Человек.Человек,планета,вселенная » Страница 6
Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Об острове-государстве Атлантиде впервые поведал миру в 355 году до н. э. древнегреческий ученый Аристокл, известный человечеству под именем Платон Афинский (428 или 427 — 348 или 347 годы до н. э.), ученик величайшего философа того времени Сократа (470–399 годы до н. э.). Отец Платона, Аристон, происходил из рода последнего афинского царя Кодра. Предком Платона по линии матери, Периктионы, (его прапрадедом) был законодатель Солон (640–559 годы до н.э.), который много путешествовал и, начиная примерно с 570 года до н. э., провел около 10 лет в стране фараонов Египте. Там Солон вел беседы со жрецами богини Нейт о древнейших временах и познакомился с документами, относящимися к далекому прошлому Греции, Египта и... Атлантиды.

В 404 году до н. э. совсем молодым человеком Платон оказался свидетелем взятия Афин войсками Спарты. Так завершилась Пелопоннесская война.

Демократический строй в Афинах был уничтожен, а власть в городе перешла к 30 тиранам. Среди них был родственник и друг Платона Критий Младший, который приходился первому дядей. Однако через год в бою с демократами Критий был убит и демократия в Афинах снова восторжествовала.

Молодому Платону пришлось надолго покинуть Афины. Тогда-то он во время своих странствий и посетил Сиракузы, многие средиземноморские города и страны, в том числе и Египет, где некогда учился «мудрейший из семи мудрых» Эллады Солон.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания о двух (из десяти дошедших до нас) философских диалогах Платона — «Тимей» и «Критий», которые представляют собой пересказ уроков Сократа своим ученикам. Этому непреложному правилу следуют как сторонники, так и противники существования в прошлом легендарной страны в Атлантике.

Диалоги эти Платон написал в конце своей жизни. В первом из них, «Тимее», дано описание афинского государства, воюющего с атлантами, а во втором, «Критии», и описывается Атлантида. Оба эти диалога образуют единый цикл с еще одним (третьим!) диалогом Платона — «Государство», в котором со ссылкой на Сократа рассказывается о «путешествии» в загробный мир. Следовательно, диалоги «Государство», «Тимей» и «Критий» связаны между собой, в них беседуют одни и те же лица.

Собственно сам рассказ об Атлантиде стал известен от Платона лишь спустя 200 лет после посещения Солоном Египта и почти через 50 лет после путешествия Платона в эту страну. Однако он ни словом не обмолвился о том, довелось ли ему самому увидеть документы об Атлантиде, которыми располагали египетские жрецы, или нет.

Правда, из обоих диалогов следует, что сказание об Атлантиде и причинах ее гибели Платону было известно еще до путешествия в Египет.

Весь миф об этом острове-государстве Атлантиде и постигшей его катастрофе повествуется Платоном в параграфах 20d–26e «Тимея» и 108d–121c «Крития».

В диалоге «Тимей» роль рассказчика отведена поэту и историку Критию Младшему, который был одним из учеников Сократа, присутствовавших при этой беседе. Критий рассказывает своему учителю и двум своим друзьям (Тимею и Гермократу) «древнее сказание», услышанное им в детстве от своего деда Крития-старшего, которому передал его сам Солон.

Критий обращается к Сократу со следующими словами:

«Послушай же, Сократ, сказание, хоть и очень странное, но, безусловно, правдивое, как засвидетельствовал некогда Солон, мудрейший из семи мудрецов. Он был родственником и большим другом прадеда нашего Дропида... и говорил деду нашему Критию, что нашим городом в древности были свершены великие и достойные удивления дела, которые были потом забыты по причине бега времени и гибели людей...»

Великий и мудрый Солон некогда совершил путешествие в Египет, а именно — в расположенный «у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки» город Саис, покровительницей которого является богиня Нейт, «а по-эллински, как утверждают местные жители, это Афина».

Солон рассказывал, что там «его приняли с большим почетом». Однажды, «когда... он вознамерившись стал расспрашивать о древних временах самых сведущих среди жрецов», то «ему пришлось убедиться, что ни сам он, ни вообще кто-либо из эллинов, можно сказать, почти ничего об этих предметах не знает». И тогда воскликнул один из жрецов: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллина старца». А причина этого в том, что умы эллинов не сохраняют в себе «никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени».

По утверждениям египетских жрецов — цивилизации смертны. Многие из них погибли по причине возникающих великих пожаров, происходящих из-за отклоняющихся от своих путей звезд. Другие же гибнут, «когда... боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами». В Египте же имеются храмы, которым никогда не угрожали ни пламя пожаров, ни воды наводнений, и в них сохранились записи, в которых запечатлены все замечательные земные события.

В этих текстах говорится не только о многих потопах, но и о государстве, «что ныне известно под именем Афин». Предание приписывает ему такие необычные деяния, «которые прекраснее всего, что нам известно под небом». Именно Афины перед самым разрушительным наводнением «положили предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии». А путь эти воинские силы держали от одного из островов Атлантического моря.

И дальше Критий Младший продолжает:

«Через море это (Атлантику. — А. В.) в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров (Атлантида. — А. В.), лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами (скалы Абилик и Кальпа Гибралтарского пролива. — А. В.). Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию (Ливией и Азией древние греки называли соответственно обитаемые территории Африки без Египта и полуострова Малой Азии. — А. В.), вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова (ныне большей частью затопленные. — А. В.), а с островов — на весь противолежащий материк (Америку. — А. В.), который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива являет собой лишь бухту с неким узким проходом в нее, тогда как море по ту сторону упомянутого пролива есть море в собственном смысле слова (Атлантический океан. — А. В.), равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком. На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка (Америку. — А. В.), а сверх того, по эту сторону пролива они владели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (область в Средней Италии, у побережья Тирренского моря. — А. В.)...»

Приведенная цитата интересна для нас тем, что в ней говорится не только о местоположении Атлантиды, но и ее размерах. Итак, со слов Платона однозначно следует, что Атлантида находилась в Атлантическом океане и не где-нибудь, а только перед Гибралтарским проливом. Именно в этом месте и надо ее искать. Впрочем, к этому вопросу мы в дальнейшем еще неоднократно будем возвращаться.

Что касается размеров Атлантиды, то сведения, полученные из диалогов Платона, действительно крайне противоречивы. Дело в том, что величина стадия, этой единицы измерения расстояний, как оказалось, меняется в достаточно значительных размерах. Между прочим, стадий равнялся тому отрезку пути, который проходит человек равномерным шагом за время полного восхода диска Солнца над линией горизонта, то есть в течение двух минут. В древней Элладе было, например, целых два стадия: 178 метров — аттический и 193 метра — олимпийский. Еще один стадий, равный 98 метрам, был в Египте. Понятно, что этот факт для нас очень важен, так как само предание об Атлантиде пришло к нам из Египта и, видимо, нам в дальнейшем необходимо пользоваться этими значениями «египетского» стадия.

Таким образом, если принимать во внимание только обитаемые участки территории «Ливии и Азии, вместе взятых» и сообщаемый Платоном факт, что Атлантида простиралась по одному направлению на три тысячи стадиев (около 300 километров), а по другому — на две тысячи (около 200 километров), то получается, что Атлантида хотя и была достаточно крупным островом, но все же ее размеры несколько преувеличены.

По словам Платона, сам остров Атлантида имел форму правильного продолговатого прямоугольника.

Обрамленный с трех сторон горами, защищавшими остров от северных ветров, он был открыт к морю с южной стороны. Вдоль границы равнины и гор проходил канал грандиозных размеров: глубиной около 25 метров, шириной около 100 метров и длиной около 1000 километров. От обводного канала были прорезаны по всей равнине прямые каналы, которые тоже имели выход в море. По этим каналам сплавляли срубленный в горах лес. Вот кратко и все, что поведал нам Платон в целом об острове-государстве Атлантида.

Далее в «Тимее» говорится о том, что атланты намеревались одним ударом обратить в рабство все неподчинявшиеся им страны и земли по эту сторону Гибралтарского пролива. Афинское государство вначале возглавило союз эллинов, противостоявший этому плану, «но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей...» Однако «позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину (обратим особое внимание на то, что здесь не говорится об исчезновении острова Атлантиды в течение одних суток. — А. В.)... После этого море в тех местах (речь здесь идет только о входе в Гибралтар из Атлантики. — А. В.) стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров...». Этим отрывком в «Тимее», собственно, заканчивается повествование об Атлантиде, хотя текст диалога продолжается...

О большом количестве ила по ту сторону Гибралтарского пролива наряду с Платоном сообщали также его ученики Аристотель и Теофраст. Это обстоятельство может вызвать недоумение у современного читателя: о каком, собственно говоря, иле в Атлантическом океане может идти речь? Однако это недоразумение рассеивается при ближайшем знакомстве с современной картой дна Атлантического океана. Вулканический подводный хребет, занимающий всю среднецентральную часть океана, способен выбросить при извержении такое количество легкого материала, например, типа пемзы, которое не только может затруднить судоходство, но и сделать его невозможным в том или ином районе.

Другой рассказ об острове-государстве содержится в диалоге Платона «Критий», где происходит разговор Крития Младшего с Гермократом.

Критий напоминает собеседнику о том, что было поведано ранее ему и Сократу: о существовании острова, его размерах и местоположении, войне с Афинами и причинах последовавшего затем исчезновения. Перечислив эти события, Критий продолжает свое сказание, подробно описывая древнюю родину афинян (нынешняя Аттика — это «лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой и только один остов еще перед нами»); ее столицу с акрополем, намного превосходящим нынешний, и ее жителей — «вождей всех прочих эллинов по доброй воле последних».

После этого Критий рассказывает, что представляла собой Атлантида в тот момент, когда «боги поделили между собой по жребию все страны земли».

Климат Атлантиды был исключительно мягким. Никакой зимы, небо всегда голубое. Берега ее, сложенные белыми, черными и красными породами, круто обрывались к морю, так что остров был гористым. Однако среди гор лежали обширные равнины с очень плодородными землями.

«Так и Посейдон, получив в удел Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте города: на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от ее краев, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа, их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней: тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных — три) большой или меньшей величины, проведенными на равном расстоянии от центра острова, словно бы циркулем. Это заграждение было для людей непреодолимым...»

Далее Посейдон придал благоустроенный вид островку посредине равнины, источил из земли два родника — один с теплой водой, а другой с холодной — и заставил землю давать разнообразную и достаточную для жизни снедь.

«Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду (в данном случае имеется в виду вся страна. — А. В.) на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым (его звали Атлантом, но нельзя его путать с другим Атлантом, братом Прометея и отцом Гесперид, который держал на крайнем западе на своих плечах небесный свод. — А. В.), он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и лучшую долю и поставил его царем над остальными...

От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будет когда-нибудь еще, ибо в их распоряжении было все, что приготовлялось как в городе, так и по всей стране. Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова. Лес в изобилии доставлял все, что нужно, для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого».

Земля Атлантиды была богата благовониями, которые находились и взращивались в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или плодах. Да и «всякий пестуемый человеком плод и злак», из которых готовились пища и хлеб, — море канал ипподром все это вырастало на острове «прекрасном, изумительном и изобильном». Пользуясь этими прекрасными дарами земли, цари Атлантиды построили разнообразные святилища, дворцы, гавани, верфи и привели всю страну в порядок. Прежде всего они перебросили многочисленные мосты через водные каналы, окружавшие древнюю метрополию, тем самым был создан путь, соединявший столицу с этими районами.

«Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где оставались двойные углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Главное царское жилье было сооружено там, где прежде находилось обиталище бога и предков. Оно было устроено следующим образом. В середине стоял священный храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой оградой. Был там и храм, посвященный одному Посейдону. Снаружи его здание было покрыто серебром, а столбы по его углам были сделаны из золота. Внутри храм был великолепен: потолок из слоновой кости, расцвеченный золотом, серебром и орихалком; стены, внутренние колоны и пол были одеты также орихалком.

Внутри храма находилась золотая статуя Посейдона огромных размеров. Стоя в колеснице и головой касаясь потолка, он правил шестью крылатыми конями, окруженный плывущими на дельфинах нереидами. В храме было также много других статуй, пожертвованных частными лицами, а снаружи его находились золотые изображения царских жен и всех их потомков, которые родились от десяти царей Атлантиды. Кроме этого, около храма находились изображения частных лиц из столичного города и из других городов, над которыми господствовала Атлантида.

К услугам царей здесь было два источника родника — один с теплой, а другой с холодной водой. Она, имевшая удивительный вкус и обладавшая целительными свойствами, отводилась в водоемы и к священной роще Посейдона — группе разных пород деревьев необыкновенной красоты и высоты.

Благодаря постоянным доработкам правителей, старавшихся превзойти предшественника, здание дворца превратилось в поразительное по величине и красоте сооружение. Так было устроено место, в котором жили цари Атлантиды.

От моря до самого последнего из трех водных колец столицы, ширина которых соответственно составляла примерно 100, 200 и 300 метров, атланты прорыли канал, ширина которого была около 100 метров, глубина составляла более 30 метров и длина — порядка 5 километров. Этим самым в первом от моря и наиболее широком канале была создана большая гавань, постоянно заполненная кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы в таком множестве, что здесь днем и ночью постоянно слышался говор, шум и стук.

Грозную силу представляло собой войско атлантов. Их флот, например, состоял из 1200 кораблей и 240 тысяч моряков. Правда, трудно представить себе флот из более чем тысячи кораблей, а четверть миллиона моряков — это слишком много даже для всей страны Атлантиды.

Ведь в те древние времена, когда, по современным представлениям, население всей Земли составляло все лишь несколько миллионов человек, на долю Атлантиды могло приходиться не более двух-трех миллионов жителей. Да и с кем мог воевать такой большой флот? Впрочем, послушаем дальше Платона.

Далее в диалоге Критий описывает «природу сельской местности и каким образом она была устроена». Как уже отмечалось, весь этот край находился очень высоко над уровнем моря. Равнина, окружавшая город, сама находилась в окружении гор. Длина по периметру этой четырехугольной площади составляла примерно около тысячи километров (10 000 стадиев). Каждый участок равнины «должен был поставлять одного воина-предводителя, причем величина каждого участка была десять на десять стадиев, а всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч; а то несчетное число простых ратников, которое набиралось из гор и из остальной страны, сообразно числу участников распределялось между предводителями».

Как видим, и сухопутная армия Атлантиды может быть охарактеризована лишь с помощью фантастических цифр. Она насчитывала более 700 тысяч человек. Это под силу только очень крупной современной державе. Поэтому приведенные данные могут свидетельствовать только об одном: цифры Платона явно завышены, примерно в 100 раз! Впрочем, это только наше предположение и доказать его не представляется возможным. А поэтому нужно верить Платону...

Законы в Атлантиде были установлены в соответствии с предписанием бога Посейдона и начертаны «первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова — внутри храма Посейдона». В этом храме все десять царей Атлантиды собирались раз в пять-шесть лет, чтобы «совещаться об общих заботах, разбирать, не допустил ли кто-нибудь из них какого-либо нарушения, и творить суд». Перед тем как приступить к суду, они, вооруженные только палками и арканами, отлавливали в роще при святилище Посейдона быка, затем его «подводили к стелле и закалывали над его вершиной, так чтобы кровь стекала на письмена», приносили соответствующую клятву и «усаживались на землю при клятвенном огневище и ночью, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались суду, если кто-либо из них нарушил закон».

Однако «унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность». Правители Атлантиды потеряли самую прекрасную свою ценность, хотя и «казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность».

«И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы говорили, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами...»

Этими строками о Зевсе и его каре обрывается диалог «Критий», то есть он остался незаконченным. Нам никогда не узнать точно, что же хотел сказать Платон этой незавершенной фразой. Вскоре после этого Платон скончался.

Небезынтересно в данном случае отметить, что диалог «Критий» не был последней работой философа: вслед за ним были написаны «Законы». Значит, несостоятельной является версия о том, что диалог «Критий» не окончен из-за нехватки Платону времени на эту работу. Вероятней всего окончание диалога было впоследствии утеряно, как это произошло и с некоторыми другими работами Платона.

Из того, что рассказано об Атлантиде в «Тимее» и начале «Крития», мы все же знаем, что последние слова Зевса предопределили судьбу этой легендарной страны. Зевс, согласно древнегреческим мифам, не раз налагал кару на род человеческий.

Достаточно вспомнить Девкалионов потоп, попытку Зевса уничтожить старый род людей и «насадить» новый. Троянская война по своей сущности тоже есть следствие мольбы Матери-Земли, Геи, к Зевсу покарать людей за их нечестие.

Зевс направил на Атлантиду свои карающие молнии, в результате чего эта страна-остров скрылась навсегда в пучинах моря... Бог богов Зевс жестоко карал, когда речь шла о том, чтобы сделать людей «более умеренными и мудрыми»!



Российский специалист в области метеорной физики профессор В.П.Стулов предлагает очередное объяснение события, происшедшего в районе Подкаменной Тунгуски 30 июня 1908 года. Объяснение ученого, основанное на решениях системы уравнений метеорной физики и независимых численных экспериментах, позволяет исключить фантастические версии падения Тунгусского метеорита. Он, собственно, не упал на Землю, а испарился по дороге.

На судьбу метеорита в атмосфере радикально влияет параметр, называемый бета. Его величина определяет разрушение метеорита при нагревании. Этот параметр зависит от скорости космического тела, коэффициентов сопротивления и теплообмена, а также энергии, необходимой для его разрушения. Малые значения параметра бета соответствуют входу в атмосферу достаточно термостойких объектов с относительно небольшими скоростями. Если прочность такого метеорита невелика, он дробится на множество мелких фрагментов, которые, практически не испаряясь, медленно долетают до поверхности земли, образуя метеоритные и кратерные поля. Примером такого события может служить известный Сихотэ-Алинский метеоритный дождь 1947 года.

При умеренных значениях параметра скорости дробления и испарения метеорита вполне сопоставимы. Метеорит летит, постепенно теряя куски. Мелкие фрагменты быстро тормозятся и поэтому почти не испаряются. Таков был, например, болид Бенешов, зафиксированный станциями Чехии в 1991 году.

Знаменитое Тунгусское космическое тело имело очень большое значение параметра бета. При таком значении параметра входящее в атмосферу тело быстро превращается в газ, либо целиком, либо в виде облака фрагментов. При этом испарение происходит почти сразу после входа в атмосферу. Поскольку громадное Тунгусское тело ворвалось в земную атмосферу на огромной скорости, оно выделило энергии гораздо больше, чем было необходимо для его полного испарения. Во время Тунгусского события к поверхности Земли на огромной скорости неслось облако раскаленного газа. Судя по тому, что кратер от падения метеорита на месте катастрофы отсутствует, а деревья повалены и обожжены на огромной территории, в 10 000 раз превосходящей вероятный геометрический размер Тунгусского космического тела, на земную поверхность обрушилась не громадная каменюга и не потерпевший аварию космический корабль, а газовая струя.

Расчеты В.П.Стулова показывают, что если бы диаметр падающего метеороида составлял около 40 метров и двигался бы он со скоростью 35 км/с, то он испарился бы при входе в атмосферу, а падающая раскаленная "воздушно-паровая струя" растеклась бы по тайге именно с такими последствиями, каковые и наблюдались на Подкаменной Тунгуске. Источник: агентство "Информнаука"



Астрономы не могут наблюдать жизнь одной звезды от начала до конца, потому что даже самые короткоживущие звезды существуют миллионы лет - дольше жизни всего человечества. Изменение со временем физических характеристик и химического состава звезд, т.е. звездную эволюцию, астрономы изучают на основе сопоставления характеристик множества звезд, находящихся на разных стадиях эволюции. Физические закономерности, связывающие наблюдаемые характеристики звезд, отражаются на диаграмме цвет-светимость - диаграмме Герцшпрунга - Ресселла, на которой звезды образуют отдельные группировки - последовательности: главную последовательность звезд, последовательности сверхгигантов, ярких и слабых гигантов, субгигантов, субкарликов и белых карликов.Большую часть своей жизни любая звезда находится на так называемой главной последовательности диаграммы цвет-светимость. Все остальные стадии эволюции звезды до образования компактного остатка занимают не более 10% от этого времени. Именно поэтому большинство звезд, наблюдаемых в нашей Галактике, - скромные красные карлики с массой Солнца или меньше. Главная последовательность включает в себя около 90% всех наблюдаемых звезд. Срок жизни звезды и то, во что она превращается в конце жизненного пути, полностью определяется ее массой. Звезды с массой больше солнечной живут гораздо меньше Солнца, а время жизни самых массивных звезд - всего миллионы лет. Для подавляющего большинства звезд время жизни - около 15 млрд. лет. После того как звезда исчерпает свои источники энергии она начинает остывать и сжиматься. Конечным продуктом эволюции звезд являются компактные массивные объекты, плотность которых во много раз больше, чем у обычных звезд. Звезды разной массы приходят в итоге к одному из трех состояний: белые карлики, нейтронные звезды или черные дыры. Если масса звезды невелика, то силы гравитации сравнительно слабы и сжатие звезды (гравитационный коллапс) прекращается. Она переходит в устойчивое состояние белого карлика. Если масса превышает критическое значение, сжатие продолжается. При очень высокой плотности электроны, соединяясь с протонами, образуют нейтроны. Вскоре уже почти вся звезда состоит из одних нейтронов и имеет такую громадную плотность, что огромная звездная масса сосредоточивается в очень небольшом шаре радиусом несколько километров и сжатие останавливается - образуется нейтронная звезда. Если же масса звезды будет настолько велика, что даже образование нейтронной звезды не остановит гравитационного коллапса, то конечным этапом эволюции звезды будет черная дыра.


Археологи заново обнаружили гигантский древний храмовый комплекс в Южной Индии, где древние люди с помощью камней издавали музыкальные звуки при исполнении ритуалов. В комплексе Купгал Хилл были найдены камни с необычными углублениями, которые были сделаны для того, чтобы извлекать громкие звенящие звуки. Памятник был потерян после его первого открытия в 1892 году, так что это фактически первая попытка его исследования.

Ров в Купгал Хилл содержит сотни, а возможно, даже тысячи выгравированных на камне петроглифов, большая часть которых относится к неолиту. Исследователи полагают, что шаманы или юноши некогда приходили в это место для осуществления ритуалов и «проникновения» в могущество этого места. Булыжники с небольшими бороздками-канавками местные жители называют музыкальными камнями. Если по ним ударить маленькими кусочками гранита, они издают низкие гонгоподобные звуки. Эти булыжники могли играть важную роль в формализованных ритуалах приходивших сюда людей.

Во многих культурах в ритуалах, связанных с общением с высшими силами, большую роль играют разнообразные ударные. Исследователь купгальских камней Николь Бойвин из Кембриджского университета считает, что музыкальные камни выполняли аналогичную роль.

Многие камни украшены рисунками (в основном изображениями крупного рогатого скота). Однако встречаются и человекоподобные фигуры – либо сами по себе, либо рядом со скотом. Часть из них изображена в цепях, другие – держащими луки и стрелы.

Типично мужская природа изображений дала Бойвин возможность предположить, что эти изображения были выполнены мужчинами, предположительно, участвовавшими в выпасе или похищениях скота. Мотивы были высечены на камне, видимо, каменным инструментом.



После многочисленных наблюдений и протоколирования Кругов в Европе, было доказано, что полегание растений происходит по определенной системе, которая точно повторяется на Кругах, удаленных один от другого на сотни километров.

Было бы очень здорово, если бы россияне оперативно сообщали о появлении Кругов (мы ждем такие письма). Самыми ценными для ученых являются очевидцы не просто существования рисунка на поле, а его появления. Пока в мире известно лишь чуть более полусотни случаев, когда свидетели наблюдали образование Кругов без человеческого вмешательства.

Хотя обнаружены и сфотографированы уже тысячи кругов (в России "наши" снимки были лишь третьи!), но свидетелей этого явления существует мало, каждый рассказ - весьма серьезное подспорье в работе. Быть может, когда количество данных о достоверных Кругах достигнет критической величины, мы сможем, сложив воедино фрагменты зашифрованной мозаики, понять общий смысл возможно великого послания, которого мы, слепцы, были удостоены. Англичанам, которым уже вовек не разобраться - где были оригиналы, а где подделки - не светит разгадка этой, как они называют "тайны века". КРУГИ НА РОССИЙСКИХ ПОЛЯХ - феномен цереологии (появления кругов и пиктограмм) на российской территории, имеющий некоторые отличия от общеизвестной мировой практики. Благодаря многолетней переписи всех кругов, которую ведет "Космопоиск", стало возможным составить относительно полный перечень всех подобных проявлений. Итак, хроника и география появления пиктограмм на российских полях в кратком изложении такова:

Самые ранние достоверные свидетельства (не считая записей в древних русских летописях) относятся к 1970-м годам, когда образование Кругов замечалось на Северном Кавказе.

В 1980 году в Томской области, возможно, был отмечен Круг (вроде бы похожий на классический) на поле [информация не проверена, взята из интернета].

Осенью 1983 года в М-ской зоне (Молебка, Пермская область) контактер Эмиль БАЧУРИН заметил в лесу голубоватое свечение в форме полусферы, а затем он видел на границе леса Круг примятой травы диаметром 62 м. В описании этого случая так и осталось много неясностей, по другим сведениям, на самом деле зимой этого же года он якобы видел 62-метровый круг на снегу...

В 1984 году заметил первые четко зафиксированные Круги водитель из Борисоглебска Воронежской области Николай Дмитриевич ЛАПТЕВ (подробно описал увиденное "Космопоиску")... Затем круги появлялись в Рязанской области (информация не проверена) и под Тамбовом...

В октябре 1989 года вблизи деревни Воронина Пашня (Томская область) были обнаружены 9 кругов на поле, которые выделялись сочной зеленью на фоне пожухлой осенней травы. Круги диаметром от 3 до 5 м располагались крестообразно: 5 на одной линии и 4 - на другой. Внутри одного из кругов был равносторонний треугольник, а снаружи к этой пиктограмме примыкали 3 симметрично расположенные полусферы...

Поистине столицей полевых криптограмм в России явилась Краснодарская земля. Мимолетные сообщения об этом приходили и ранее из-под Тихорецка, Кропоткина и других мест...

В 1990 году странный круг диаметром 10 м заметил и описал казанский уфолог, член "Космопоиска" Р.Исхаков. Удивительная особенность этого образования в том, что он возник среди сосняка, в лесу с соснами высотой до 10 м, диаметром ствола 10-15 см...

В 1991 году пиктограммы, на этот раз очень четкие геометрические образования, появились на северо-западе Краснодарского края под Ейском...

В 1992 году в Золотухинском районе Курской области вблизи расположенного под Воробьевкой Черного леса появились Круги на полях...

В этом же году экспедиция воронежских исследователей якобы видела в Новохоперской аномальной зоне на одной из полян след от светящегося шара, "посетившего" ее в 1992 году. След представляет собой правильный круг темно-зеленой травы (она здесь всегда темнее окружающей) диаметром около 7 метров. Магнитометры на этом месте, по словам Г.М.Силанова якобы до сих пор "показывают бурю"...

В июле 1992 года несколько Кругов диаметром от 6 до 13 метров возникали на пшеничных полях в Иршавском и Мукачевском районах Закарпатской области Украины. По сведениям местного члена Объединения "Космопоиск" Я.Сочки, ажиотажа в то время вокруг них не наблюдалось, исследований не проводилось.

28 июня 1993 года на Медведицкой гряде (Волгоградская область) члены 28-й экспедиции "Космопоиска" заметили 8-угольный след на поле сочной травы. Впоследствии в этом месте находились следы на траве разной степени сохранности. Как правило, все они картировались...

В конце 1993 года недалеко от дороги Саратов-Вольск был замечен большой четкий Круг на поле, очевидцы утверждали, что перед его появлением здесь "приземлялись тарелки". [Сообщение записал В.Чернобров 4.12.2000].

В июле 1995 года Круг появился рядом с деревней Ягодино Можайского района Московской области. Так описал увиденное отдыхавший там с семьей москвич: "...6-го числа мы отправились в лес за грибами и в 300 метрах от шоссе Калинин-Можайск у дороги увидели пятно, которое представляло собой правильный круг примятой пшеницы с тремя "отростками" и четкими краями. Диаметр круга составлял 6 метров, размеры вместе с "отростками" - 8 м. Какие-либо подъездные пути или тропы, ведущие по полю к пятну отсутствовали. Съезд с полотна дороги, поднятого на 2,5 метра, был невозможен. Осмотр пшеницы вокруг пятна показал полную целостность стеблей. Конечно, все это можно было бы списать на проделки деревенских мальчишек или домашних животных при условии, что мальчишки или коровы упали бы в поле прямо с неба. Во-вторых, и это самое главное, более всего нас озадачила ориентировка примятой пшеницы. По линии контура пшеница была придавлена и ориентирована колосьями в направлении север-юг. В центральной части пшеница была нетронута и стояла вертикально. На оставшейся площади круга стебли пшеницы были не только равномерно и плотно прижаты к земле, но и закручены по часовой стрелке, словно гигантским вентилятором! Во второй половине августа пшеницу убрали комбайнами, но контур загадочного пятна так и остался напоминанием о летнем происшествии. После уборки мы тщательно осмотрели все поле, но ничего похожего на июльскую находку не обнаружили. Опрос местных жителей показал, что подобные образования на пшеничных полях, они встречали и раньше..."



В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусови Германа — у болгар.Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средневековые хроники, поучения против язычества, летописи, археологические раскопки, фольклорные и этнографические собрания. Сведения о богах западных славян весьма скудны, это, например, "История Польши" Яна Длугоша (1415 — 1480), в которой дан список божеств и их соответствия из римской мифологии: Ныя — Плутон, Дзевана — Венера, Маржана — Церера и т. д.Чешские и словацкие данные о богах, как полагают многие ученые, нуждаются в критическом отношении. Мало известно и о мифологии южных славян. Рано попав в сферу влияния Византии и иных могущественных цивилизаций Средиземноморья, прежде других славян приняв христианство, они во многом утратили сведения о былом составе своего пантеона. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян. Ранние сведения о ней мы находим в "Повести временных лет" (XII в.), которая сообщает, что князь Владимир Святой (? — 1015 гг.) стремился создать общегосударственный языческий пантеон. Однако принятие им христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов так называемого Владимирова пантеона (их торжественно сбросили в Днепр), а также запрет язычества и его обрядов. Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми: Перун превратился в святого Илью, Велес — в святого Власия, Ярила — в святого Георгия. Однако мифологические представления наших предков продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов). Славяне почитали богов жизни и смерти (Жива и Морана), плодородия и растительного царства, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые духи и т. д. - поклонение и преклонение выражалось в принесении кровных и бескровных жертв.В XIX веке русские ученые стали исследовать русские мифы, сказания и легенды, понимая их научную ценность и важность сохранения их для последующих поколений. Ключевыми для нового осознания славянской мифологии стали труды Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни,И.П. Сахарова, такие конкретные работы, как трехтомное исследование А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", "Мифы славянского язычества" и "Краткий очерк русской мифологии" Д. О. Шеппинга, "Божества древних славян" А. С. Фаминцына и другие. Первой возникла мифологическая школа, в основе которой лежит сравнительно-исторический метод изучения, установление органической связи языка, народной поэзии и народной мифологии, принцип коллективной природы творчества. Создателем этой школы по праву считается Федор Иванович Буслаев (1818-1897)."В древнейший период языка, - говорит Буслаев, - слово как выражение преданий и обрядов, событий и предметов понималось в теснейшей связи с тем, что оно выражает: "названием запечатлевалось верование или событие, и из названия вновь возникали сказание или миф". Особая "эпическая обрядность" в повторении обычных выражений приводила к тому, что сказанное однажды о каком-либо предмете казалось столь удачным, что уже не нуждалось в дальнейшем видоизменении. Язык становился, таким образом, "верным орудием предания".Метод, первоначально связанный со сравнением языков, установлением общих форм слов и возведением их к языку индоевропейских народов, впервые в русской пауке был перенесен Буслаевым в фольклористику и применен для изучения мифологических преданий славян."Поэтическое воодушевление принадлежало всем и каждому, как пословица, как юридическое изречение. Поэтом был целый народ. Отдельные же лица были не поэты, а певцы или рассказчики, они умели только вернее и ловчее рассказывать или петь то, что известно было всякому. Власть традиции господствовала безраздельно над эпическим певцом, не позволяя ему выделяться из коллектива. Не зная законов природы, ни физической, ни нравственной, эпическая поэзия ту и другую представляла в нераздельной совокупности, выражавшейся в многочисленных уподоблениях и метафорах.Героический эпос является лишь дальнейшим развитием первобытного мифологического сказания. Теогонический эпос сменяется героическим на той стадии развития эпической поэзии, когда к чистому мифу стали присоединяться сказания о делах людей. В это время из мифа вырастает былинный эпос, из которого впоследствии выделилась и сказка. Народ сохраняет свои эпические предания не только в былинах и сказках, но и в отдельных изречениях, кратких заговорах, пословицах, поговорках, клятвах, загадках, в приметах и суевериях".Таковы основные положения мифологической теории Буслаева, которая в 60-70-е годы XIX века постепенно перерастает в школу сравнительной мифологии и теории заимствования.Теория сравнительной мифологии была разработана Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871), Орестом Федоровичем Миллером (1833-1889) и Александром Александровичем Котляревским (1837-1881). В центре их внимания была проблема происхождения мифа в самом процессе его создания. Большая часть мифов, по этой теории, восходит к древнейшему племени ариев. Выделяясь из этого общего праплемени, народы разносили его сказания по всему миру, поэтому сказания "Голубиной книги" почти полностью совпадают с песнями древнескандинавской "Старшей Эдды" и древнейшими мифами индусов.Сравнительный метод, по Афанасьеву, "дает средства восстановить первоначальную форму преданий".Особое значение для понимания славянской мифологии имеют былины (термин этот был введен в обиход И.П. Сахаровым; до этого эпические песни назывались старинами). Русские богатырские былины могут быть поставлены в ряд с героическими мифами в других мифологических системах с тою разницей, что былины в значительной мере историчны, повествуют о событиях XI-XVI веков. Герои былин - Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович, Василий Буслаев и другие воспринимаются не только как личности, имеющие отношение к определенной исторической эпохе, но и прежде всего - как защитники, родоначальники, именно эпические герои. Отсюда - их единство с природой и волшебная сила, их непобедимость (практически нет былин о гибели богатырей или о поигранных ими сражениях). Изначально существуя в устном варианте, как творчество певцов-сказителей, былины, безусловно, претерпели немалые изменения. Есть основания полагать, что некогда они существовали в более мифологизированной форме.Славянская мифология характерна тем, что она - всеобъемлюща и представляет собою не отдельную область народного представления о мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение даже в быту - будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь, сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и русалок) или забытое отождествление (например, языческого Перуна с христианским святым Ильей). Поэтому, практически уничтоженная на уровне текстов до XI века, она продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке.


Для тех, кто плохо знает Евангелие, напомню историю о Лазаре. "Был болен некто Лазарь из Вифанни, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит даем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее. Видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам воскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер. Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет" (Ин. 11.1-44).

Случай с Лазарем можно рассмотреть и с точки зрения естествознания, как это делает известный московский экстрасенс Владимир Сафонов в книге "Нечто". Если Христос действительно вернул к жизни разлагающийся труп, "то произошла почти мгновенная реакция обратимости биохимических процессов, от распада к восстановлению, включая возраст биоэнергетики - основы живого". Уместнее, по мнению В. И. Сафонова, предположить другое - Лазарь не был мертв, а находился в состоянии глубокой смертеподобной летаргии. И в этом состоянии происходили естественные отправления организма, запах которых принимался окружающими за трупный. Но если Христу удалось повернуть вспять вектор времени, то перед нами настоящее чудо, не причинно-следственная, а следственно-причинная связь вещей.

Впрочем, случаи воскрешения из мертвых происходили в древнем мире и безбожественного вмешательства. О подобных историях рассказывают Платон, Плиний Старший, Плутарх и многие античные авторы. Поскольку рассказы эти непогрешимы лишь в меру нашей доверчивости, обратимся к информации современной, подтвержденной документальными источниками. ...Это случилось во Франции в конце апреля 1991 года. Рыболов-любитель, проводивший уикэнд за любимым занятием, обнаружил в реке тело старой женщины, которая решила покончить особой, бросившись в воду. Рыбак вытащил бездыханное тело на берег и помчался эа помощью. Вскоре прибыла специальная спасательная команда, но все усилия привести женщину в чувство не увенчались успехом. Это и немудрено - ведь утопленнице, как выяснилось впоследствии, было 89 лет. Врачи констатировали смерть, и самоубийцу, жительницу города Лиможа, на машине "скорой помощи" отправили в морг.

Но дальше произошло невероятное. По дороге женщина ожила и стала кричать. Сейчас же был вызван медицинский вертолет, и ожившую переправили в университетский медицинский центр Лиможа. Ну а там врачи сумели воскресить вернувшуюся с того света окончательно. Случай этот, разумеется, не единичен. Джордж Ритчи, известный американский психиатр, в молодости во время службы в армии заболел двусторонней пневмонией и попал в военный госпиталь. 20 декабря 1943 года врачи зарегистрировали его смерть. Несостоявшийся покойник рассказывает: "Позже я поговорил с врачом, подписавшим заключение о смерти. Он сказал, что у него не было никаких сомнений в том. Что я мертв, когда он осматривал меня. Но девять минут спустя солдат, который должен был транспортировать меня в морг, подбежал к нему и попросил впрыснуть мне адреналин. Доктор сделал мне укол адреналина прямо в сердечную мышцу, не веря своим глазам. Мое возвращение к жизни, сказал он, без нарушений деятельности мозга или еще какого бы то ни было ущерба - самое непонятное событие в его жизни".

Во времена, к которым относится этот случай, еще не было многих электронных медицинских приборов, и, конечно, врачи могли ошибаться, определяя состояние больного. Но похожую историю из времен вьетнамской войны рассказывает Л. Уотсон в книге "Ошибка Ромео". Тяжелораненого американского солдата доставили в военный госпиталь, где было новейшее медицинское оборудование. 45 минут врачи безуспешно пытались вернуть его к жизни. Согласно показаниям электрокардиограммы, электроэнцефалограммы и по мнению врачей, солдат был мертв. Его увезли в морг, где он и очнулся через 4 часа. Еще о нескольких подобных историях повествуется в сборнике "Тайны XX века".

В марте 1961 года в больничный морг одного из совхозов Казахстана доставили труп мужчины. Как и положено, медики составили акт осмотра, в котором записали: "Окоченевшее тело полностью обледенело, без признаков жизни, постукивание по телу вызывает глухой звук, как от ударов по дереву. Температура на поверхности тела ниже нуля градусов по Цельсию. Глаза широко раскрыты, и на них образовалась ледяная корочка. Пульс и дыхание не прослушиваются. Диагноз: общее замерзание, клиническая смерть".

Вопреки такому заключению доктор П. С. Абрамян принял энергичные меры для оживления пострадавшего: согревание теплой водой, стимулирование сердечной деятельности, искусственное дыхание, массаж сердца. Через полтора часа упорной работы врачу, удалось вернуть человека к жизни, хотя пришлось ампутировать ему пальцы рук. Пострадавший оказался 29-летний тракторист В. И. Харин. Он ехал на тракторе по пустынной степной дороге, и, к несчастью, мотор заглох. Тракторист пошел пешком. Силы покинули его, и он заснул. В снегу пострадавший находился примерно 3-4 часа.

Другой необычный случай произошел в Токио. Лето 1967 года выдалось очень жарким. В один из таких дней шофер грузовика-рефрижератора Масару Сайто решил немного отдохнуть и охладиться в холодильной камере грузовика, перевозившего блоки "сухого льда", то есть твердой углекислоты. Дверь рефрижератора неожиданно захлопнулась, и шофер оказался в западне. Когда его извлекли из холодиль- ной камеры, он оказался в абсолютно замерзшем состоянии и не подавал никаких признаков жизни. Но в ближайшей больнице ему была оказана срочная медицинская помощь и он был спасен.

До недавнего времени ученые считали, что если утонувшего человека не вынуть из воды в течение пяти-шести минут, то он неизбежно погибнет в результате необратимых патологических изменений в коре головного мозга, вызванных острой кислородной недостаточностью. Однако оказалось, что в холодной воде этот срок может быть значительно большим.

Пятилетний мальчик Вегард Слетемунен из города Лилистрем (Норвегия) провалился под лед замерзшей реки. Через 40 минут безжизненное тело ребенка вынесли на берег и начали делать искусственное дыхание и массаж сердца. Вскоре у мальчика появились признаки жизни, а через двое суток к нему вернулось сознание и он спросил: "А где мои очки?"

Почти столько же времени (38 минут) провел подо льдом замерзшего пруда студент из Джексона (штат Мичиган) Брайан Каннигхэм. Когда его отыскали и вытащили на берег, по всем признакам он был мертв. И все же Каннигхэм ожил, и через две недели приятели по колледжу услышали его веселое "хэлло!". Врач Мартин Немирофф из медицинского центра Мичиганского университета считает, что "не все люди, вытащенные из воды посиневшими, бездыханными и на вид мертвыми, обязательно мертвы, даже если они пробыли под водой дольше получаса". Низкая температура воды резко замедляет обмен веществ, позволяя мозгу пробыть без кислорода значительно дольше пяти минут практически без всяких для него последствии. Разумеется, это происходит не во всех случаях, но все же из 15 воскрешенных утопленников, которых обследовал доктор Немирофф, 11 человек вернулись к жизни без малейших нарушений центральной нервной деятельности.

Среди тех, кто умирал от охлаждения, есть свои рекордсмены. Американцы Чарлз Фиоре и Алан Линдсберг в книге "По дороге в Ричмонд". утверждают, что дольше всех находились в состоянии "зарегистрированной смерти" жители Канады Эдвард Тед Миллиган и Джин Джобоун. Миллиган пробыл мертвым около двух часов, а Джин Джобоун перекрыла его достижение аж в два раза. Возвращаясь домой метельным январским утром после ночи, проведенной в гостях, она внезапно потеряла сознание. В семь утра Джин обнаружил случайный прохожий, но из-за неблагоприятного стечения обстоятельств в больницу ее привезли лишь спустя полтора часа. Сердце ее уже перестало биться, а температура тела упала на одиннадцать градусов. Не было сердцебиения, дыхания, до предела были расширены зрачки. Джин Джобоун пробыла мертвой четыре часа, пока семеро врачей, десять медсестер и несколько санитарок боролись за то, чтобы вернуть ее к жизни. Им это удалось. Но вопреки мнению американских авторов это вовсе не рекорд.

Ленинградский шофер Василий Ш. поздно вечером потерял сознание, возвращаясь домой с работы. Произошло это зимой, в 30-градусный мороз. Прохожие обнаружили замерзшего человека только утром. Врач "скорой помощи" пульс уже не нащупал. Кисти рук и подбородок шофера были покрыты инеем. Замерзла даже слюна во рту. Но добросовестные врачи привыкли бороться до последнего. "Сначала Ш. поместили в теплую ванну,- рассказал корреспонденту профессор Л. Ф. Волков,- затем ввели сердечные и тонизирующие средства, после чего положили на постель под каркас, на котором укреплены электролампы. Благодаря энергичному согреванию больной стал чувствовать себя лучше. Сейчас он уже ходит, настроение отличное".

К сожалению, источники не сообщают, какова была температура тела Василия Ш., когда его обнаружили. Книга рекордов Гиннеса сообщает о трех случаях (все они произошли в США), когда люди выжили несмотря на то, что температура их тела упала до 16° С. 1 февраля 1951 года на улице в Чикаго была найдена замерзшая Дороти Мэй Стивенс; 21 января 1956 года в Маршалтауне (штат Айова) в неотапливаемом доме обнаружили двухлетнюю девочку Вики Дейвис. Наконец, тоже двухлетний Майкл Троук 19 января 1985 года пробыл долгое время в снегу около родительского дома в Милуоки (штат Висконсин).

Но самый поразительный случай, вероятно, произошел в Монголии. Здесь зимой 1987 года мальчик, замерзший в степи, пролежал 12 часов на снегу при 34-градусном морозе. Когда мальчика нашли, у него не было ни дыхания, ни пульса (для сравнения: у Дороти Стивенс в момент обнаружения пульс равнялся 12 ударам в минуту). После оказания медицинской помощи появился намек на пульс - два удара в минуту. Понадобилась многочасовая работа реаниматоров, пока удалось восстановить дыхание и услышать слабый стон мальчика. Через сутки он шевельнул пальцем, потом - рукой. Полностью сознание вернулось только через двое суток. А через неделю мальчик был выписан домой с лаконичным заключением: "патологических изменений нет".

Но и неохлажденные мертвецы, бывает возвращаются из небытия. Карабинер Луиджи Витторио, служивший в Ватикане, скончался от приступа астмы. В одной из римских больниц его признали мертвым, но какой-то осторожный врач решил не доверяться до конца показаниям приборов. Он поднес к лицу Витторио зажженную свечу *, и - о, чудо! - умерший воскрес и прожил еще много лет - до самой смерти. Витторио был бесконечно благодарен умному врачу в отличие от покойника из нью-йоркского морга, который очнулся и схватил за горло врача, производившего посмертное вскрытие. Воскресший из мертвых остался жив, а врач умер на месте от шока. Это произошло в 1964 году. А годом раньше 35-летняя англичанка Элзи Уорринг, упавшая без чувств у себя дома, была доставлена в госпиталь, и трое врачей уверенно констатировали ее смерть. По счастью, до посмертного вскрытия дело не дошло - Элзи очнулась в гробу по дороге в морг.

26 февраля 1976 года в морге города Шеффилда (Англия) с помощью портативного кардиографа были обнаружены признаки жизни у 23-летней девушки. Но медицинская техника помогает не всегда **. Зачастую и приборы не могут дать 100-процентную гарантию того, что лежащий перед врачами человек не очнется через некоторое время от смертного сна - и, дай Бог, чтобы это произошло не под землей, как это было с русским писателем Гоголем.

Л. Уотсон пишет, что, по некоторым оценкам, число похороненных раньше срока в Англии и Уэльсе в конце XIX века достигало 2700 человек. Сегодня эта цифра, разумеется, много ниже, но все равно истории воскрешения "безусловных" покойников время от времени будоражат общественное сознание. Поскольку мы затронули тему возвращенцев с того света, то логично будет продолжить разговор разбором их опыта.

* Это один из древнейших способов определения смерти, основанный на предположении, что если в теле прекращено кровообращение, кожа, опаленная огнем, не покроется волдырями.

** Классическим методом определения гибели мозга многие годы являлось снятие энцефалограммы. Если в течение суток самописцем ЭЭГ вычерчивается прямая и затем через некоторое время вторичное снятие энцефалограммы снова дает прямую, то это значит, что человек мертв. (Пускай даже аппараты искусственного дыхания и другие смогут оживить тело, мозг все равно будет находиться в глубокой коме.) Так думали раньше. Однако невропатолог Арнольд Старр из Калифорнийского университета сконструировал прибор, который в тысячу раз чувствительнее ЭЭГ. С помощью этого устройства удалось доказать, что 26 человек, которым ЭЭГ поставила летальный диагноз, все-таки были живы. Мало того, несколько человек из этих 28 в итоге вернулись к полноценной жизни, и мозг их при этом не претерпел каких-либо патологических изменений.



Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке, часто с большой любовью описывались в поэзии викингов и составляли предмет их гордости. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов.

Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м.

Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.

Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме с правого борта.

Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения. Навигационные возможности такого судна демонстрировались в 1893, когда его точно изготовленная копия прошла под парусом из Норвегии до Ньюфаундленда за четыре недели. Эта копия теперь находится в Линкольн-Парке в Чикаго.



Шоколад Приблизительно в начале нашей эры в районе полуострова Юкатан обосновались индейцы майя. Здесь для себя индейцы майя открыли дикорастущие деревья какао, которые начали культивировать, поняв всю целебность и божественную силу напитка, изготовляемого из семян плодов какао. Получаемый напиток был на вкус горьковатым, но он был способен снимать усталость, придавать силу и разгонять тоску человеку, который его попробовал. По достоинству оценив данное открытие, майя разбили огромные плантации какао, посчитав это даром богов для них, и начали выращивать шоколадные деревья, молясь богам (Эк-Чуахе и Шкакау ("подательнице какао") - богине, покровительнице бобов какао), прося у них хороших урожаев.

В конце XIV века господство на всей территории Мезоамерики захватила империя ацтеков, которая тут же обложила все покорённые народы данью. В качестве дани также были и какао-бобы, которые стали использоваться ацтеками не только в качестве сырья для приготовления "чоколатля" (так он звучит на языке науатль - Chocolatl), но и своеобразными денежными знаками. В то время за 10 зёрен какао можно было купить кролика, а за 100 зёрен - раба.

Существует легенда об одном талантливом садовнике, который разводил чудесные и красивые сады. В своём саде он вырастил малоприметное деревце и назвал его какао. Плоды этого дерева были продолговатыми, а его семена имели горький вкус. Из этих семян изготавливался удивительный напиток, который разгонял тоску и придавал человеку силу. Скоро люди стали ценить этот напиток на вес золота и на садовника свалилось огромное богатство, почёт и уважение. Садовник стал зазнаваться и возомнил себя равным богам. Боги, увидев это, решили его наказать и лишили рассудка. Садовник стал злым и в приступе ярости начал уничтожать весь свой сад кустарник за кустарником, дерево за деревом. Так он уничтожил все растения, но только одно он не посмел вырубать - этим растением было какао.Первым же европейцем, попробовавшим "чоколатль", стал Христофор Колумб - однако, он не оценил данный напиток и мешки зёрен какао-бобов, привезённые им из Нового Света в Старый, так и остались лежать в погребах испанского короля невостребованными. По достоинству же оценил этот напиток лишь конкистадор Эрнан Кортес, спустя порядка 17 лет. После похода, закончившегося в 1528 году, Эрнан Кортес привёз в Европу несколько мешков зёрен какао, и только тогда европейцы оценили этот напиток, дав ему современное название - шоколад.

КАКАО (шоколадное дерево), по-латыни - Theobroma cacao. Название ему дал шведский биолог Карл Линней. В переводе с латыни - "пища богов". Какао произрастает в Центральной и Южной Америке и на некоторых островах Азии. Это растение очень чувствительно к засухе и заморозкам, поэтому ему необходим теплый и влажный климат, рыхлая плодородная почва, имеющая постоянную температуру не менее 20 - 28°С. В этих условиях с одного дерева можно собирать до 2 кг какао-бобов в год. Дерево какао может достигать в высоту до 12 м, но на плантациях её ограничивают 5 - 7 метрами. Какао созревает к 8-му году жизни, а максимальный урожай приносит на 10 - 12-м. Плодоносит оно два раза в год на протяжении 30 - 80 лет. ТабакИстория табака доподлинно неизвестна. Эксперты считают, что табак как растение сформировался примерно за 6000 лет до нашей эры. А уже через 5000 лет жители Америки начали использовать это растение для курения. По крайней мере, своих богов индейцы нередко представляли с трубкой во рту, что, впрочем, отнюдь не означало, что они набирали дым в легкие, как это делают современные курильщики сигарет.

К X веку н. э. табак распространился по всей территории Америки и, по-видимому, превратился в культовое растение, используемое в специальных церемониях - религиозных или иных. К периоду VI-X века н. э. относится и первое известное изображение курильщика: на найденном в Гватемале глиняном сосуде изображен индеец майя, курящий (?) свернутые листья табака, перетянутые ниткой. Майя называли этот процесс "сик'ар".

Первыми из европейцев о табаке узнали испанцы - участники экспедиции Колумба. В 1492 году Колумб на одном из островов в бассейне Карибского моря (возможно, это был остров Тобаго, от названия которого, как считают некоторые исследователи, и произошло слово "табак") встретил курящего индейца. (Скорее всего, на одной из встреч с индейцами кто-то из вождей решил поразить иноземца своим умением выпускать дым изо рта, а может, просто решил умерить свои эмоции). Как бы то ни было, спутник Колумба, Роберт Пэйн, заинтересовался табаком, да так, что в 1497 году во время второго путешествия к берегам Америки, написал целый отчёт об этом растении и его использовании. А капитан одного из судов эскадры Колумба, Родриго де Херес, не только рискнул попробовать то, что "курили" индейцы, но и захватил листья табака с собой. Впрочем, его пристрастие к табаку стало первым примером того, как общество обходится с курильщиками: по возвращении на родину за попытку продемонстрировать своё умение он получил три года тюрьмы…

Дальнейшая история табака и его проникновения в жизнь человека была очень бурной. В 1530 году миссионер Бернардино де Саагун обнаруживает, что существуют две разновидности табака: сладкий Nicotiana tabacum и горький и грубый Nicotiana rustica. В 1531 году табак начинают выращивать в Европе, и это событие повлекло за собой появление первой антитабачной организации, функции которой взяла на себя Святая Инквизиция. Несмотря на это, курение табака стало популярным среди высших слоев португальского и испанского общества - остальным это занятие было просто не по карману.

В истории табака есть как минимум три персонажа, не упомянуть которых было бы непростительно. Первый персонаж - это француз Жан Нико, человек, известный современникам как историк, учёный, литератор и дипломат. Ему, а точнее, его знакомству с Екатериной Медичи, принадлежит честь ввести в моду нюханье табака, и, как следствие, широкое распространение табака во Франции. Настолько широкое, что Францию одно время считали родиной табака. А именем Нико был назван алкалоид никотин.

Второй знаковой фигурой стал английский аристократ, заядлый курильщик, моряк и поэт, сэр Уолтер Рейли, который в 1580 году создал табачную плантацию в Ирландии, а в 1584 году - ещё несколько, в Америке. Одну из них он назвал "Вирджиния", что впоследствии дало имя самому распространенному сорту табака.

Третьей знаковой фигурой считается Джон Рольф. Уже в начале XVII века Рольф, пристрастившийся к курению трубки, приобрел известность как первый активный пропагандист и распространитель табака в Англии. В 1611 году Рольф поехал в Америку и заложил в Вирджинии большую плантацию табака. Семена он ввозил из Тринидада и Венесуэлы, а технологию позаимствовал у Уолтера Рейли, существенно усовершенствовав её. Уже через 8 лет начался экспорт табака из Вирджинии в Англию, а сам Джон Рольф навсегда поселился в Новом Свете и даже женился на дочери индейского вождя, давшего ему совет попытать счастья в табаководстве.



Наступление Конца Света, Второе Пришествие Христа Иоанн Богослов предсказывает в самом ближайшем будущем, он рассказывает о том, чему "надлежит быть вскоре". Здесь он следует евангельской традиции: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем" - так говорил Иисус своим современникам (.Мф.,16:28).

Христос должен был прийти и покарать людей за прегрешения, совершить Страшный суд.

"Апокалипсис" посвящен описанию кар, которые последуют после этого Второго Пришествия.

Попробуем понять, что стоит за символикой "Апокалипсиса"? Многие современные исследователи раннего христианства считают, что Иоанн Богослов при описании катастрофы опирался не только на казни и кары, о которых говорят книги ветхозаветных пророков, но также использовал современные ему рассказы о недавних катастрофах. Каких именно?

Чтобы ответить на эти вопросы, внимательно проанализируем библейский текст.

Начинается катастрофа "Откровения" обыкновенным, крупным землетрясением. Оно произойдет после того, как Господь снимет с книги (той самой, о которой шла речь в Ветхом завете) шестую печать.

"И вот, Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;

И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих" (Откр., 6,12- 14).

После снятия седьмой печати устанавливается безмолвие. Это особое тревожное ощущение звенящей тишины (наполненной неслышными, но давящими на психику инфразвуковыми волнами). Такая тишина наступает в перерывах между толчками землетрясения. Об этой тишине рассказывали, например, очевидцы землетрясения в Армении.

Появляется ангел с кадильницей:

"И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение" (Откр. ,8 ;5).

После первых толчков землетрясения появляются и начинают трубить ангелы:

Трубит первый ангел - падает "град и огонь, смешанные с кровью", горят леса и поля. Трубит второй ангел - в море низвергается "гора, пылающая огнем", море приобретает кровавый оттенок. Трубит третий ангел:

"Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

Имя сей звезде - полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что стали они горьки" (Откр.8;10-11).

Трубит четвертый ангел - затмевается солнце, луна и звезды. После трубы пятого ангела - снова падает звезда, которой дан ключ от бездны. Отворяется бездна, и оттуда выходит дым, "как из печи". "

Звезда "полынь"... Как много толкований было дано этой звезде! Вспомним, например, толкование Лебедева в "Идиоте" Ф.М. Достоевского, где звезда "полынь" сравнивается с сетью железных дорог. Но, я думаю, что нет нужды давать этой звезде такое аллегорическое толкование.

Звезда "полынь", по-видимому, обыкновенная комета. Появление комет, затмения ("поразилась третья часть солнца") воспринимались в древности как несомненные, идущие от Бога, предвещая о грядущих катастрофах. Становится понятным появление звезды в рассказе Иоанна Богослова. Для него и для его современников появление кометы было событием, вызывающим настоящий ужас. Но почему все-таки звезда названа "полынь" и почему у воды появился полынный вкус? Это мы поймем позднее.

Вслед за кометой, после того как протрубил шестой Ангел, являются всадники, приход которых был предсказан в Ветхом завете: "Вид его (народа), как вид коней, и скачут они как всадники; скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени..." (Иоил., 2;4,5). Но обратим внимание, что в отличие от ветхозаветных всадников всаднихи "Апокалипсиса", имеют на себе брони "огненные и серные", изо рта коней выходят огонь, дым и сера.

"От этих трех..., от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей..." (Откр., 9; 18).

Что означает - огонь, дым и сера? Имеют ли они связь с полынным вкусом воды и градом, "смешанным с огнем и кровью"? Маловероятно, что эти детали, уточняющие картину катастрофы, только ни на чем не основанная фантазия.

Обратим внимание на ангела, описанного подробнейшим образом, который появляется после всадников.

"И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные;

В руке у него была Книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю..." (Откр., 10; 1,2).

В наше время вид этого ангела напоминает картину ядерного взрыва. Такое сравнение как будто подтверждалось тем, что у людей после его появления образовывались на теле язвы. Подобные язвы возникают после попадания на кожу радиоактивного пепла. Но такое предположение невероятно. В то время ядерных взрывов быть не могло. Образование язв можно объяснить иначе и более просто.

После явления ангела, "облеченного облаком", в небесах происходит эсхатологическая битва архангела Михаила, стоящего во главе войска ангелов, и дракона. Битва с драконом - очень древний мотив. Этим объясняется его включение в "Апокалипсис", но битва, по-видимому, не имеет прямого отношения к рассматриваемой катастрофе. Так же как и последующий рассказ о приходе зверя, символизирующего Римскую империю и императора Нерона.

Проследим по тексту за дальнейшим развитием катастрофы. Ангелы выливают чаши гнева, в результате воды рек, источников и морей превращаются в "кровь как бы мертвеца". Наконец выливает чашу гнева Божия седьмой Ангел. Снова колеблется земля - землетрясение Страшного суда, как и обычное землетрясение, не оканчивается первыми толчками.

"И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!

И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

И всякий остров убежал, и гор не стало, и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая" (Откр., 16;18-21).

Далее идет рассказ о разрушении Вавилона (заметим, что Иоанн Богослов подразумевает под Вавилоном современную ему Римскую империю). Зверя - Нерона и лжепророка бросают в "озеро огненное, горящее серою". Туда же бросают дьявола - дракона (продержав его перед этим тысячу лет скованным в бездне). В это озеро бросают после Суда всех грешников, которых только что воскресили, тех "кто не записан в книге жизни". Оставшихся сто сорок четыре тысячи "праведников и девственников" ожидает "небесный Иерусалим". Заканчивает Иоанн Богослов "Откровение" описанием "небесного Иерусалима", рая, по которому течет "чистая река воды жиз



© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика