Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Меня пугает вид крови

Стоит мне увидеть даже каплю крови, у меня начинает кружиться голова, ноги подкашиваются, возникает ощущение, что я вот-вот упаду в обморок«, — признается 37-летний Сергей. Можно ли такую реакцию объяснить лишь повышенной чувствительностью? Сергей страдает гематофобией. Этот навязчивый страх крови занимает третье место после самых распространенных фобий — боязни животных и открытых пространств*. Его отличительная черта (как и других медицинских страхов — уколов, больниц…) — характерная физиологическая реакция: испугавшись, человек не испытывает потребности убежать и не впадает в панику, но у него перехватывает дыхание, резко понижается давление, отчего возникает риск потери сознания.

Боязнь смерти

Анна, 31 год, учительница начальной школы«Я научилась контролировать свои ощущения»

«Я всегда боялась крови, но мне удавалось обманывать себя: увидев ее, я просто отводила глаза. Но три года назад мой прием не сработал: когда я поехала с детьми на экскурсию, один ученик упал и сильно разбил коленку. Я оцепенела от страха и не смогла оказать ему помощь. Этот случай заставил меня осознать, что мой страх может привести к серьезным последствиям. Врач рассказал мне про поведенческую терапию. Через три месяца благодаря инсценировкам (сначала мы смотрели картинки с изображением крови, а потом нас постепенно приучали спокойно реагировать на нее саму) я научилась контролировать свой страх. Считается, что фобию излечить невозможно, но психотерапия, несомненно, облегчила мне жизнь, и вид крови меня больше не пугает».

«Большинство фобий связаны с самыми древними, архетипическими страхами человека, — рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян, — боязнью пустоты, темноты, высоты, открытого пространства… Но в основе всех этих страхов лежит один — страх смерти». С первобытных времен пугающие интуитивные ощущения предупреждают человека об опасности, грозящей его жизни. «Кровь, текущая в наших венах, — яркая метафора жизни. Как только защитный кожный покров нарушен, мы начинаем ее терять, и нам кажется, что вместе с ней нас покидают жизненные силы. Так кровь действительно становится своеобразным символом смерти. И это пугает», — объясняет Маргарита Жамкочьян.

Напрягите мышцыГематофобия сопровождается понижением кровяного давления, поэтому, если вы чувствуете, что вам сейчас станет дурно, напрягите мышцы, подвигайте руками и ногами, чтобы стимулировать кровообращение.

Взгляните в лицо «опасности»

Кровь на вас, на других людях, по телевизору… Вообразите эти сцены: сначала те, с которыми вы справляетесь легче всего, потом те, которые вам перенести труднее. Например, можно начать со слова «кровь». Оно вас пугает? Напишите его на листе бумаги, произнесите вслух. Когда вы преодолеете этот страх, переходите к следующей сцене из вашего списка. Так постепенно вы приручите свой страх и перестанете принимать подобные ситуации слишком близко к сердцу.

Наведите справки

Как и все страдающие фобиями люди, вы драматизируете ситуацию: вы всего лишь сдаете анализ, а вам кажется, что вы потеряете литр крови. Подробно расспросите врача или близких, как проходит процедура, это поможет вам освободиться от излишнего напряжения. У женщин боязнь крови, возникающая при любом порезе кожи, нередко связана со страхами проникновения и насилия. «Пугающие сны, навязчивые фантазии — трудно разобраться самой, что вызывает эту тревогу, — объясняет Маргарита Жамкочьян. — Психоанализ позволяет понять страх крови, который испытывают многие женщины, не имеющие сексуального опыта». Но его ощущают не только они. Дело в том, что этот архетипический страх передается от поколения к поколению: кровь при первых менструациях и при потере девственности пугала и по-прежнему пугает многих женщин.

Проецирование скрытых страхов

Пытаясь вспомнить, почему она стала бояться крови, 41-летняя Ольга рассказывает случай из детства: «В 10 лет я впервые сдавала анализ крови из вены. Процедура прошла неудачно: я потеряла так много крови, что упала в обморок». «Иногда на фоне травматичного опыта проявляется чувство тревоги, с которым человек до этого эпизода уже жил долгое время, — комментирует Маргарита Жамкочьян. — Это могут быть классические детские страхи, боязнь смерти, неудачи, одиночества… В стрессовой ситуации они нередко проецируются на более простой и конкретный объект, в данном случае — на кровь».

Новые особенности восприятия

Боязнь крови многие века приглушали культурные практики. Во время ритуалов или жертвоприношений (животных), охоты, боевых сражений люди через агрессию «выплескивали» свои страхи, в том числе и страх за свою жизнь. Наши современники утратили возможность открыто и регламентированно выражать негативные эмоции. Кроме того, на нас давит сильнейшее социальное табу на проявление агрессии, внушаемое нам с раннего детства. Мы просто отвыкли от вида крови, и потому еще она может нас пугать.



Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.

Положительные характеристики:НетронутостьПолнотаСамоотдачаОткрытостьЕдинствоЛегкостьСпособность выявлять скрытое и ложное

Негативные характеристики:ИзоляцияБесплодностьСкукаЧопорностьРазочарованиеОтрешенность

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.

В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека). Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.

Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи – символ справедливости. “белый рыцарь” - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты.Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее.Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами - зависимости от недуга.

Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты и больницы.Если человек выбирает белый цвет, то он стремится освободиться от неприятностей.



Я открываю глаза. Что передо мной? Окно в мир или экран проектора? Я зажмуриваюсь. Затворил ли я ставни? Или нажал на «паузу»?Утро. Вы сонно потягиваетесь в постели. Солнце уже пригревает, на улице щебечут птицы. Но на душе скребут кошки. Вы встаете «с левой ноги», не желая начинать день, не думая ни о чем, кроме возвращения в дрему.Вчера все было иначе. Вчера день задался. Казалось, мир сверкает и лучится у вас перед глазами. Ложась спать, вы были просто счастливы. А сегодня – апатия и непроходимый мрак.Что же изменилось? Действительность? Или вы сами?В каббале нет понятия «объективная реальность». Мы воспринимаем лишь то, чему соответствуем. У меня внутри «приемник», настроенный на определенные частоты – частоты нашего мира. Если я сумею изменить настройки и расширить свой диапазон восприятия, во мне зазвенят такие струны, о которых я даже не догадывался.«Мир» – это сумма ощущений, и зависит она от того, насколько я соответствую внешней среде, внешней силе, природе. Природа обладает свойством абсолютной любви и отдачи. Однако чтобы увидеть это, нужно настроиться на ее волну, нужно самому стать любящим и дающим. Достаточно изменить себя, свои исконные качества – и мир преобразится.Ну а пока что я полностью противоположен этому абсолюту любви, и потому моя реальность – лишь слабый отголосок, смутный отблеск того, чем она могла бы быть. Каббалисты изменившие себя и «проснувшиеся» в новом мире, говорят об этом откровенно: «Мы были как во сне» (Псалмы, 126:1).Внутри себяПредставим себе человека как черный ящик с пятью отверстиями органов чувств, через которые он воспринимает реальность. Каждое из этих отверстий останавливает внешнее воздействие и подменяет его внутренней реакцией.Возьмем, к примеру, слуховой аппарат. Внешнее давление на барабанную перепонку компенсируется идентичным по силе внутренним давлением. В противном случае, перепонка просто порвалась бы. Данные о внутреннем давлении передаются в мозг, а тот переводит их в ощущения.Мы никогда не знаем, какой фактор воздействует на нас извне, потому что заперты в своем «ящике». Все наши замеры не идут дальше барабанной перепонки и ее аналогов в других органах чувств.Их совокупная реакция попадает в центр управления в мозгу, который сравнивает ее с информацией из памяти, где уже отложились прежние привычки и впечатления. Затем информация проецируется на своего рода «киноэкран», который находится в задней части мозга и отображает для человека картину мира, как будто бы предстающего перед ним.Все наши данные о мире добываются таким способом. Джон Уилер, выдающийся физик-теоретик, работавший вместе с Эйнштейном и Нильсом Бором, сказал по этому поводу: «Как ни удобно в повседневной жизни утверждать, что "внешний" мир существует независимо от нас, ныне отстаивать этот взгляд уже не представляется возможным».Реальность воображаемая и подлиннаяКаббалисты объясняют, что есть два уровня восприятия реальности, и оба полностью зависят от наших внутренних свойств.На первом уровне человека характеризует эгоизм – свойство, противоположное природе. Находясь во власти этого свойства, каждый чувствует себя обособленным от других и пытается использовать окружающих ради личной выгоды. В результате картина нашей реальности наполнена войнами, нищетой и прочими печальными атрибутами человеческой истории. Однако постепенно накопленный опыт подводит нас к неизбежному выводу: эгоистическое существование бесплодно, и влачить его дальше не имеет смысла.На втором, более высоком уровне в основе человека лежит свойство абсолютной отдачи, идентичное внешнему воздействию. Это позволяет улавливать ту «частоту», на которой говорит с нами природа, и беспрепятственно получать ее послания. Поднявшись на эту ступень, человек видит, что все люди взаимосвязаны в единое целое и счастье одного равносильно счастью всех. Между ними больше нет границ, а потому нет и ограничений, которые накладываются эгоистическим восприятием. Уподобление природе дает бесконечное наслаждение.В наши дни, говорит каббала, мы переживаем переходный период, цель которого – подъем в новое состояние, в собственное прекрасное будущее. Оттуда прежний этап покажется нам лишь иллюзией, преддверием истинной реальности – реальности любви.Когда человек освобождается от оков собственного восприятия, перед ним открываются совершенно новые горизонты. Он ощущает жизнь как вечное, безбрежное течение. Множество сил, воздействующих на нашу реальность, он начинает воспринимать как одну силу. События, казавшиеся случайными, непредсказуемыми и необъяснимыми, обретают ясность в его глазах. Всё спаивается в единую, совершенную систему. Уже давно сказано об этом в Вавилонском Талмуде: «Я увидел перевернутый мир».Бесконечность внутриПодняться на второй уровень реальности надо осознанно и по доброй воле. Принуждение здесь бессильно – разве полюбишь по указке? Мы не властны над своим естеством, однако никто не запрещает нам захотетьстать другими. Если человек разочаровался в реальности сегодняшнего дня – к его услугам наука каббала, дверь в реальность завтрашнюю.Привычная картина, говорят каббалисты, – песчинка по сравнению с тем, что ускользает от нашего взора. Чтобы попасть в «перевернутый мир», не нужно вставать на голову – нужно лишь преобразовать свое восприятие, развить такой орган чувств, который будет верно отражать внешние реалии. Вместо того чтобы отгораживаться от них, мы будем воспроизводить их во всей полноте.Таким образом, мы выберемся из своего «ящика» наружу, туда, где царит не абстрактная, а реально ощутимая бесконечность. Дело тут не в новых знаниях, не в усвоении материала, а в действии самой методики, которая позволяет каждому соприкоснуться с внешним миром и стать его полноценной частью.Мы воспринимаем лишь то, чему соответствуем. Что внутри, то и снаружи. Поселим в себе бесконечную любовь – и она наполнит окружающий мир.


Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но так же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится оценивать, но так же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями. Важно отметить о классификации самих типов методик. Рассмотрим в связи с этим достоинства и недостатки некоторых типов методик, обращённых к сознанию, в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он себе или окружающие люди о нём. Однако, испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой информации, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования – один из самых серьёзных недостатков данной группы методик. Методом устранения подобной помехи может служить введение в конструкцию тестовой методики контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, что позволяет существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов, отсеять варианты, достоверность ответов в которых ниже допустимого.Проективные методики имеют существенное достоинство в том, что обладают высокой валидностью и надёжностью. Они менее субъективны и менее подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их – трудоёмкость и значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата


Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс); — аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.); — гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в "бессознательное" и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином "цензура", а сам процесс подавления — "вытеснением". Переживания, которые оказались вытесненными в "бессознательное", получили название "комплексов". Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые "цензурой" виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе; — вытесненного "аутоэротического комплекса" и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению "военного невроза" с чувством страха за свою жизнь; — скрытых "гомосексуальных комплексов", приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда "вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому", обозначаются Фрейдом термином "конверсия" ("конверсионная истерия"). Таким образом, причина болезни, по Фрейдy, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстановлении в памяти ("вскрытии") сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние "бессознательного" на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— сублимация; — вытеснение; — конверсия; — формирование "комплексов"; — психологическая защита; — бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением

к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений "Я" по Фрейдy). Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к "сверхкомпенсации": заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.Ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

— повышенную боязливость; — страхи; — агрессивность;

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с "горячего" на "холодное" к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.



Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика