Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Изобилие славословия и дифирамбов, посвящённых людьми прославлению человеческого разума, в сочетании с различными иллюстрациями достижений научно-технического прогресса нашей цивилизации, настолько приучило нас искренне верить в качественное отличие нашего разума от разума животных, в его потенциальное всемогущество и совершенство во всех отношениях, что мы постоянно удивляемся резкому несоответствию этому тешащему наше самолюбие самовнушению примеров из реальной жизни. В действительности, большая ошибка заключается в том, чтобы считать себя полностью разумным, сознательным в своём мышлении и поведении. Наоборот, это практически полностью определяется влиянием не осознаваемых нами наших психических процессов - подсознания. Подсознание - это не просто дополнение к сознательной части психики - оно фундамент психики, надстройкой над которым является сознание, и постоянно неощутимо влияет на сознательное мышление и поведение путём непрерывного формирования в результате своей деятельности эмоций, оттенков настроения и субъективно-эмоционального отношения к окружающему.Ни одно разумное существо, желающее действительно быть разумным, не должно забывать о своих эволюционных корнях. Человек не просто произошёл от зверя - он действительно был им совсем недавно. (Всего около 2,0 млн. лет прошло с тех пор как от начал использовать в своей жизни примитивные орудия, лишь около 500 тысяч лет назад он научился пользоваться огнём и всего лишь 40 тысяч лет человек существует в его современном биологическом виде.) Более того, в сущности, он им и остался.Человек, не имеющий хотя бы общего представления об особенностях функционирования своего подсознания и не умеющий хотя бы частично отслеживать его деятельность в своей психике, в действительности, оказывается руководимым не своим сознанием, а древнейшей, животной частью психики - подсознанием. Это "руководство" имеет скрытый, неявный характер и заключается в непрерывном формировании у человека эмоций, оттенков настроения и субъективно-эмоционального отношения к окружающему (к людям, жизненным событиям, окружающей обстановке и т.д.), а также скрытых потребностей к чему-либо, мотивов поведения, которые неощутимо направляют ход мыслей и поведение человека в какое-либо направление, обеспечивающее удовлетворение этих подсознательных потребностей.Животная часть психики разумного существа вовсе не является чем-либо плохим - она просто является базовой биологической программой, сформированной в процессе всей предыдущей биологической эволюции и призванной обеспечить его физическое выживание и некоторую биологическую экспансию, обеспечивающую конкурентоспособность, адаптивность и совершенствование биологической популяции, частью которой оно является. Отсюда вытекают некоторые характерные особенности подсознательной психики, сильно влияющие на направление хода мыслей и поведение человека. Согласно своей биологической программе подсознание должно обеспечить, прежде всего, физическое выживание и благополучие индивида, субъективно индицируемое достижением состояния психологического комфорта. Вопрос о том, какими средствами и ценой чего будет обеспечен этот психологический комфорт, перед подсознанием, конечно, не стоит, как не стоит и перед сознанием человека, поскольку оно не способно непосредственно воспринимать подсознательные психические процессы и всего лишь воспринимает "указания" подсознательной психики, изменяя согласно им направление хода мыслей и поведение человека. Именно это является скрытыми корнями человеческой аморальности во всех её проявлениях, а также различных противоречащих логике, неразумных поступков человека.Примером, проявления некоторых аспектов деятельности подсознательной психики является то, как в различных случаях жизни человек подсознательно стремится отстоять свой психологический комфорт в случаях конфликтов мнений и интересов. В случаях даже явной неправоты, но наличия каких-либо силовых преимуществ при разрешении конфликта, человек способен множеством самых невероятных и изобретательных аргументов и соображений, сформированных в его сознании под влиянием подсознания, убедить самого себя в том, что на самом деле он безупречно прав. При этом, иногда даже происходит галлюцинационное искажение сенсорного восприятия, а также искажение логики мышления данного человека, обеспечивающее его собственное убеждение в своей правоте. Сильная подсознательная потребность быть правым для обеспечения своего психологического комфорта способна заставить человека видеть окружающий мир и события в полностью искажённом виде.Отсутствие у большинства современных людей понимания особенностей подсознательной психики и навыков её контроля также является одной из причин развития у людей психических заболеваний. Многие такие заболевания имеют сравнительно лёгкую форму и связаны с каким-либо психологическим неблагополучием, которое подсознание, согласно своей базовой биологической программе, пытается устранить любыми возможными способами (зачастую неприемлимыми), вмешиваясь при этом в процессы мышления и поведения человека. В таких случаях, в принципе, возможно самоизлечение путём обретения понимания общей сущности какого-либо внутреннего психологического конфликта, породившего проблему, а также навыка контроля и косвенного управления своими подсознательными психическими процессами. Как правило, самоизлечение своей психики является весьма длительным процессом, требующим наличия жёсткого самоконтроля и сильной силы воли. Но для человека, желающего быть полным хозяином самому себе, это себя окупает.Следует отметить, что развитие многих из этих небольших, но нежелательных психических отклонений, а также различные проявления аморальности провоцируются отсутствием навыков жёсткого самоконтроля своей психики в сочетании с потаканием стремлению подсознания любыми средствами и любой ценой реализовать биологическую программу обеспечения физического выживания и благополучия индивида, воспринимаемому его сознанием как стремление к достижению психологического комфорта. Именно влиянием биологической программы подсознательной, животной части психики обусловлено то, что мы, в основном, или не способны уловить сознательной частью своей психики свою неправоту или отчасти осознаём её, но не способны признаться в ней хотя бы самим себе, если имеется возможность абсолютно безнаказанно самоутвердиться, поставить своё личное мнение выше мнения оппонентов. Вспомните, к примеру, то чувство скрытого удовольствия, удовлетворённости, которое вы неизбежно много раз испытывали, когда одерживали верх в каких-либо спорах. Своей животной частью психики мы все слишком сильно себя любим, чтобы иметь беспристрастно объективный взгляд на что-либо связанное с конкуренцией с мнением оппонентов. Именно это и порождает множество ошибок и бед в жизни как конкретных людей, так и человечества в целом.Первоначально допускаемая человеком поблажка самому себе, в плане разрешения себе уверовать в свою правоту, автоматически влечёт за собой стремление подсознания любыми способами доказать эту правоту невзирая на реальное положение дел. В результате, человек теряет способность объективного восприятия всего связанного с данной темой. Его подсознание таким образом влияет на восприятие и логику мышления сознания, что он начинает воспринимать информацию с акцентированием внимания на всём, что подтверждает его правоту, а также видеть всё в таком виде, в каком ему это хотелось бы. Подсознание как бы формирует в сознании человека "виртуальную реальность", заставляет его галлюцинировать. Существует множество ярких примеров таких случаев, но более важно, что менее яркие варианты этого являются обыденными в психической деятельности каждого человека, но не замечаются им, поскольку большинство современных людей, к сожалению, не привыкли к постоянному жёсткому самоконтролю своей психики, позволяющему избежать это.Для того, чтобы иметь возможность справедливо считать себя истинно разумным существом необходимо знать и контролировать подсознательную, животную часть своей психики, а для этого необходимы жёсткий самоконтроль и критичность самооценки, нетерпимость к своим недостаткам, сила воли и готовность "резать себя по живому", причинить боль своему душевному миру ради самоисцеления.



Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает, когда окружающие малыша люди направляют его внимание, руководят им, подчиняют его и таким образом дают в руки ребенка те средства, с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием.

Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого малыш усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Возрастное развития вниманияПроцесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Это связано с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Малыша с колыбели окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей яркостью или необычным видом, он также обращает внимание на своих родных, радуясь их появлению в поле зрения или, начиная плакать, чтобы они взяли его на руки.

Близкие люди, находящиеся рядом, произносят слова, смысл которых малыш постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. Т.е. его внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.

Овладевая активной речью, малыш начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.

Когда мы общаемся с малышом, наши слова вначале являются как бы указателями, выделяющими для него какие-то признаки в предмете, мы обращаем его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий.

Вначале процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для малыша процессами его внешнего дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Последовательность основных этапов развития детского вниманияПредставим последовательность основных этапов развития детского внимания так, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:

Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. Четыре с половиной-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.



Во всех воспоминаниях о Льве Ландау обязательно отмечается, что он работал, лежа на диване. Друзья великого физика любили шутить, что у него голова перевешивает туловище, поэтому он и лежит. А Уинстон Черчилль свое политическое долголетие объяснял тем, что никогда не стоял, если можно было сидеть, и не сидел, если можно было лежать.Оказывается, эти два великих человека интуитивно выбрали положение, наиболее благоприятное для умственной деятельности.«Горизонтальное положение действительно влияет на работоспособность мозга, - утверждает нейрофизиолог доктор Даррен Липницкий из Школы физиологии Австралийского национального университета. - Мои опыты показали: лежа люди гораздо легче справляются даже с самыми сложными задачами». По просьбе физиолога 20 добровольцев разгадывали анаграммы - составляли слова из пяти перепутанных букв. И при этом сначала они делали это стоя, а потом - лежа. И оказалось, что, лежа на диване, испытуемые находили решения гораздо быстрее. Причем решения эти, как правило, появлялись в их мозгу внезапно.Нейрофизиологи установили, что, когда человек размышляет, приняв горизонтальное положение, в его кровь попадает большое количество норадреналина. Этот гормон вырабатывают надпочечники. Он действует как нейромедиатор центральной нервной системы, повышая познавательную способность и внимание. Доктор Липницкий не исключает при этом и влияния комфорта: лежащий человек спокоен, следовательно, у него больше сил для того, чтобы сосредоточиться на решении конкретной задачи.Именно поэтому психоаналитики просят своих пациентов лечь на кушетку, прежде чем начать беседу. Так проходят все сеансы психоанализа.Деловые вопросы тоже, как выяснилось, лучше утрясаются, если партнеры по бизнесу полулежат в креслах, а не стоят на фуршете с бокалом вина в руках. Может быть, конечно, беседы в стоячем положении, притом в окружении посторонних людей, не могут вестись достаточно серьезно. Как показывает практика, продуктивность переговоров, проводимых в креслах, увеличивается почти в 10 раз.


О страхе

31.07.18 | Раздел:Психология

Страх как ощущение или чувство просто так, сам по себе, никогда не возникает. Может быть вы найдете ответ на свой вопрос?

У человека существует три основных вида стрессов. К ним относятся: чувство вины, страхи, злоба.

1) Чувство вины вызывает у человека слабость, усталость, депрессию, апатию, восприимчивость к болезням. Чувство вины расположено в сердце. Все заболевания сердца сопряжены с разрастанием чувства вины. Если сердце совершенно здоровое, то все другие болезни тела исключены. Если есть какая-нибудь болезнь, то и в сердце наличествуют незначительные болезненные изменения.2) Страхи вызывают напряженность, одеревенелость, окостенелость, спазмы, судороги. Страхи притягивают к себе болезни. Страхи — это стрессы, входящие через почки. Если почки совершенно здоровы, то исключено заболевание других органов.3) Злоба является сама по себе болезнью. Всякий страх перерастает в злобу. Злоба — наиболее коварный и сложный стресс. Без злобы нет болезни.Для всех стрессов исходным стрессом является страх, что меня не любят. Страх, что меня не хотят что меня не понимают что со мной не считаются что меня не слушают что на меня не глядят что меня ни во что не ставят что до меня никому нет дела и т. д. Все это лишь страх, что меня не любят.Если человек чувствует, что к нему относятся в какой бы то ни было мере плохо, то это лишь страх меня не любят.Этот стресс является причиной материалистического мировоззрения, или свойственного для современной цивилизации одностороннего видения мира, иными словами, причиной всех известных нам бед. В то же время он — необходимый урок, без усвоения которого невозможно идти дальше. Этот страх — учитель, который не дает ученикам спуску. Зато полученные у него знания закрепляются навечно.Страх меня не любят блокирует ток энергии любви. Он притягивает беды, а также болезни. Таким образом, цепочка стрессов начинается со страха меня не любят, который перерастает в чувство вины, чувство вины — во всевозможные страхи, а те, в свою очередь, — в злобу. О стрессах отзываться плохо мы будем до тех пор, покуда не осознаем их поучительность и не обратим их во благо.Все сущее имеет две стороны, и мысль тоже. Чувство вины является хорошим, пока оно не выходит за рамки чувства долга, которое движет человека вперед. Злоба есть хорошее до тех пор, пока из нее исходят силы для защиты жизни. Их называют положительными стрессами.Рассудочное, оно же одностороннее, видение жизни и есть стресс. Если человек видит только хорошее — это позитивный стресс, а если плохое — негативный. Кто не видит жизни как целого, для того жизнь — словно переменный ток: хорошее обязательно превратится в плохое или плохое в хорошее.Стрессы воздействуют системно, вызывая соответствующие болезни. Независимо от пола, возраста, цвета кожи, уровня образования, служебного положения и прочих ступеней иерархии, иными словами, независимо от того, король ты или нищий, одинаковые стрессы вызывают одинаковые болезни.1. Чувство вины вызывает болезни сердца и легких.2. Страх вызывает болезни почек и надпочечников.3. Злоба вызывает болезни печени, которые, в свою очередь, проявляются в виде кожных заболеваний, чтобы злоба была особенно заметна внешне, и указала бы человеку на необходимость начать быстро освобождать злобу, ибо она губит.1. Маленькое чувство вины, маленький страх и маленькая злоба вызывают психические отклонения.2. Когда человека обвиняют, пугают, злят или когда он все это делает себе, то возникают психиатрические заболевания.3. Когда человек копит в себе все большую злобу против других или против себя, то развиваются болезни, поражающие ткани. Чем злоба сильнее, тем серьезнее болезнь.1. Чувство вины - лишает сердце сил, замедляет циркуляцию крови и препятствует нормальному кровоснабжению всего тела. Учащенное сердцебиение, возникающее во время такого 'прилива', является реакцией тела на освобождение от страха смерти. Чувства вины своей тяжестью давят на сердце, и оно становится слабым, вялым, ленивым.2. Страх - вызывает спазм в энергетических каналах и всех мягких тканях. Когда кровеносные сосуды сужаются, кожа делается холодной и бледной, даже синюшной.Когда кровоснабжение чрезмерно замедляется, возникает смертельный страх, от которого кровеносные сосуды резко сжимаются. Вслед за этим в клетках тела наступает резкая нехватка кислорода и питательных веществ. Дух знает, что умирать еще рано, но по своей глупости мы могли бы и вляпаться. Он дает нам знать о данной обстановке смертельным страхом. Чтобы компенсировать нехватку, сердце начинает со страху быстро перекачивать кровь. Человек ощущает сердцебиение и осознает, что что-то неладно. Кто научится освобождать свои стрессы, тому никогда уже не доведется испытать аритмию.У тех же, кто имеет привычку бежать от зла, надеяться на других, выискивать причину своей беды в других, приступ аритмии может затянуться на очень длительное время. Кто привык находить разумный выход из любой ситуации, у того сердцебиение пройдет само собой и весьма быстро.3. Злоба - вызывает увеличение объема как энергии, так и всех тканей и органов. Злоба до предела расширяет кровеносные сосуды, вызывая покраснение кожи. В теле возникает жар, и пот выступает наружу. Климактерические горячие приливы вызываются быстрой поочередной сменой трех основных стрессов. Такие разовые приступы бывают и у молодых, что помогает телу вывести наружу негативность и предотвращает человека от дурного поступка. Образно говоря, с возрастом из кучек стрессов вырастают вулканы, которые начинают время от времени извергаться либо поврозь, либо все вместе.Любой стресс в конце концов перерастает в злобу:1) В ком засело чувство вины, того обвиняют, и он начинает бояться и сам превращается в обвинителя.Обвинение — это злоба. Всякое оценивание, сопоставление, сравнение по сути своей является обвинением.2) В ком засел страх, того пугают, и он начинает пугать других хотя бы с целью поучения или предупреждения. Это уже скрытая злоба, или борьба за жизнь.3) В ком сидит злоба, того злят, а он сам начинает злобствовать. Злоба может быть: открытой, или доводящей до преступления, скрытой, или вызывающей болезни.Скрытая злоба может быть: доброжелательной, вызывающей доброкачественные болезненные процессы, злонамеренной, вызывающей злокачественные процессы, или раковое заболевание.

Никто добровольно не признает себя злонамеренным, а между тем удельный вес недоброкачественных заболеваний в мире стремительно возрастает. Почему? Потому что все хотят казаться хорошими. Стремление жить в мире иллюзий или в воздушных замках грез рано или поздно заканчивается тем, что человек падает с небес на землю, то есть заболевает. В настоящей книге об этом много говорится.Страх разрушает силу воли. Страх - это стресс надпочечников, который охватывает через чакры все тело. Пораженный страхом орган не способен работать. Если орган не хочет, то заставить его невозможно. Чувство вины, доходя до критической черты, превращается в страх. Страх, доходя до критической черты, превращается в злобу. Злоба, доходя до критической черты, начинает уничтожать самого человека. Злоба вызывает злую болезнь - рак.Энергетически стресс имеет вес и объем. Когда орган начинает накапливать в себе стрессы, то вначале происходит отечное увеличение органа. В дальнейшем, орган должен вмещать в себя все больше и больше стрессов, а значит - размещать их плотнее, в результате возникает доброкачественная опухоль.Страх - пленник человека. Злоба - разрушитель тюрьмы.Страх повышает скорость, а чувство вины усиливает нагрузку, о какой бы функции тела либо участке обмена веществ ни шла речь. Страх убыстряет обмен веществ и истощает тело, чувство вины действует противоположным образом. Оно подобно тяжелому грузу, что замедляет движение и оседает на грунт. Чувство вины — это та же почва, на которой произрастает человек.Человек получает все, чего он желает. Но если он мыслит неправильно, то он получает прямо противоположное задуманному, поскольку: страх тормозит волю; злоба уничтожает волю.На задней стороне тела находится энергия воли. Она движется вверх-вниз по главному энергетическому каналу, расположенному в позвоночнике.Основными уничтожителями энергии воли являются: нежелание (располагается на уровне поясницы); вынужденное положение (располагается в области нижних грудных позвонков); требовательность (располагается в области верхних грудных позвонков); недовольство (располагается в области шеи); желание быть лучше других (располагается в области верхних шейных позвонков).Будучи в состоянии равновесия, эти стрессы придают жизни смысл и движение, а при непомерном возрастании уничтожают, если человек не извлекает урока.Ниже на рисунке приводится месторасположение и сфера воздействия уничтожителей энергии воли. Каждый из них содержит в себе гораздо больше, чем может показаться при беглом чтении. Поищите, и Вы найдете их в своем теле. Подумайте, и Вы поймете, чему они хотят научить.Нежелание приходит научить человека делать с удовольствием то, что ранее он делал без желания. Оно говорит: 'Дорогой человек! Жизненный путь полон препятствий. Вместо нежелания научись преодолевать их с удовольствием, и ты поймешь, чему они учат. Тогда твои ноги перестанут упрямиться от нежелания, а то и вовсе отказываться двигаться'.Требовательность хочет научить человека быть малотребовательным. Она говорит: 'Кто умеет радоваться малому, тот притягивает к себе большую радость. А кто сразу стремится к большому, тот останется и без малого, поскольку не умеет ценить и беречь счастья'.Желание быть лучше других является столь естественной потребностью, что его считают отрицательной чертой. Наоборот, каждый человек должен быть лучше других - этому учат детей. Жизнь доказывает обратное. Почему? Мы привыкли бегать в стаде, быть одинаковыми. Если кто-то хочет быть лучше других, то он должен вырваться вперед. Для этого ему приходится подминать под себя других или расталкивать их. В любом случае боль испытывают обе стороны. Так возникает зависть. Тот, кто несется впереди, устает от чужой зависти, и рано или поздно в нем вспыхивает злоба к завистникам. С этого начинается его гибель. Его силы иссякают, бег замедляется, и стадо затаптывает его. Так происходит развитие на горизонтальном уровне.Человек, который освобождает желание быть лучше других, начинает развиваться на вертикальном уровне. Постепенно он перерастает самого себя и поднимается на новый уровень сознания, где нет мелочного сравнения и оценки. Там его не тревожит жизненная борьба других.Это - благословенный высший жизненный уровень душевного покоя. Мы находимся на пути к нему.По материалам книг Л.Вилмы



Люди, которые сами себе кажутся худшими врагами, являются загадкой для гуманных студентов. Когда история человека полна решений и действий, противоречащих его благополучию, нам трудно это понять. Фрейд считал саморазрушительное поведение самым неприятным вопросом, адресованным к его теории, так как он основал ее (в соответствии с биологическими теориями того времени) на предпосылке, что организмы стремятся максимизировать удовольствие и избежать страдания. Фрейд придавал особое значение тому, как в нормальном развитии детские предпочтения, определяемые принципом удовольствия, позднее видоизменяются принципом реальности. Поскольку на поверхностный взгляд кажется, что некоторые предпочтения не определяются ни принципом удовольствия, ни принципом реальности, Фрейд сделал натяжки и пересмотрел свою метапсихологию, чтобы объяснить ‛саморазрушительные“, или ‛мазохистические“, паттерны поведения. В конце концов, он стал говорить о «влечении к смерти» лежащим «по ту сторону принципа удовольствия».

Ранняя психоаналитическая теория нуждалась в объяснении эротической практики тех, кто, подобно австрийскому автору Леопольду фон Захер-Мазоху, стремился получить оргазм через получение боли и унижения. Сексуальное возбуждение от переживания боли – мазохизм, было ранее названо по имени Захер-Мазоха, а удовольствие от ее причинения – садизм - в честь Маркиза де Сада. Применение термина ‛мазохизм“ для очевидно несексуальных паттернов причинения себе боли было естественным для Фрейда, который подчеркивал, что в основе большинства видов поведения лежит сексуальный источник.

Чтобы отличить общий паттерн страдания, который служит некоторой конечной цели, от более узкого сексуального значения понятия мазохизма, Фрейд ввел понятие ‛морального мазохизма“. К 1933 году это понятие было принято настолько широко, что Вильгельм Райх включил ‛мазохистический характер“ в свою подборку личностных типов, выделяя паттерны страдания, выражения жалоб, установки на самоповреждение и самообесценивание и скрытое бессознательное желание мучить других своими страданиями. Проблема морального мазохизма и динамики мазохистической личности надолго заинтриговала психоаналитиков.

Когда современные авторы, психологи и психоаналитики, говорят о мазохизме без ссылки на сексуальный контекст, они обычно имеют в виду моральный мазохизм. Как и другие феномены морально-мазохистическое поведение необязательно является патологическим, даже если оно является самоотречением в широком смысле слова. Иногда мораль предписывает, чтобы мы страдали ради чего-то более стоящего, чем наш кратковременный индивидуальный комфорт. Это тенденция, в рамках которой Хелена Дойч высказала мысль, что мазохизм является неотъемлемой частью материнства. Большинство млекопитающих, действительно, ставят благополучие своих детенышей выше собственного личного выживания. Это может оказаться ‛саморазрушительным“ для конкретного животного, но не для потомства и вида в целом. Встречаются примеры мазохизма, даже более достойные похвалы, когда люди рискуют своей жизнью, здоровьем и безопасностью ради социального блага, например, ради сохранения культурных ценностей. Некоторые люди, – на ум приходят Махатма Ганди и Мать Тереза, – в личности которых можно предположить наличие сильной мазохистической тенденции, продемонстрировали героическое самоотречение, даже святость, посвящая себя целям более возвышенным, чем их собственное ‛Я“.

Вне понятийного круга морального мазохизма термин ‛мазохистический“ используется при ссылке на несводимые к морали паттерны самодеструктивности, например, у склонных к несчастным случаям людей, или у тех, кто умышленно, но без суицидальных намерений, калечит себя или же наносит себе ущерб. Такое использование слова подразумевает, что за явным самодеструктивным безумием человека стоит некая преследуемая цель, заставляющая бледнеть все физические страдания, если оглядываться на них из того эмоционального облегчения, которого достигают с помощью этих невероятных средств. Например, тот, кто сам себя режет, обычно объясняет, что вид собственной крови позволяет почувствовать себя живым и реальным и что мука ощущения себя несуществующим или отчуждение от собственных чувств безгранично хуже, чем какой-нибудь временный физический дискомфорт.

Таким образом, мазохизм бывает разной степени и имеет различные оттенки. Самодеструктивность может быть характерной для любого – от наносящего себе увечья психотика до зануды. Моральный мазохизм простирается от легендарных христиан-мучеников до ‛мудрых еврейских мам“. В определенных обстоятельствах каждый ведет себя мазохистически, часто ради какой-то последующей выгоды. Дети из собственного опыта узнают, что один из способов привлечения внимания воспитателей – причинить себе неприятность.

Способ достижения морального триумфа через навязанное себе страдание может стать таким привычным для человека, что его стоит рассматривать как личность, имеющую мазохистический характер.

Мы хотим подчеркнуть, что термин ‛мазохизм“, используемый психоаналитиками, не означает любви к боли и страданию. Человек, ведущий себя мазохистически, терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо. Когда психоаналитик сообщает пациентке, которую избивает муж, что та ведет себя мазохистически, оставаясь с оскорбляющим ее мужчиной, он не обвиняет женщину в том, что ей нравится быть избитой. Здесь, скорее, подразумевается, что ее действия наводят на следующую мысль: то, что она терпит насилие, либо способствует достижению некоторой цели, которая оправдывает ее страдание (сохранение семьи), либо предотвращает нечто более болезненное (например, возможность остаться одной), или и то, и другое вместе. Эта ремарка также подразумевает, что данный расчет не работает, так как пребывание с мужчиной, избивающим ее, объективно более деструктивно или даже опасно, чем расставание с ним, но она тем не менее, продолжает вести себя так, как если бы от того, что она терпит плохое обращение с собой, зависело ее конечное благополучие.

Мазохистические и депрессивные паттерны характера в значительной степени совпадают, особенно на невротически здоровом уровне организации личности. Большинство людей с одной из этих структур имеют аспекты и другой. Некоторые психологи рассматривают депрессивно-мазохистическую личность как один из наиболее распространенных типов невротического характера.



Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика