Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Агулшап — абхазский дракон-людоед. К тому же похититель юных красавиц. Он появляется во многих абхазских сказках. Вот одна из них.Жили-были три брата: очень умный, очень меткий и очень сильный. И была у них сестра-красавица. Однажды унес ее Агулшап. Братья поклялись спасти сестру. Старший, самый умный, узнал, где она находится, и повел остальных. Шли они, шли, искали сестру... И наконец нашли.«Она была на поляне, посреди большого леса, а возле нее, свернувшись, лежал Агулшап. Братья тайком взяли сестру. Но разве от Агулшапаможно уйти? Он заметил, полетел за ними, быстро догнал, отнял сестру, помчался, как пуля, в небо и сразу очутился около солнца. Тогда средний брат, самый меткий, выстрелил, убил Агулшапа, и сестра стала падать вниз. Младший сейчас же подбежал, поймал на лету сестру, удержал и поставил на землю. Обрадованные братья вместе с се-строй отправились в свой дом. Тем временем мать сшила бешмет, чтобы наградить того из сыновей, кто отличился особой доблестью, спасая сестру от Агулшапа. Она созвала мудрых советников и сказала:— Решите, кто из моих сыновей заслужил бешмет!Судьи сидят, решают, до сих пор ничего не решили...


Этот заголовок я позаимствовал из книги Гарри Прайса, самого бесстрашного из британских парапсихологов последних десятилетий. Титулом «беспокойнейшего» он удостоил Борли-Ректори, дом в Эссексе, возведённый в 1853 году (якобы, на руинах средневекового монастыря) преподобным Генри Д.Э.Буллем.Книга, вышедшая под таким названием в 1940 году, а также следующая, «Конец Борли-Ректори» (1946), стали бестселлерами. Гарри Прайс умер в 1948 году. Ещё семь лет спустя трое других исследователей – Тревор М.Холл из Британского Общества психических исследований, Эрик Дж.Дингуолл и Кэтлин М.Голдни (двое последних – друзья и коллеги Прайса) опубликовали книгу «Призраки в Борли: критический анализ имеющихся фактов», в которой попытались развенчать тайну «беспокойнейшего» британского дома и обвинить Прайса в мистификации, утверждая, будто бы он умышленно искажал все относившиеся к делу факты. Скандал, разразившийся вокруг этого совершенно надуманного «разоблачения», оказался беспрецедентным в истории психической науки.*

* Г-н Дингуолл, один из руководителей Лондонского О.П.И., нанёс много вреда «психическим" исследованиям. О его деятельности писал ещё А.Конан-Дойль. Из-за Дингуолла писатель прекратил своё членство в О.П.И. и других призывал к тому же. Подробнее см. об этом в «Записках о Спиритизме» (а также в нашем «Приложении») письмо под заглавием «Отречение от Общества психических исследований». (Й.Р.)

Между тем, призраки Борли-Ректори – феномен стародавний; странности в доме начались задолго до того, как там в 1929 году впервые появился Прайс. К систематическим наблюдениям он, кстати, приступил лишь 9 лет спустя, когда снял здесь комнату на год и попытался найти себе объективных помощников с помощью объявления в «New York Times Magazine».В течение следующих 14 месяцев в Борли-Ректори было зафиксировано около двух тысяч паранормальных явлений разного рода: необъяснимые голоса, звуки шагов, звон колокольчика, клацание дверных замков, появление письменных посланий на стенах, превращение вина в чернила, полёты предметов, появление трещин в оконных рамах, огненные всполохи в окнах. Самыми жуткими персонажами этого театра ужаса была постоянно расхаживавшая по поместью призрачная монахиня, которая в своих письменных посланиях молила живых об упокойной мессе, а также обезглавленный возница, разъезжавший в своей призрачной карете. Обе фигуры достаточно наглядно иллюстрировали издавна ходившую в этих краях легенду о монахе и юной монашке, сбежавших из Борли в карете. Когда беглецов поймали, мужчину обезглавили, а женщину живьём замуровали в стене монастыря.Если верить Гарри Прайсу, поселившиеся в доме наблюдатели не ощущали со стороны привидений сколько-нибудь враждебного к себе отношения. Живший тут трёхлетний ребёнок придерживался иного мнения. На вопрос, кто поставил ему синяк под глазом, мальчик ответил: «Это меня страшила какой-то стукнул. Он стоял в комнате у занавески».Собаки также относились к безголовому призраку без особых симпатий. Однажды капитан Грегсон, последний владелец Борли (это при нём призрак монашки спалил-таки дом, исполнив таким образом многочисленные угрозы, передававшиеся с помощью планшетки) поздно вечером вошёл во двор со своим чёрным спаниэлем. Вот что затем произошло:«В дальнем конце двора послышались отчётливые шаги, – рассказывает он. – Затем кто-то прошёл по деревянной крышке люка, который ведёт в подвал. Я остановился. Внезапно собака словно сошла с ума. Она завизжала, вырвала из рук поводок и с визгом умчалась прочь. С тех пор я её больше не видел».Капитан Грегсон купил себе такого же чёрного спаниэля. Тот без промедления последовал примеру предшественника: взвыл, завизжал, умчался куда-то стрелой и больше в окрестностях не появлялся.Воздержусь от самоцитирования; желающие могут обратиться к моей статье, опубликованной журналом «Tomorrow» (зимний выпуск 1956 года), где я выразил против этого, с позволения сказать, «разоблачения» возмущённый протест. Поверьте, за Гарри Прайса я вступился вовсе не потому, что питал к нему какие-то личные симпатиии. Мы не были друзьями – впрочем, врагами тоже. Прайс мало кому нравился: это был человек крайне честолюбивый, эгоистичный, ревнивый к славе и к конкурентам. Но по меньшей мере в одном достоинстве ему не откажешь: это был честный исследователь, всю свою жизнь посвятивший разоблачению разного рода мошенников и проходимцев. Нетерпимость к обману была, пожалуй, наиболее яркой чертой его весьма своеобразного характера. Прайс (автор знаменитой «Terrum Of Spiritualism») проявил немалое мужество, когда в своей второй публикации о Борли-Ректори заявил следующее:«Шесть лет назад я пришёл к выводу, что объяснить происходящее здесь можно лишь исходя из теории посмертного существования индивидуума; сегодня без колебаний могу заявить, что за это время лишь утвердился в своём мнении. Более того, утверждаю, что феномен Борли-Ректори подтверждает концепцию «жизни после смерти" куда убедительнее, чем любое паранормальное проявление того же рода, когда-либо встречавшееся мне на пути».Итак, Гарри Прайс высказался в поддержку спиритов: за этот грех его теперь и пытаются смешать с грязью. Что касается меня, то могу оспорить лишь одно утверждение Прайса – а именно, что Борли-Ректори – самый «неспокойный» из домов Британии. Этот отъявленный эгоцентрист просто умер бы от смущения, если бы узнал, что дело, им расследуемое – не «самое-самое» во всех отношениях. Самый густонаселённый привидениями дом страны (о чём Гарри Прайс не мог не знать хотя бы из уже опубликованных к тому времени книг и статей) – всё же Баллехин-Хаус в графстве Пертшир, на протяжении многих веков состоявший во владении семейства шотландских баронов. С любезного согласия лорда Бьюта дом был сначала сдан Обществу психических исследований в аренду, а затем перешёл в полное владение этой организации. Мисс Гудрих-Фриэр, очень известная и способная исследовательница, провела здесь 92 дня, ежедневно записывая свои наблюдения. Происходившие тут события носили религиозный оттенок, но по странности значительно превосходили всё, что имело место в Борли-Ректори.Последним владельцем дома по мужской линии был майор С., человек весьма эксцентричный. Он участвовал в индийской кампании, сохранил самые тёплые воспоминания о тех днях, а главное, верил в то, что души мёртвых могут возвращаться в наш мир, вселяясь как в людей, так и в животных. Майор С. не раз намекал на то, что после собственной кончины непременно вселится в тело своего любимого чёрного спаниэля.После смерти майора члены его семьи, должно быть, дабы затруднить осуществление этого плана, приказали перестрелять всех собак в доме. С тех пор в окрестностях его постоянно носятся стаи призрачных псов. Чёрного спаниэля встречали несколько очевидцев; не раз появлялись на территории поместья и другие его покойные собратья. Вот фрагмент дневниковых записей мисс Гудрих-Фриэр:«Около десяти часов утра я сидела в библиотеке и писала что-то, находясь спиной к окну. В комнате со мной была миссис Уокер. Она обратилась ко мне пару раз с каким-то вопросом, но я не ответила ей, поскольку была слишком занята. Вдруг кто-то подтолкнул мой стул. Я решила, что это пёс: внизу, однако, никого не было. Я продолжала работу и через несколько минут почувствовала толчок настолько решительный, что я чуть не упала со стула. Решив, что это миссис Уокер, не дождавшись ответа, решила напомнить о себе таким образом, я обернулась и вскрикнула от изумления: комната была пуста! Миссис Уокер через секунду вошла, и тут же увидела собаку, которая сидела на коврике перед камином и очень внимательно глядела в ту самую точку рядом со стулом, где ожидала увидеть её я».Четыре дня спустя:«Сегодня после захода солнца мы с миссис Мур снова слышали шум – в основном, какие-то лёгкие шаркающие шаги. Затем раздалось царапанье. Мы решили, что это наша собака, но обнаружили её мирно спящей на привычном коврике».Ещё две недели спустя мисс Гудрих-Фриэр увидела в комнате миссис Мур чёрного пса, которого приняла поначалу за своего шпица. Она как раз устанавливала фотокамеру и замерла, опасаясь, что животное сдвинет стол. В ту же секунду появилась вторая собака: на этот раз это был её Спукс. Прижав ушки, он направлялся к чёрному гостю.«Куда это наш Спукс так помчался? – удивилась другая женщина, находившаяся в комнате. Мисс Фриэр увидела затем, как Спукс спешно ретировался, помахивая хвостом. Призрачная собака была покрупнее живой, хотя не исключено, что это тоже был спаниэль».Появлялись здесь и «человекоподобные» привидения. Дважды оказывалось, что это образы ныне живущих людей, которые в тот момент, очевидно, спали. Одним из них был священник (во всех отчётах он фигурирует под именем «отец Х.»), переживший в доме мучительные мгновения и потому, наверное, всеми мыслями всё ещё находившийся здесь. Именно он, кстати, и обратил впервые внимание лорда Бьюта на странности Баллехин-Хауса.Священник решил, что покойный майор С. пытается таким образом привлечь к себе внимание живущих и убедить их в том, что душа его жаждет успокоения при посредстве святой молитвы. Находясь у себя в комнате, он слышал удары, напоминавшие, скорее, взрывы, и ещё какие-то глухие стуки, как если бы большая собака всем телом бросалась на дверь. Окропив помещение святой водой, отец Х. произнёс «Visita Qu?sumus» – молитву, призывающую небо защитить дом и его обитателей от козней врага рода человеческого. В ту ночь, засыпая, святой отец явственно увидел на стене бурое деревянное распятие высотой около полуметра.Известный астроном сэр Уильям Хиггинс тщательно расспросил отца Х. и убедился в том, что тот не стал жертвой болезненных галлюцинаций. То же распятие позже увидел другой священник, отец К. Стоя у камина, он испытал вдруг сильнейший озноб. В постели дрожь усилилась. «Случайно подняв взгляд, – рассказывал он в письме лорду Бьюту, – на стене над самой кроватью я увидел деревянное распятие из бурой древесины. Стена комнаты была совершенно пуста, там не было ни картин, ни чего-либо, что могло бы явиться причиной оптического обмана, допустим, в силу особенностей освещения. Озноб прекратился: не то, чтобы мгновенно, но очень скоро. Я словно ощутил вдруг какую-то поддержку извне».«4 марта у мистера Поулса начался внезапный озноб, – пишет мисс Гудрих-Фриэр. – Он сумел лишь выдавить из себя какие-то жалобные звуки. Взглянув в его сторону, я увидела руку, державшую бурое распятие, на вид выточенное из дерева. Некто стоял у подножия кровати, оставаясь невидимым. Мистер Поулс тут же сказал: «Мне лучше!» – или что-то в этом роде».В Баллехин-Хаусе нередко слышалось бормотание, напоминавшее тихое молитвенное чтение. Согласно легенде во времена Реформации здесь был убит священнослужитель. Раздавались и другие голоса: невидимые люди то беседовали едва слышно, то принимались вдруг яростно спорить. Слов разобрать было невозможно, но многоголосица прослушивалась отчётливо.Когда-то маленький флигель на территории поместья служил летним приютом монахинь. Возможно, именно этим объясняется частое появление здесь призрака монашки.«На снежном фоне я увидела едва заметную фигурку, – пишет мисс Гудрих-Фриэр. – Некоторое время женщина продвигалась по узкому ущелью вверх, затем остановилась, обернулась и посмотрела прямо на меня. Лицо её казалось бледным, руки были скрыты в складках монашеского одеяния. Затем она вновь двинулась по склону – мне показалось, противоестественно быстро. У дерева фигура исчезла – может быть, потому, что дальше не было снега, который бы оттенял её контур. У ручья, снова на снежном фоне, она на мгновение появилась, но тут же исчезла вновь».Призрак монашки являлся не всем. Но одному из участников исследовательской команды удалось сделать набросок её портрета в фас и профиль. Призрак назвали «Изабель» – просто чтобы отличать от «Марго», другой женщины-привидения. Этих двух не только видели вместе, но и слышали: оне о чём-то спорили тихими голосами. Однажды в ходе сеанса «столоверчения» мистер Поулс и мисс Фриэр получили любопытное приглашение явиться в рощицу у ручья после половины седьмого вечера – монахиня пообещала там прикоснуться к плечу мужчины.«С того места на западном берегу, где я стояла, трудно было отчётливо разглядеть фигуру, – пишет мисс Гудрих-Фриэр, – но она подошла к священнику очень близко. Из кармана у неё выглядывал кончик белого носового платка. Я видела, как её рука потянулась к плечу мистера Поулса, но не могу с полной уверенностью утверждать, что контакт состоялся».Послали за мисс Лэнгтон, не объяснив ей, зачем.«Я снова остановился под молодым деревцем, – продолжает священник. – На этот раз дрожь обуяла меня почти сразу же. По словам мисс Лэнгтон, спустя полминуты чуть левее от меня возникла фигура. Она, вроде бы, подняла руку и снова прикоснулась ко мне. Я ничего не почувствовал, кроме продолжавшегося озноба, – так, похоже, организм реагировал на каждое появление фантома».Куда больше, нежели разгуливающие привидения, досаждал исследователю загадочный комнатный шум. Тут было всё: стуки, хлопки, треск, взрывы, лязганье, стоны, шаги и крики (не только человеческие, но и звериные). Этот бедлам не прекращался ни днём, ни ночью. Приведу в заключение краткое описание лишь одного жуткого происшествия.«После ужина мы втроём расселись за картами у камина. Вдруг кто-то из нас воскликнул: «Слышите? Шаги!» Да, комнату – вдоль стены со стороны сейфа – явно обходил невидимый мужчина. Шаги раздались совсем рядом, но мы никого не увидели».Призрак этот, кроме того, имел пренеприятнейшую привычку сдёргивать со спящих одеяла и поднимать в воздух кровати, однако встречи с представителями высших научных кругов явно приводили его в смущение. Сэр Оливер Лодж, посетивший дом, сообщил лорду Бьюту следующее:«Мне так и не удалось услышать ничего громкого – так, постукивание в стене, чей-то храп, глухой вой – и всё». Маститый физик не нашёл причин оставаться в доме для дальнейших исследований.Лорд Бьют дважды читал заупокойную молитву в разных участках особняка. Несколько раз он буквально терял дар речи, явственно ощущая чьё-то «злое влияние».«Атмосфера в доме изменилась. Ничего подобного ранее не наблюдалось, – писала мисс Гудрих-Фриэр. – Во время первого визита мы ощущали, в основном, изумление, меланхолию и подавленность; сейчас все независимо друг от друга сошлись на том, что в доме таится какое-то ужасное зло. Спукс сразу это почувствовал: никогда прежде наша собачка не обнаруживала признаков такого ужаса, как теперь. Измождённые лица гостей являют собой за завтраком печальное зрелище».Исследователи попросили, чтобы им разрешили остаться ещё, в надежде провести исследование сейсмическими методами. Но владелец, обеспокоенный падением репутации Баллехина, ответил отказом. С ещё большим недовольством семья восприняла выход книги Гудрих-Фриэр «Призраки Баллехина». Несколько лет назад я направил обитателям особняка письмо, в котором спрашивал, продолжаются ли у них прежние странности, но получил очень краткий и совершенно невразумительный ответ.Важно отметить, что феномен Баллехин-Хауса отличался явной «одушевлённостью»: призраки вели себя здесь далеко не автоматически, как это часто бывает. Похоже, наблюдатели в данном случае действительно столкнулись с явлением спиритического толка. Вызывая у гостей озноб, призраки дома явно отнимали у них энергию жизни – в полном соответствии, надо сказать, с нормами своего поведения на земле.



РУСАЛКА -- в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Повсеместно известны представления о принадлежности русалки к миру мертвых; ср. варианты названий русалки в разных традициях: "навки", "мавки " (от навь -- "души умерших"), "мертвушки". Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак , особенно просватанные ("зарученные") невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы , умершие не окрещенными. Под словом "русалка" жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших , домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: "Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла". Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали русалками.

Представления о внешнем виде русалки неоднородны. В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон ). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали. что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест. В южнорусских поверьях русалки характеризовались более нейтральными чертами, которые, однако, сохраняли признаки потусторонней "нежити": "русалка в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая"; "в лице краски нет да руки тощие": "волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде".

В некоторых местах, где русалку считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.

Русалки появлялись на земле на Троицкой или Русальной неделе, когда зацветала рожь: "пакуль жито красуе (т. е. цветет), русалки у жите ходять". Кроме ржаного поля, их можно было видеть у воды, на деревьях, в поле, в лесу, на перекрестках дорог, на мосту , на кладбище. Проникали они и в свои дома, где прежде жили, и там прятались за печью или в углах . Появляясь из мира мертвых , русалки "из воды вылазили", "с деревьев спускались", "из-под земли или из могил выходили", "с неба слетали", а после отведенного им срока пребывания на земле вновь уходили на свое место: в воду , в море , в ирей , на кладбище, по деревьям на небо и т.п. Наиболее традиционные места их пребывания -- вода и деревья -- осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно.

Приуроченность появления русалок к сезону цветения злаков раскрывает определенную связь между вегетацией растений и душами умерших, что подтверждается и происхождением имени русалки (Русалии, лат. Розалии, от слова "роза"): ср. варианты названий русалки в зап. районах Русского Севера -- Розалия или Розамунда. (K : Гораздо вероятнее происхождение от РОСЫ - Это ж водный дух. Какие розы под Архангельском!)

Пребывание в ржаном или конопляном поле мотивируется в народных поверьях тем, что русалки защищают посевы и содействуют цветению и урожаю. Вместе с тем они могут навредить хозяевам, нарушившим запрет работать в их праздник ,-- тогда они "вытаптывают", "высушивают" посевы, на поле появляются выжженные круги. В Брестской обл. рассказывали: "По житу вона ходит: кому зародит добре, а кому -- нияк, зничтожае жито". Как и другие покойники, умершие преждевременной смертью, русалки способны управлять природными стихиями и атмосферными процессами: насылать бури, ливни , град , засуху и т. п.

Среди привычных занятий русалок и особенностей их поведения обычно назывались следующие: по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы . качаются на ветвях берез. Днем их можно было увидеть в поле, где они кувыркаются в траве, вьют венки , играют и хлопают в ладоши, поют, кричат, хохочут, водят хороводы.

Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, похищают и портят пряжу, нитки, полотно, приходят в дом и прядут по ночам, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (К: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей )

Хотя по своему происхождению русалки -- это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (русалка появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности русалки кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле, и т.п. Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий русалки, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей "железной цыцкой". похищает. "Не ходи в жито, -- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,-- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка". О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: "Русалки забрали к себе".

Изредка встречаются поверья, что встреча с русалкой грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность русалок к категории "ходячих" покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам , отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от русалок во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва , магический круг ). Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок , любисток.

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем ("щоб русалцы очей не зашить"), не выполняли никаких полевых и огородных работ ("не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка"), не подмазывали печь и стены избы ("щоб русалкам очи не забрызгать глиною") , не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин , на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

В соответствии с поверьями о том, что в последний день Русальной недели русалки покидают землю, возвращаясь на тот свет , в восточном Полесье и в южнорусских областях совершался обряд "проводы русалки" (См. в ст. Русалии)

Опоэтизированный образ русалки, широко представленный в романтической литературе 19 в., включает набор однотипных характеристик: это девушки-утопленницы, водяные красавицы, живущие на дне реки в хрустальных дворцах, по ночам они выходят на берег, поют и танцуют, расчесывают волосы, заманивают путников в воду, щекочут, топят, мстят неверным любовникам, ищут любви земного юноши, обещают ему несметные богатства.

За пределами восточнославянской зоны название "русалка" по отношению к женскому мифологическому персонажу, появлявшемуся на земле в троицкий период, известно в восточной Польше (Подлясье), частично в Словацких Карпатах, а также на Балканах (в Румынии и северной части Болгарии), где их называют "русалии", "русалче", "русалиле" и считают очень опасными духами.

***

Как думали наши предки-славяне, русалки - души умерших родственников. Тогда было принято хоронить умерших на распутье дорог, в лесах, в воде. Чтобы задобрить русалочьи души, крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам скромные жертвы. Позже такие походы устраивали в Духов или Троицын день.

Русалки считались речными богинями, требовавшими жертв, и владелицами сокровищ, чаровницами. Их сообщество пополнялось за счет утопленниц и самоубийц, а также девочек, родившихся мертвыми или умерших без крещения. Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Кто услышит это, должен сказать: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во имя Отца и Сына и святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы, а если никто не услышит ее призыва, то нечистая сила. Становились русалками и дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Они вечно юны, красивы и живут в кристальных дворцах на дне водоемов. Командует ими царица, назначаемая Водяным (нередко она же становится и его супругой). Считается, что без ее указания русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека. А еще они превосходно поют.

На семик до Петрова дня русалки выходят на берег, живут на деревьях, обычно на дубах, где качаются на ветках и разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.

Канун Троицына дня - самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, хлопают в ладоши и громко кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!" В эту пору русалки чаще всего нападают на людей, но против них есть несколько средств: полынь-трава, а также крест, начертанный на земле. Вокруг него рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от назойливых приставаний. Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.

Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

***

Кем только ни была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны ни открылись далеким предкам нашим! Одна из них связана с героинями многочисленных легенд и страшных рассказов - русалками. Hеделя от понедельника троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе "русальной".

Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.

Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим нимфам. По представлениям наших предковязычников, это были души умерших родственников: тогда было принято хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Для того, чтобы задобрить русалочьи души, ходили в лес, где на Духов день устраивали пиры-тризны, приносили жертвы душам-русалкам.

Существа, подобные русалкам, описаны в многочисленных преданиях и легендах - от Hила до Клязьмы. В Европе в существование нимф верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по смыслу названию "русалка" - красавица или род духа, - есть почти во всех европейских языках.

Профессор В. Ф. Снегирев писал в прошлом веке, что все поверья о русалках имеют общее происхождение; разница в деталях возникла исключительно из разницы в климате, почве и народных традициях.

Самое древнее предание гласит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. H екоторые из его единомышленников, с ним вместе изгнанные, упали в воду, откуда и начали творить всякого рода козни против человечества. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, которым приносились многочисленные жертвы, но также и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии веру в этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхованием и очарованием. Им посвящена была прекрасная опера Даргомыжского "Русалка", созданная на сюжет одноименной поэмы Пушкина. Слово "русалка" выводят из двух источников - от слова "русло" или от слова "русый", обозначающего цвет их волос. Русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы эти роскошными волнами ниспадают с плеч, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. Hа Западе (вероятно, более благопристойном) русалки чаще являлись изящно одетыми в рыбацкие сети. Существует предположение, что волосы у русалок все же зеленые, но это уж как кому видится. Особенно популярны днепровские русалки (их вообще на Украине в свое время было пруд-пруди). У них имеется даже своя роща Русалок над Днепром.

Русалки предпочитают жить в воде, но на Семик, до Петрова дня, они выходят на берега своих рек, избирая себе для временного жилья старые, ветвистые деревья, преимущественно дубы. Тут они раскачиваются на ветвях, разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.

Отряд русалок непрерывно пополняется. Ими становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также утопленницы-самоубийцы. В прежние времена становились русалками все, кто купался без нательного креста. Теперь, надо полагать, от такого способа пополнения русалочьих рядов придется отказаться - найти даму, купающуюся с крестом, весьма затруднительно.

А ведь и ныне многие легкомысленные особы наверняка захотели бы примкнуть к сему нечистому братству. Ведь русалки обладают даром вечной юности и необыкновенной красоты. Живут они в кристальных дворцах, сооруженных на дне водоемов и рек. Hад ними командует царица, назначенная (из русалок же) водяным царем. Иной раз она является и его женою. Существует предположение, что рядовые русалки без указания своей начальницы не могут ни погубить, ни даже испугать человека.

В канун Троицына дня русалки бегают по ржи, разумеется, без всяких признаков одежды, хлопают в ладоши и кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила". Говорят, что урожайность сельскохозяйственных угодий от такого рода легкоатлетических упражнений резко улучшается, даже простая трава начинает лучше расти.

Есть у русалок еще одно привлекательное свойство. Они обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку лет, не замечая хода времени.

Впрочем, русалкам есть и полезное применение. Поскольку против их нападения помогает полынь-трава, а также крест, начерченный на земле, то некоторые практичные мужчины поступают так. Вокруг креста рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от весьма назойливых приставаний очаровательных дам. Если удастся одну из них схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой, то русалка будет выполнять всякого рода домашнюю работу, питаясь почти исключительно паром. Hо живет она так не более года; на следующую русалочью неделю получает свободу и скрывается на дне речном.

Вполне реальна и семейная жизнь с русалкой. Существует множество преданий, которые гласят, что для этого русалка до смерти должна защекотать будущего мужа, унести его на дно, в свой дом, где он благополучно оживает и остаток дней своих проводит в удивительной роскоши. Русалочьи свадьбы бывают на воробьиные ночи.

Hекрещенные младенцы, обратившиеся в русалок, оказывается, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся на воздух и трижды просят себе крещения. Если кто услышит это, то должен произнести: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы. А если никто просьбы не услышит - то силы нечистые.

Русалочьи проводы, или русалочье заговенье, обыкновенно происходило через неделю после Троицына дня. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах России русалка погребалась то в виде куклы, то - девушки в одной рубахе. Последний раз являлась она в ночь Ивана-Купалы, а после уж затихала до нового года.

Казалось бы, все предания и легенды о русалках - дань российской старине. Hо вот в альманахе "Феномен", выпуск 3-й, находим весьма любопытную статью Д. Виноградовой "Русалки - кто они"? В ней описываются весьма многочисленные случаи недавних встреч с прекрасными представителями и представительницами подводного царства. "25 августа 1974 года в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев шел по берегу реки Чусовой. Светила луна. Услышал: кто-то бултыхается в воде, подумал - большая рыба. Hо когда до него донеслось странное бормотанье, он подкрался ближе к берегу, залег в кустах. Метрах в пяти он увидел мужчину и женщину. Hо тут же понял, что это были не люди. Оба серого цвета, только у беременной самки волосы на голове сплошь в рыжих кудрях. "Мужчина" достал из кустов коробку из скрюченной бересты, протянул своей подруге. Они что-то ели, возможно, ягоды. При этом весело махали руками, дергали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Стучали камнем о камень, искры летели, но огня не высекалось. Переговаривались звуками вроде "кы-кы", "ну-ну". Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, были видны только головы. Переплыли реку и быстро полезли вверх по крутой скале. Затем исчезли в темноте.

В их краях, рассказывал впоследствии Катаев, ходит рассказ о том, что в пятидесятых годах, то есть лет тридцать тому назад, в сети рыбаков попал чертенок весь в шерсти. Его вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и кусался, что его выпустили. Он сразу же убежал в реку. Жители вроде видели и сидящих на плотине у озера русалок. А вблизи этой деревни есть местность под названием Чертов Лог, куда ходить нельзя - там как-то пропал охотник вместе с собакой. Собрали народ, прочесали лес - ничего не нашли. А вот собаки с ними на поиски не пошли, чего-то забоялись..."

Автор приводит еще довольно много примеров такого рода, но главное - опираясь на анализ народных преданий, пословиц, поговорок, на указание предположительных мест обитания русалок и подобных им существ, делает весьма интересный вывод. Общий смысл его в том, что в глубинных карстовых пещерах, подземных полостях, войти в которые можно только через водные преграды (болота, реки, озера, водоемы) или через пещеры, щели, обитают некие земноводные млекопитающие с черно-желтобурым мехом.

Современная наука данных об их существовании пока не имеет. Hайти их - задача для любителей сверхъестественного и чудесного.

Hу а пока - приближается "русальная неделя". Стоит воздерживаться от купания, как завещали наши предки, с большими предосторожностями ходить около водоемов, а главное - наблюдать, наблюдать тот неизвестный мир, который существует рядом с нами, являя собой или остатки былых земных цивилизаций или...

В зависимости от локальных традиций русалки в русских народных мифологических рассказах предстают то маленькими девочками в красных платьицах, то красивыми девушками, то безобразными злобными старухами. "Русалки - бледнолицые, с зелеными распущенными волосами женщины, живущие в реках и озерах. В русалок, по народному мнению, обращаются обыкновенно души утопленниц, а также души детей, умерших некрещеными. Русалки по ночам выходят из рек и расчесывают свои длинные зеленые волосы, с которых струится вода. Если встретится с ними человек, то они или топят его, или же защекочивают до смерти". "Русалки - это обыкновенно те же деревенские девушки, пропавшие куда-то без вести, благодаря проклятию своих матерей. Они нападают на человека неожиданно и могут его защекотать до смерти" ."Во многих местах думают, что [русалки] - это дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане и она лежит без креста, а ребенок подле нее спит некрещеным". Русалки могут "спутывать у рыбаков сети, у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья". В отличие от европейской русалки, у восточнославянской русалки нет рыбьего хвоста. Живет она не только в воде - поверья северной, центральной и юго-западной России знают лесных русалок, качающихся на раскидистых деревьях и бегающих по полям.В Калужской губ. считается, что "русалки ходят всю Троицкую неделю", качаются на ветках, делают венки, связывают деревья. В полдень они купаются. Поэтому в эту неделю в это время купаться нельзя, защекочет насмерть". Согласно народным поверьям, русалки могут влиять на урожай и на растительность в целом. "Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее". В юго-западной России и сегодня рассказывают многочисленные истории о встречах с русалками в лесу. Часто русалка кладет на землю своего ребеночка - "русалёнка". Он лежит совсем голый, и если какая-нибудь женщина (или мужчина) пожалеет "русалёнка" и прикроет его чем-нибудь из своей одежды (платком, фартуком, юбкой и проч.), то из леса выйдет мать-русалка и спросит: "Чего ты хочешь: здоровья, денег или чтоб тебя люди знали?" Пожелавшие здоровья никогда не болеют и доживают до глубокой старости, кто мечтает о богатстве - вскоре находит клад или удачно выходит замуж (женится), а кто захотел, "чтоб его люди знали", - становится известным на всю округу знахарем. Еще и сегодня достаток многих женщин и лекарские способности знахарок объясняются тем, что они в свое время "прикрыли русалку". В некоторых деревнях юго-запада России русалками называют ведьм.



Как и настоящие волки, оборотни могут оставаться одинокими долгие годы. Однако стремление присоединиться к стае зачастую заставляет их покинуть на время свое тайное убежище. Тогда оборотень обычно исповедуется о своей сущности священнику или рассказывает близкому другу. Иногда он может превратить другого человека в оборотня, чтоб тот смог стать его спутником. Именно в такие моменты всегда осторожный и осмотрительный оборотень дает себя обнаружить.

Стая оборотней обычно состоит из оборотня, который стал таковым посредством магии, рождения или проклятия - то есть, он представляет собой первичную проклятую кровь. Такой оборотень называется Альфа. Остальные члены этой стаи называются Бета-оборотнями, потому что укушены Альфа-оборотнем и несут в себе его проклятую кровь.

Взаимоотношения оборотней Альфа и Бета достаточно сложные. Если человек становится укушенным оборотнем, его (ее) жизнь обречена на проклятие. Однако у жертвы, если только она не вкусит человеческой крови, еще есть надежда на спасение, то есть проклятие можно снять. Если Альфа-оборотень погибает от рук Беты, проклятие с Бета-оборотня снимается. При этом нужно помнить, что независимо от того, был ли Бета-оборотень укушен другим Бета-оборотнем или Альфа-оборотнем, для снятия проклятия нужно убить Альфа-оборотня - источника проклятой крови. Интересное замечание: благодаря тому, что у Альфа- и Бета одна кровь, Альфа не может причинить физического вреда Бета-оборотню своей кровной линии, потому что одновременно с этим он причинит самому себе точно такой же вред. Но если Бета-оборотень будет убит или ранен кем-то другим, Альфа-оборотень не пострадает.

При охоте на оборотня нужно прежде всего обратить внимание на личность предполагаемого человека-оборотня. Превращение в оборотня происходит тайно, неявно, и человек всячески это скрывает. Поэтому необходимо обращать внимание на такие признаки в поведении, как повышенная импульсивность, агрессия, стремление к насилию, беспричинная ярость, бессонница, беспокойство и иные признаки необычного поведения. К сожалению, со временем эти признаки поддаются контролю, поэтому нельзя полагаться только на них.

Существует несколько характеристик оборотней, которые позволяют их разграничить по степени опасности. Ведь в конечном счете для нас наибольший практический интерес представляет именно то, насколько мы должны опасаться оборотня и как можно его убить, если убийство - единственный способ защитить себя и своих близких. Характеристики большей частью касаются сознания оборотня или ликантропа, его внутреннего "я".

1. "Волк" - при трансформации в волка человек практически теряет человеческий разум и приобретает сознание волка. То есть он становится намного больше волком, чем человеком. Он не ставит целью убивать жертвы ради убийства, но способен, к примеру, наброситься на маленького ребенка и съесть его, если достаточно голоден. Поскольку оборотень не является волком на сто процентов, иногда он может совершать неосознанные, неподконтрольные действия. Например, шум большого города может каким-то образом пробудить в нем инстинкты хищника и тогда он начинает совершать убийства одно за другим. Но скорее всего, такой оборотень просто убежит в ближайший лес.

Интересный факт, характеризующий "территориальные" инстинкты волка - если превращение происходит в собственном доме или квартире человека-оборотня и если он все-же сохраняет частичные воспоминания о своей человеческой жизни, оборотень будет охранять свой дом, как волк охраняет свою территорию. Если же превращение происходит в другом месте, оборотень становится крайне осторожным, понимая, что место, на котором он стоит, может принадлежать другому волку.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Тип оборотня "сознание волка" может включать такие подтипы, как:

"беспамятный" (превратившись в волка, оборотень ничего не помнит из своей жизни человека);

"смутные воспоминания" (волк чувствует себя более безопасно в доме, где он живет как человек, а также подсознательно чувствует родственные связи с людьми-близкими);

"вся память" (все человеческие воспоминания сохраняются, но интерпретируются сознанием волка).

2."Демон" - при трансформации в волка оборотень полностью теряет какой-либо контроль над своими скрытыми желаниями. Внутренние сдерживающие мотивы полностью исчезают, и оборотень превращается в "блуждающего демона", совершая жестокие и страшные убийства из чувств мести, ненависти, обиды. При этом причина может быть совершенно пустяковой: оборотень убивает своего супруга (супругу), потому что он (она) лжет, или своих детей, потому что они громко плачут, или своих родителей, которые часто наказывали их в детстве. После этого, превратившись обратно в человека, оборотень может не помнить того, что с ним происходило. Это очень опасный вид ликантропа, гораздо более опасный, чем человек или волк. Он - типичный представитель голивудских ужастиков.

3. "Супер" - это ликантроп, который после превращения полностью сохраняет человеческий разум и мышление. Наименее опасный для человека вид оборотня (при условии, разумеется, что его поведение в человеческой оболочке считается нормальным).

Вот основные критерии классификации оборотней. Нужно отметить, что очень редко оборотень или ликантроп принадлежат по своим признакам только к определенной группе. Очень часто признаки смешиваются, и даже если, например, оборотень-"супер" превращается в волка и мыслит, как человек, осознание того, что он в теле волка а не человека, может повлиять на его психику.



Множество ученых мужей потратили множество чернил, бумаги и времени, в попытках определить смысл жертвы. Их усилия были обречены изначально. Они пытались найти то, единственное, что стоит за каждым жертвоприношением. Но его нет. Жертва может иметь самые разные значения в различных культурах, а иногда - даже более одного значения. Сосредоточимся на смысле жертвоприношения в культуре индоевропейцев.

Я вижу здесь три значения: совместное употребление пищи, гостевые отношения, и взаимодействие с Хаосом. Давайте рассмотрим их по порядку.

Совместное употребление пищи является самым простым и самым очевидным из трех. Средний человек, при слове «жертвоприношение», вспоминает о жертвоприношениях древнего Израиля, где животные полностью предавались огню. Этот вид жертвы действительно существует в индоевропейской религии (приходят на ум ивовые корзины друидов), но они были скорее исключением, и я не буду говорить о них здесь. Обычная жертва весьма отлична. Вместо того, чтобы уничтожать животное целиком, определенные части (обычно несъедобные) отдают Богам посредством огня, но большую часть готовят и съедают участники ритуала. Жертва, таким образом, имеет общее происхождение со словом «жрать», т.е. «употреблять в пищу». Слово «еда», кстати, связано со словом «единство». Итак - Боги едят их долю, мы едим нашу, собираясь за общим столом. Употребляя одну и ту-же Еду, мы становимся Едины. Это - община в самом буквальном смысле.

Это приводит нас к следующему значению – гостевым отношениям. Слово «гость» неразрывно связано со словом «хозяин» и понятием «дом». «Гость» - это пришлый человек, посторонний, тот, кто пришел из за границ обычного для нас мира. «Угощение» - пища предлагаемая гостю – изначально была направлена на ассимиляцию пришельца в общину. В свою очередь гость приносит «гостинцы» - дары из внешнего мира. Возникает процесс обмена.

Обмен заложен в самой природе. Это основа, которая устанавливает и поддерживает всю Вселенную. Рассмотрим индоевропейскую космологию. Дерево (ось мира) питается водами Источника, отдавая ему свои плоды. Этот процесс обмена дарами поддерживает все миры и взаимосвязь между ними.

Человеческие отношения устроены по тому же образцу. В индоевропейском обществе, отношения установливаются и поддерживаются через обмен подарками. Скупость не поощряется.

Тот же принцип лежит в основе отношений между человеком и божеством. Мы преподносим дары нашим богам, они приносят нам благословения. Это похоже на обычную сделку, но есть что-то большее…

Отделенная часть сохраняет память о целом. Объекты, бывшие в контакте друг с другом, продолжают взаимодействовать после разъединения. Обмен – объединяет. И это то, что составляет основу дружбы. Принимая Богов, как гостей - мы становимся их друзьями.

Последний момент является самым тонким. Жертва – позволяет нам взаимодействовать с Духами Внешней Тьмы, являясь возможностью их силе и жизни войти в наш Космос не разрушая, но оживляя его. Жертва – это возможность управлять Хаосом.

Но сначала еще немного космологии. Вспомним отношения между Деревом и Источником. Воды Источника соединяются с глубокими водами, которые, по индоевропейской космологии, поддерживают и окружают землю. Но "там, обитают драконы". Это место, где живут Посторонние, вне нашего Космоса, нашего упорядоченного мира. Там Хаос, власть энтропии, которая уничтожила бы наш порядок, разрушила бы Космос если бы проявилась в полную силу.

Но Дерево питается водами Источника. Как это возможно? Как Хаос может поддерживать Космос?

Космос может стать жестким и ломким. Порядок может задохнуться. Известные пути могут стареть и умирать. В бурлящем потоке, вырывающемся из Источника есть Жизнь, и именно Ее воды дают Дереву - напиток оживления, поднимающийся, чтобы стать соком, чтобы ветви Дерева не стали сухими палками. И взамен Дерево, согласно гостевому договору, дает свои плоды Источнику.

Но, причем же тут жертва? Взаимодействие с Посторонними, описанное здесь как отношения между Хаосом и Космосом, между Источником и Деревом, проясняют смысл жертвы, где происходит фактическая смерть животного. Смерть - инструмент Хаоса. Живое существо уходит из упорядоченной жизни в распад смерти. Убийство - дар Внешней Тьме, и с этим даром Космос открывается Хаосу, чтобы принять его дары. Жизнь освобождается от ограничений формы, граница разрушена, и Хаос является, потоками вод угрожая сокрушить Космос, смыть Дерево, разрушая его корни и ветви. Неконтролируемый, Хаос приносит беду, и это - то, чем грозит убийство животного.

Почему же мы предлагаем Хаосу войти? Почему мы рискуем нашим миром? На то есть причины. Во первых Космос нуждается в Хаосе, чтобы остаться в живых. Власть Порядка – это полная неподвижность, но Жизнь – это движение… Она нуждается в изменениях. Альтернатива - смерть.

Во вторых, Хаос придет, хотим мы того или нет. Энтропия затрагивает все, независимо от желаний и действий. Наша единственная надежда в том, чтобы впустить Хаос так, чтобы он оживил, но не сокрушил нас.

Брюс Линкольн (1986) показал, что индоевропейский миф творения основан на жертвоприношении. Через жертву установлен порядок, и через ее повторение порядок поддерживается. Когда мы приносим жертву, мы возвращаемся туда, в момент сотворения Космоса, в точку, где Источник и Дерево соединяются.

В точку, где бесформенное обретает форму… Где потенциальные возможности, проявляясь, обретают границы и ограничения… Где Бесконечность приносит себя в жертву Времени…

Установление границ – последний смысл жертвы. Жертва - способ призвать и контролировать Хаос. Она поддерживает движение Космоса.

Святость Пищи, Святость Даров, Святость Договора между Порядком и Хаосом - жертва позволяет нам прийти к Священному и поддерживает нас там.

Великолепные слова, и я надеюсь, что они помогли рассеять часть отвращения и непонимания окружающего жертву. Это не примитивные предрассудки спящего разума, рождающего чудовищ... Это намного более тонкая и красивая вещь.

Но какое отношение все это имеет к современному друидизму? Неужели мы собираемся начинать приносить в жертву животных?

Во времена начала возрождения движения, жертва животных была вне закона. И причины того, почему это так, все еще есть. Мы не имеем обученных этому специалистов; нет никаких Жрецов-жертвователей. И любая попытка жертвы, вероятно, закончится в кровавом беспорядке. Она призовет Хаос в неконтролируемой форме, принесет Богам неудовлетворительное подношение, и даст нам нечистую пищу для нашего общего стола. Это то, что касается мистики.

Уже только одна связь с общественностью является достаточной причиной запретить жертву. Евреям разрешено иметь их кошерные скотобойни, мусульмане могут резать животных согласно их правилам, но общество еще не готово принять языческие кровавые жертвоприношения. Надлежащая жертва значительно более гуманна чем способ убийства используемого в скотобойнях. Но время общественного понимания еще не пришло...

Это, однако, не означает, что нет места для жертвенных образов в ритуалах. С древнейших времен считалось весьма приемлемым заменить животное хлебом, если было невозможно пожертвовать животным. В Зороастризме и Индуизме, склонных к отказу от насилия, жертвы давно были замененны хлебом и рисом. И это возможность для нас - заменить жертву животных жертвой зерна, оставаясь все же на Древнем Пути.

В ритуале современных друидов, жертва была заменена подношениями почтения. Плоть жертвенного животного - Водами Жизни. И от этого нет необходимости отказываться. Но один путь явно отсутствует. Формат ритуала не учитывает жертву Хаосу. Воды врываются в мир, но мы не сформировали канала для них. Они входят, но не контролируются. Хаос явлен, но не упорядочен.

Эта проблема может быть решена, без насилия к формату ритуала, и не оскорбляя современную чувствительность. Древняя практика ритуальной замены является ключем. Животное может быть заменено хлебом. Символичное внешне, становится фактическим в контексте ритуала. Назвав хлеб живым существом и воспринимая его, как живое существо, мы проведем ритуал жертвоприношения столь же эффективно, как если бы это было живое существо.

Я участвовал в этом виде жертвоприношения. В одном случае использовался круглый хлеб, во втором - хлеб в форме животного. В начале мы обратились к Богам, чтобы установить тождество хлеба с соответствующим животным. Затем "животное" было опрыскано водой и зерном, а затем "убито", т.е. разделено соответствующим животному инструментом (поскольку мы приносили в жертву быка, мы имспользовали топор). Хлеб был разделен пополам, и его левая часть еще раз пополам. Главная часть, была помещена в огонь, как доля Богов. После подношений почтения было взято предзнаменование. А затем одна половина из оставшихся была разделена среди участников наряду с Водами, а другая была отдана Посторонним, таким образом, позволяя им войти в наш Космос.

Сами Воды были идентифицированы с жертвой. Это было сделано, с помощью вливания их в чашу, т.е. обретения ими границ. Таким образом, Воды стали жертвой со стороны Хаоса, как хлеб был ей со стороны порядка.

Это дополнение к формату ритуала позволяет соединить все значения жертвы. Это придает ритуалу силу и глубину. И главное, это соединяет нас с традицией, позволяя стоять на месте наших предков, и приходить к нашим Богам по тому Пути, который с древнейших времен благословен Ими. © Ceisiwr Serith



© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика