в этом месте и надо ее искать. Впрочем, к этому вопросу мы в дальнейшем еще неоднократно будем возвращаться.

Что касается размеров Атлантиды, то сведения, полученные из диалогов Платона, действительно крайне противоречивы. Дело в том, что величина стадия, этой единицы измерения расстояний, как оказалось, меняется в достаточно значительных размерах. Между прочим, стадий равнялся тому отрезку пути, который проходит человек равномерным шагом за время полного восхода диска Солнца над линией горизонта, то есть в течение двух минут. В древней Элладе было, например, целых два стадия: 178 метров — аттический и 193 метра — олимпийский. Еще один стадий, равный 98 метрам, был в Египте. Понятно, что этот факт для нас очень важен, так как само предание об Атлантиде пришло к нам из Египта и, видимо, нам в дальнейшем необходимо пользоваться этими значениями «египетского» стадия.

Таким образом, если принимать во внимание только обитаемые участки территории «Ливии и Азии, вместе взятых» и сообщаемый Платоном факт, что Атлантида простиралась по одному направлению на три тысячи стадиев (около 300 километров), а по другому — на две тысячи (около 200 километров), то получается, что Атлантида хотя и была достаточно крупным островом, но все же ее размеры несколько преувеличены.

По словам Платона, сам остров Атлантида имел форму правильного продолговатого прямоугольника.

Обрамленный с трех сторон горами, защищавшими остров от северных ветров, он был открыт к морю с южной стороны. Вдоль границы равнины и гор проходил канал грандиозных размеров: глубиной около 25 метров, шириной около 100 метров и длиной около 1000 километров. От обводного канала были прорезаны по всей равнине прямые каналы, которые тоже имели выход в море. По этим каналам сплавляли срубленный в горах лес. Вот кратко и все, что поведал нам Платон в целом об острове-государстве Атлантида.

Далее в «Тимее» говорится о том, что атланты намеревались одним ударом обратить в рабство все неподчинявшиеся им страны и земли по эту сторону Гибралтарского пролива. Афинское государство вначале возглавило союз эллинов, противостоявший этому плану, «но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей...» Однако «позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину (обратим особое внимание на то, что здесь не говорится об исчезновении острова Атлантиды в течение одних суток. — А. В.)... После этого море в тех местах (речь здесь идет только о входе в Гибралтар из Атлантики. — А. В.) стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров...». Этим отрывком в «Тимее», собственно, заканчивается повествование об Атлантиде, хотя текст диалога продолжается...

О большом количестве ила по ту сторону Гибралтарского пролива наряду с Платоном сообщали также его ученики Аристотель и Теофраст. Это обстоятельство может вызвать недоумение у современного читателя: о каком, собственно говоря, иле в Атлантическом океане может идти речь? Однако это недоразумение рассеивается при ближайшем знакомстве с современной картой дна Атлантического океана. Вулканический подводный хребет, занимающий всю среднецентральную часть океана, способен выбросить при извержении такое количество легкого материала, например, типа пемзы, которое не только может затруднить судоходство, но и сделать его невозможным в том или ином районе.

Другой рассказ об острове-государстве содержится в диалоге Платона «Критий», где происходит разговор Крития Младшего с Гермократом.

Критий напоминает собеседнику о том, что было поведано ранее ему и Сократу: о существовании острова, его размерах и местоположении, войне с Афинами и причинах последовавшего затем исчезновения. Перечислив эти события, Критий продолжает свое сказание, подробно описывая древнюю родину афинян (нынешняя Аттика — это «лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой и только один остов еще перед нами»); ее столицу с акрополем, намного превосходящим нынешний, и ее жителей — «вождей всех прочих эллинов по доброй воле последних».

После этого Критий рассказывает, что представляла собой Атлантида в тот момент, когда «боги поделили между собой по жребию все страны земли».

Климат Атлантиды был исключительно мягким. Никакой зимы, небо всегда голубое. Берега ее, сложенные белыми, черными и красными породами, круто обрывались к морю, так что остров был гористым. Однако среди гор лежали обширные равнины с очень плодородными землями.

«Так и Посейдон, получив в удел Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте города: на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от ее краев, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа, их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней: тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных — три) большой или меньшей величины, проведенными на равном расстоянии от центра острова, словно бы циркулем. Это заграждение было для людей непреодолимым...»

Далее Посейдон придал благоустроенный вид островку посредине равнины, источил из земли два родника — один с теплой водой, а другой с холодной — и заставил землю давать разнообразную и достаточную для жизни снедь.

«Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду (в данном случае имеется в виду вся страна. — А. В.) на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым (его звали Атлантом, но нельзя его путать с другим Атлантом, братом Прометея и отцом Гесперид, который держал на крайнем западе на своих плечах небесный свод. — А. В.), он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и лучшую долю и поставил его царем над остальными...

От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будет когда-нибудь еще, ибо в их распоряжении было все, что приготовлялось как в городе, так и по всей стране. Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова. Лес в изобилии доставлял все, что нужно, для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого».

Земля Атлантиды была богата благовониями, которые находились и взращивались в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или плодах. Да и «всякий пестуемый человеком плод и злак», из которых готовились пища и хлеб, — море канал ипподром все это вырастало на острове «прекрасном, изумительном и изобильном». Пользуясь этими прекрасными дарами земли, цари Атлантиды построили разнообразные святилища, дворцы, гавани, верфи и привели всю страну в порядок. Прежде всего они перебросили многочисленные мосты через водные каналы, окружавшие древнюю метрополию, тем самым был создан путь, соединявший столицу с этими районами.

«Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где оставались двойные углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Главное царское жилье было сооружено там, где прежде находилось обиталище бога и предков. Оно было устроено следующим образом. В середине стоял священный храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой оградой. Был там и храм, посвященный одному Посейдону. Снаружи его здание было покрыто серебром, а столбы по его углам были сделаны из золота. Внутри храм был великолепен: потолок из слоновой кости, расцвеченный золотом, серебром и орихалком; стены, внутренние колоны и пол были одеты также орихалком.

Внутри храма находилась золотая статуя Посейдона огромных размеров. Стоя в колеснице и головой касаясь потолка, он правил шестью крылатыми конями, окруженный плывущими на дельфинах нереидами. В храме было также много других статуй, пожертвованных частными лицами, а снаружи его находились золотые изображения царских жен и всех их потомков, которые родились от десяти царей Атлантиды. Кроме этого, около храма находились изображения частных лиц из столичного города и из других городов, над которыми господствовала Атлантида.

К услугам царей здесь было два источника родника — один с теплой, а другой с холодной водой. Она, имевшая удивительный вкус и обладавшая целительными свойствами, отводилась в водоемы и к священной роще Посейдона — группе разных пород деревьев необыкновенной красоты и высоты.

Благодаря постоянным доработкам правителей, старавшихся превзойти предшественника, здание дворца превратилось в поразительное по величине и красоте сооружение. Так было устроено место, в котором жили цари Атлантиды.

От моря до самого последнего из трех водных колец столицы, ширина которых соответственно составляла примерно 100, 200 и 300 метров, атланты прорыли канал, ширина которого была около 100 метров, глубина составляла более 30 метров и длина — порядка 5 километров. Этим самым в первом от моря и наиболее широком канале была создана большая гавань, постоянно заполненная кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы в таком множестве, что здесь днем и ночью постоянно слышался говор, шум и стук.

Грозную силу представляло собой войско атлантов. Их флот, например, состоял из 1200 кораблей и 240 тысяч моряков. Правда, трудно представить себе флот из более чем тысячи кораблей, а четверть миллиона моряков — это слишком много даже для всей страны Атлантиды.

Ведь в те древние времена, когда, по современным представлениям, население всей Земли составляло все лишь несколько миллионов человек, на долю Атлантиды могло приходиться не более двух-трех миллионов жителей. Да и с кем мог воевать такой большой флот? Впрочем, послушаем дальше Платона.

Далее в диалоге Критий описывает «природу сельской местности и каким образом она была устроена». Как уже отмечалось, весь этот край находился очень высоко над уровнем моря. Равнина, окружавшая город, сама находилась в окружении гор. Длина по периметру этой четырехугольной площади составляла примерно около тысячи километров (10 000 стадиев). Каждый участок равнины «должен был поставлять одного воина-предводителя, причем величина каждого участка была десять на десять стадиев, а всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч; а то несчетное число простых ратников, которое набиралось из гор и из остальной страны, сообразно числу участников распределялось между предводителями».

Как видим, и сухопутная армия Атлантиды может быть охарактеризована лишь с помощью фантастических цифр. Она насчитывала более 700 тысяч человек. Это под силу только очень крупной современной державе. Поэтому приведенные данные могут свидетельствовать только об одном: цифры Платона явно завышены, примерно в 100 раз! Впрочем, это только наше предположение и доказать его не представляется возможным. А поэтому нужно верить Платону...

Законы в Атлантиде были установлены в соответствии с предписанием бога Посейдона и начертаны «первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова — внутри храма Посейдона». В этом храме все десять царей Атлантиды собирались раз в пять-шесть лет, чтобы «совещаться об общих заботах, разбирать, не допустил ли кто-нибудь из них какого-либо нарушения, и творить суд». Перед тем как приступить к суду, они, вооруженные только палками и арканами, отлавливали в роще при святилище Посейдона быка, затем его «подводили к стелле и закалывали над его вершиной, так чтобы кровь стекала на письмена», приносили соответствующую клятву и «усаживались на землю при клятвенном огневище и ночью, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались суду, если кто-либо из них нарушил закон».

Однако «унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность». Правители Атлантиды потеряли самую прекрасную свою ценность, хотя и «казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность».

«И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы говорили, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами...»

Этими строками о Зевсе и его каре обрывается диалог «Критий», то есть он остался незаконченным. Нам никогда не узнать точно, что же хотел сказать Платон этой незавершенной фразой. Вскоре после этого Платон скончался.

Небезынтересно в данном случае отметить, что диалог «Критий» не был последней работой философа: вслед за ним были написаны «Законы». Значит, несостоятельной является версия о том, что диалог «Критий» не окончен из-за нехватки Платону времени на эту работу. Вероятней всего окончание диалога было впоследствии утеряно, как это произошло и с некоторыми другими работами Платона.

Из того, что рассказано об Атлантиде в «Тимее» и начале «Крития», мы все же знаем, что последние слова Зевса предопределили судьбу этой легендарной страны. Зевс, согласно древнегреческим мифам, не раз налагал кару на род человеческий.

Достаточно вспомнить Девкалионов потоп, попытку Зевса уничтожить старый род людей и «насадить» новый. Троянская война по своей сущности тоже есть следствие мольбы Матери-Земли, Геи, к Зевсу покарать людей за их нечестие.

Зевс направил на Атлантиду свои карающие молнии, в результате чего эта страна-остров скрылась навсегда в пучинах моря... Бог богов Зевс жестоко карал, когда речь шла о том, чтобы сделать людей «более умеренными и мудрыми»!



Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика