Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Люди, которые сами себе кажутся худшими врагами, являются загадкой для гуманных студентов. Когда история человека полна решений и действий, противоречащих его благополучию, нам трудно это понять. Фрейд считал саморазрушительное поведение самым неприятным вопросом, адресованным к его теории, так как он основал ее (в соответствии с биологическими теориями того времени) на предпосылке, что организмы стремятся максимизировать удовольствие и избежать страдания. Фрейд придавал особое значение тому, как в нормальном развитии детские предпочтения, определяемые принципом удовольствия, позднее видоизменяются принципом реальности. Поскольку на поверхностный взгляд кажется, что некоторые предпочтения не определяются ни принципом удовольствия, ни принципом реальности, Фрейд сделал натяжки и пересмотрел свою метапсихологию, чтобы объяснить ‛саморазрушительные“, или ‛мазохистические“, паттерны поведения. В конце концов, он стал говорить о «влечении к смерти» лежащим «по ту сторону принципа удовольствия».

Ранняя психоаналитическая теория нуждалась в объяснении эротической практики тех, кто, подобно австрийскому автору Леопольду фон Захер-Мазоху, стремился получить оргазм через получение боли и унижения. Сексуальное возбуждение от переживания боли – мазохизм, было ранее названо по имени Захер-Мазоха, а удовольствие от ее причинения – садизм - в честь Маркиза де Сада. Применение термина ‛мазохизм“ для очевидно несексуальных паттернов причинения себе боли было естественным для Фрейда, который подчеркивал, что в основе большинства видов поведения лежит сексуальный источник.

Чтобы отличить общий паттерн страдания, который служит некоторой конечной цели, от более узкого сексуального значения понятия мазохизма, Фрейд ввел понятие ‛морального мазохизма“. К 1933 году это понятие было принято настолько широко, что Вильгельм Райх включил ‛мазохистический характер“ в свою подборку личностных типов, выделяя паттерны страдания, выражения жалоб, установки на самоповреждение и самообесценивание и скрытое бессознательное желание мучить других своими страданиями. Проблема морального мазохизма и динамики мазохистической личности надолго заинтриговала психоаналитиков.

Когда современные авторы, психологи и психоаналитики, говорят о мазохизме без ссылки на сексуальный контекст, они обычно имеют в виду моральный мазохизм. Как и другие феномены морально-мазохистическое поведение необязательно является патологическим, даже если оно является самоотречением в широком смысле слова. Иногда мораль предписывает, чтобы мы страдали ради чего-то более стоящего, чем наш кратковременный индивидуальный комфорт. Это тенденция, в рамках которой Хелена Дойч высказала мысль, что мазохизм является неотъемлемой частью материнства. Большинство млекопитающих, действительно, ставят благополучие своих детенышей выше собственного личного выживания. Это может оказаться ‛саморазрушительным“ для конкретного животного, но не для потомства и вида в целом. Встречаются примеры мазохизма, даже более достойные похвалы, когда люди рискуют своей жизнью, здоровьем и безопасностью ради социального блага, например, ради сохранения культурных ценностей. Некоторые люди, – на ум приходят Махатма Ганди и Мать Тереза, – в личности которых можно предположить наличие сильной мазохистической тенденции, продемонстрировали героическое самоотречение, даже святость, посвящая себя целям более возвышенным, чем их собственное ‛Я“.

Вне понятийного круга морального мазохизма термин ‛мазохистический“ используется при ссылке на несводимые к морали паттерны самодеструктивности, например, у склонных к несчастным случаям людей, или у тех, кто умышленно, но без суицидальных намерений, калечит себя или же наносит себе ущерб. Такое использование слова подразумевает, что за явным самодеструктивным безумием человека стоит некая преследуемая цель, заставляющая бледнеть все физические страдания, если оглядываться на них из того эмоционального облегчения, которого достигают с помощью этих невероятных средств. Например, тот, кто сам себя режет, обычно объясняет, что вид собственной крови позволяет почувствовать себя живым и реальным и что мука ощущения себя несуществующим или отчуждение от собственных чувств безгранично хуже, чем какой-нибудь временный физический дискомфорт.

Таким образом, мазохизм бывает разной степени и имеет различные оттенки. Самодеструктивность может быть характерной для любого – от наносящего себе увечья психотика до зануды. Моральный мазохизм простирается от легендарных христиан-мучеников до ‛мудрых еврейских мам“. В определенных обстоятельствах каждый ведет себя мазохистически, часто ради какой-то последующей выгоды. Дети из собственного опыта узнают, что один из способов привлечения внимания воспитателей – причинить себе неприятность.

Способ достижения морального триумфа через навязанное себе страдание может стать таким привычным для человека, что его стоит рассматривать как личность, имеющую мазохистический характер.

Мы хотим подчеркнуть, что термин ‛мазохизм“, используемый психоаналитиками, не означает любви к боли и страданию. Человек, ведущий себя мазохистически, терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо. Когда психоаналитик сообщает пациентке, которую избивает муж, что та ведет себя мазохистически, оставаясь с оскорбляющим ее мужчиной, он не обвиняет женщину в том, что ей нравится быть избитой. Здесь, скорее, подразумевается, что ее действия наводят на следующую мысль: то, что она терпит насилие, либо способствует достижению некоторой цели, которая оправдывает ее страдание (сохранение семьи), либо предотвращает нечто более болезненное (например, возможность остаться одной), или и то, и другое вместе. Эта ремарка также подразумевает, что данный расчет не работает, так как пребывание с мужчиной, избивающим ее, объективно более деструктивно или даже опасно, чем расставание с ним, но она тем не менее, продолжает вести себя так, как если бы от того, что она терпит плохое обращение с собой, зависело ее конечное благополучие.

Мазохистические и депрессивные паттерны характера в значительной степени совпадают, особенно на невротически здоровом уровне организации личности. Большинство людей с одной из этих структур имеют аспекты и другой. Некоторые психологи рассматривают депрессивно-мазохистическую личность как один из наиболее распространенных типов невротического характера.



Человек в этом мире не один, как ему может представляться, он совсем не похож на необитаемый остров в океане. Каждый человек вплетён во множество различных связей. Он приходит в этот мир посредством людей, которых называет своими родителями - папой и мамой. Проходит время… Человек развивается, взрослеет, находит свою пару и спустя определённый отрезок времени он становиться и сам тем, через кого в этот мир приходит новая жизнь, и затем способствует её становлению.

Семья является для человека первой и главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Все мы несем в себе послания своей семьи, свои семейные сценарии. Внутренний Образ наших семейных систем, запечатленный на глубоком бессознательном уровне, является, по сути, нашим базовым языком. Языком, которым мы продолжаем пользоваться и в создаваемых новых семьях, новых отношениях. На глубоком бессознательном уровне все мы некоторым образом "вплетены" в свою родительскую семью, как в некое "роковое сообщество". Такую метафору по отношению к переплетениям в семье использует Берт Хеллингер. В этом "сообществе" действуют Силы, которые возникают из наших отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тётями, бабушками и дедушками,… , мужьями и жёнами.

В клиентской работе, зачастую бывает трудно понять и разобраться в динамике проблем обратившегося за помощью человека в ходе индивидуальной терапии, не принимая в расчет возможность её системного характера. Индивидуальная терапия, проводимая без учета того, что человек является частью системы семьи и рода, может оказываться неэффективной или приводить к нежелательным результатам, нарушая сложившийся семейный баланс. Системный семейный подход по сравнению с индивидуальной терапией обладает рядом особенностей, которые привносят с собой новый взгляд и новые, более широкие возможности, не приуменьшая при этом полезности последней. Системно семейная терапия Б.Хеллингера является без преувеличения уникальным по своей эффективности и результативности методом, позволяющим за короткий отрезок времени проделать работу, которая может заменить несколько лет психоанализа.

Если в индивидуальном подходе терапевту приходится прикладывать много усилий для актуализации межличностной проблематики, простраивать сложную систему переносов, изощряться в метафорах, годами повышая креативность своего клиента, то в системном подходе фокус терапевтических усилий смещается в сторону "…осознания того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь". Следовательно, очень важно, чтобы во время психотерапевтической сессии была найдена та точка, где сосредоточена вся сила любви человека, так как здесь находится и корень его личной или семейной проблемы, и ключ к разрешению этих трудностей. Расстановочная терапия может проводиться и в рамках краткосрочных и длительных программ, что может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Семейные расстановки могут проводиться также и с семейными парами. Личностные изменения в таком случае носят более глубокий и экологичный характер.

Хотелось бы сказать несколько слов о родоначальнике метода, и о самом методе системной семейной психотерапии, более известном в профессиональном кругу, как "Семейная расстановка по Хеллингеру".

Берт Хеллингер (1925 года рождения) изучал богословие, философию, педагогику и психотерапию. В качестве миссионера он проработал в Южной Африке около 25 лет. Там же он обратил внимание на то, как решаются семейные проблемы в племенах коренных жителей Африки и в 80-х годах ему удалось выявить закономерности, которые приводят к трагическим событиям и конфликтам между членами семьи. Он увидел, что их истоки очень часто коренятся в более ранних поколениях своего рода.

К заслугам Берта Хеллингера можно отнести выведение или формулировка им неких законов или закономерностей организующих процессы внутри семьи. Эти законы Берт Хеллингер назвал "базовыми порядками". В результате нарушения этих базовых порядков возникают и проблемы в отношениях между членами семьи. В силу отсутствия этого "системного порядка", человек также неосознанно втягивается в динамику системных переплетений и очень часто ценой своего счастья, здоровья или даже ценой собственной жизни, компенсирует вину, утрату или другое "несчастье" родителей и других членов своей семьи в нескольких поколениях. Это может выражаться в виде снижения жизненного тонуса, депрессии или же в желании преждевременной смерти, если например, существует связь с трагически погибшими или рано умершими членами семьи (например: абортированными братьями и сестрами). Это может также проявляться в виде глубокой вытесненной печали или грусти, связанной с тем, что кто-то из значимых для человека людей не был оплакан. Это могут быть также и другие чувства, которые не имеют видимой причины и которые, зачастую человеку не подвластны. В этих случаях человек может чувствовать, что им движет (или руководит его действиями) какая-то другая, не подвластная ему "сила", иногда, это может даже граничить с сумасшествием. В подобных случаях речь может идти об "идентификациях", "паринтификациях", "перенятых" чувствах и других формах переплетений с судьбами членов семейной системы.

Врядли у меня получится осветить все тонкости этого метода в коротком докладе. Ведь сам метод и лежащий в его основе феноменологический подход, также как и все его особенности не могут вместиться в простые слова, и, на мой взгляд, он не может быть полностью описан. В связи с этим, важно отметить, что в философской феноменологии речь идет о восприятии только сущностной природы феноменов, когда человек полностью открывает им себя. Сущность, в этом случае, проявляется из скрытого внезапно, как молния… И проявившееся всегда превосходит то, что человек мог бы выдумать или логически вывести, исходя из уже известных ему представлений и понятий. Первое обобщение принципов, лежащих в основе работы Берта Хеллингера, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гундхардом Вебером, который принимал участие в его группе. Можно говорить о каких-то законах, техниках применяемых в данной работе, но главное совершенно не в них…

Повторюсь: "Самым важным элементом моего подхода - писал Б.Хеллингер,- является осознание того, что за любым поведением, даже тем, которое кажется вам странным, стоит любовь…". Есть также и важное наблюдение, лежащее в основе данного метода, состоящее в том, что любовь может существовать и действовать только в тех границах, в которых она поддерживает Жизнь. Основным свойством Жизни является течение, движение (т.е.- Жизнь про-те-ка-ет). Заслуга Берта Хеллингера состоит также и в том, что он заметил порядок, поддерживающий это. Любовь - это тоже течение, течение отношений между людьми, и она может существовать только в границах порядка который поддерживает Жизнь. Нарушение порядка Жизни (а значит и порядков в контексте семьи) ведет к уменьшению Любви.

Для того, чтобы это было белее понятным, я бы хотел здесь привести в качестве метафоры, короткую и яркую формулировку о порядках и любви, которую я услышал от Марианны Франке-Грикш:

"ПОРЯДОК - собирает. ЛЮБОВЬ - наполняет.

ПОРЯДОК и ЛЮБОВЬ - действуют вместе.

ПОРЯДОК - это сосуд. ЛЮБОВЬ - это вода.

Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ тоже утечёт".

Расстановка почти волшебным образом отражает и показывает тот порядок, который существует в семьях, те переплетения, которые в ней присутствуют. Другими словами, она делает видимым невидимое и позволяет быстро найти нужный Образ-решение по восстановлению естественного потока Жизни и Любви.

Она позволяет найти человеку свое место в собственной или родительской семье, восполнить "перекосы" и пробелы в её структуре, выйти из "роковых" переплетений, найдя для всех членов семьи "хорошее" место, "отпустив" или приняв с любовью кого-то из её членов.

Расстановки по Хеллингеру - это эффективный метод краткосрочной семейной психотерапии и, пожалуй, единственный метод, позволяющий столь быстро обнаружить и распутать клубки проблем, охватывающие многие поколения. Сама процедура расстановки занимает обычно от 40 минут до 2-х часов. Чаще всего, заявленная проблема, разрешается за одну расстановку.

Даже такое краткое и приблизительное описание работы с семейной расстановкой дает представление о том, что она вполне работает как раз и "с этим…", т.е. с теми актуальными вопросами, которые существуют в данный момент и у уважаемой аудитории / читателя.



Основными особенностями явления мысленного воздействия являются следующие:

1) Реализация мысленного воздействия возможна двумя почти идентичными по диапазону своих возможностей, но разными по сути методами: "силовым" (директивным мысленным воздействием) или "подстановкой" (мысленным слиянием с объектом и как бы замещением его мыслей своими собственными). "Силовой" метод позволяет с максимальной эффективностью использовать возможности индуктора при концентрированных импульсных воздействиях. При этом, наиболее эффективное воздействие осуществляется по линии прямого взгляда. Однако возможности "силового" метода жёстко ограничены необходимостью визуального контакта с объектом воздействия, иначе оно становится "расфокусированным". Метод "подстановки" требует более тесной "информационной связи" с объектом, поэтому эффективен на значительно меньших расстояниях и не позволяет использовать такие мощные, концентрированные импульсы, как "силовой", но более эффективен (субъективно менее энергоёмок) в условиях отсутствия визуального контакта с объектом воздействия (в темноте, вне поля зрения или с закрытыми глазами), а также более "цепок" в данных условиях.

Следует отметить, что эта зависимость от расстояния до объекта и возможности его беспрепятственного сенсорного восприятия является лишь характерной чертой конкретной используемой техники реализации воздействия. Существует также метод мысленного воздействия, не зависящий от расстояния до объекта и наличия какой-либо экранировки (он использовался, например, в экспериментах Л.Л.Васильева). Но он весьма сложен для использования и, тем более, для обучения, поэтому не будет здесь рассматриваться. Упомяну лишь, что он основан на формировании "информационной связи" с объектом не путём его непосредственного сенсорного восприятия (как в рассматриваемых методах), а посредством мысленного формирования его максимально отчётливо воспринимаемого образа.

2) Существует сильная зависимость прилагаемых индуктором усилий от расстояния до объекта воздействия. Зона эффективного воздействия определяется индивидуальными способностями индуктора, но, в основном, ограничивается несколькими метрами. (Например, гипнолог начала XX века Стефан Манжарский указывал на то, что наилучшие результаты экспериментов по мысленному внушению обеспечиваются при расстояниях до 4м.) Максимальная дальность мысленного воздействия "силовым" методом, по результатам экспериментов автора, достигает более 60м (приблизительно, до 100м при воздействии на полёт птиц). При этом достигается лишь воздействие на направление движения объекта. Следует отметить, что при определённой степени развития способностей к мысленным воздействиям нет чёткой грани между используемыми методами, поэтому воздействие на большом расстоянии может эффективно осуществляться методом формирования мысленного образа объекта.

3) Существует сильная зависимость прилагаемых индуктором усилий от наличия какого-либо экранирования объекта. Например, обычное оконное стекло (две пластины толщиной по 4мм в оконной раме) вполне "прозрачно" для воздействия на двигательное поведение объектов на расстоянии около 40м. Однако витринное стекло (две пластины толщиной по 10мм) почти полностью "непрозрачно" (по крайней мере, исходя из личного опыта автора). Это происходит из-за разрыва "информационной связи" с объектом несмотря на его визуальное восприятие, что указывает на сложный биофизический характер природы явления. Также, сильно ухудшают возможности воздействия такие препятствия как стены, но только при превышении определённого расстояния до объекта, а также от объекта до края подобного экрана. Например, какой-либо плоский экран неэффективен, если объект воздействия расположен от края экрана ближе, чем приблизительно 15см при дистанции воздействия ~10м. Максимальное расстояние, на котором возможно воздействие на объект в воде, составляет около 50см. При этом также всегда существенное значение имеет размер объекта воздействия. Чем он крупнее, тем на большем расстоянии удаётся сформировать плотную "информационную связь" с ним (это также одна из особенностей биофизического аспекта явления). Разумеется, метод мысленного воздействия на основе формирования мысленного образа объекта позволяет игнорировать эти ограничения.

4) Мысленное воздействие применительно к человеку позволяет реализовать внушение объекту каких-либо команд, управляющих поведением объекта, и "моделей" внутреннего физиологического состояния, воспринимаемых объектом без задействования органов чувств и реализуемых им без осознания их обусловленности внешним влиянием, а также мыслей, эмоций и псевдосенсорных (галлюцинационных) восприятий. Это воздействие может быть реализовано в отношении нескольких объектов одновременно. Обобщённо по отношению ко всем другим видам живых организмов это явление представляет собой осуществляемое мысленным усилием полное управление двигательным поведением и всеми физиологическими процессами в организме объекта (вне зависимости от особенностей его биологической природы).

Диапазон возможных реакций на мысленные воздействия наиболее обширен для случая взаимодействия "человек-человек". Это - любые виды внешних и внутренних псевдосенсорных восприятий, моделируемых в воображении индуктора, любые физически осуществимые виды двигательных реакций, изменение тонуса внутренних органов и различных зон кровеносной системы, а также сердца и головного мозга. Следует отметить, что наиболее простым и практически постоянно присутствующим элементом мысленного контакта индуктора с перципиентом является мысленная передача чувств и эмоций, оттенков внутреннего состояния (тонуса), которая зачастую происходит непроизвольно. Возможно также широкое регулирование качественных параметров мышления и управление механизмами памяти как в целом, так и по отдельным её видам, в том числе, "стирание" информации о только что происшедших или происходящих в данный момент времени событиях.

В целом, сложность мысленного управления поведением и физиологией объектов определяется лишь способностями индуктора к формированию отчётливых мысленных картин требуемых эффектов. При этом даже в отношении примитивных животных возможно не только мысленное управление двигательным поведением, но и более сложные и комплексные воздействия на их психические процессы. Например, улитке можно "внушить" прикосновение к той или иной её "антенне" (что приводит к их защитному сжатию), либо просто чувство опасности, заставляющее её спрятаться в раковине (это может быть сделано несколько раз подряд), аквариумным рыбкам - необходимость подплыть к кормушке или начать заглатывать плавающий на поверхности корм, чтобы удовлетворить голод.

5) Восприятие мысленного воздействия перципиентом осуществляется на подсознательном уровне, поэтому он не ощущает внешнего характера возникающих в его сознании мыслей, слуховых, зрительных и сенсорных образов. Благодаря этому осуществим эффект "программирования", когда объект выполняет внушённые ему модели поведения и конкретных действий с определённой рассрочкой во времени, наподобие того, как это реализуется в случае "классического" гипноза. Однако всё внушаемое при этом не образует столь глубокого отпечатка в подсознании и не имеет такого обязательного характера для выполнения как при гипнозе. Поэтому реализация внушаемого, в целом, зависит, как и реализация обычных желаний и намерений человека, от суммы реальных жизненных обстоятельств.

Вам не требуется, как вам может казаться, подавлять волю объекта, поскольку мысленное воздействие воспринимается им неосознаваемо. Применительно к человеку, его сознание лишь способно регистрировать и анализировать для выработки реакции конечные последствия изменения психического состояния как появление диссонанса при сопоставлении с предшествующей волевой установкой направленности психических процессов (намерений, определённых для реализации в текущий момент и "направления хода мыслей"), оставшейся в кратковременной памяти. Кроме того, при достаточном опыте и благоприятных условиях "контакта" она может быть вовсе сделана "прозрачной" для воздействия. Простейшим способом такого отключения внутреннего самоконтроля является предварительное "стирание" кратковременной памяти. При этом объект на несколько мгновений впадает в "оглушённое" состояние (ступор), пока не будет взят под внешний контроль или не восстановит в своём сознании информацию о предшествующем психическом состоянии (в том числе, о намерениях) из незатронутых более глубоких слоях памяти. "Стирание" памяти может быть дополнено блокировкой механизмов её подсознательного восстановления, что способно привести объект в длительное "оглушённое" состояние или состояние подобное гипнотическому трансу. В связи с физиологической сложностью мозга эффект "стирания", в действительности, не является абсолютным. Какая-то часть информации может быть впоследствии восстановлена либо под гипнозом, либо спустя длительное время (5-10 лет) самостоятельно, при попытке мысленного воссоздания обстоятельств события.

6) Мысленное внушение, даже только в отношении людей, не имеет сходства механизмов своей реализации с какими-либо методами гипнотического воздействия. Однако оно часто неосознаваемо используется для повышения их эффективности. В частности, при гипнотическом внушении на основе методов эриксонианского гипноза и НЛП, а также при большинстве методов "классического" гипноза специалистами неосознаваемо используется простейшая разновидность "силового" мысленного воздействия - "подталкивание" ментальных процессов объекта в сторону увеличения восприимчивости к оказываемой гипнотической индукции, а также поддерживания устойчивости и углубления гипнотического состояния.

С распространением публикуемой здесь высокоэффективной методики мысленного внушения многие старые методы гипнотического воздействия потеряют смысл как менее эффективные. Однако комбинация ранее известных методов "классического" и эриксонианского гипноза с методом мысленного внушения, несомненно, будет весьма эффективной. В частности, сочетание методики мысленного воздействия с методикой эриксонианского гипноза будет эффективным и целесообразным для обеспечения быстрой и глубокой (по длительности последствий и масштабам трансформации психики объекта) психокоррекции.

Сами возможности мысленного внушения и гипноза, в основном, также не совпадают. Мысленное воздействие при обычной, мгновенной своей реализации способно обеспечить лишь кратковременное (в основном, в пределах 10с) "программирование" поведения и психокоррекцию. По сути, это представляет собой лишь полную или частичную замену содержимого сознания объекта на "психомодель" требуемых перемен в его поведении, изменения намерений объекта. Также, мысленное воздействие способно обеспечить наиболее простые формы долговременного "программирования" поведения и психокоррекции, но лишь при длительной (хотя и реализуемой за один раз) и чрезвычайно сложной работе с объектом, требующей полного отключения его сознания. Однако данное использование мысленного внушения вместо гипноза неэффективно и нецелесообразно. Сложное и долговременное "программирование" поведения, психокоррекция и психофизиологическая коррекция (наподобие гипнотического лечения органических заболеваний центральной нервной системы) при помощи мысленного внушения невозможны.

7) Мысленные воздействия, в основном, реализуются за счёт коротких, жёстких волевых импульсов индуктора. Минимальная длительность импульсов может составлять доли секунды (около 0,1с). (Это весьма сложно для реализации и необходимо только в некоторых специфических случаях воздействия на примитивных животных.) Максимальная длительность воздействия не имеет какого-либо ограничения, кроме психофизиологических способностей индуктора. Однако в большинстве случаев достаточно воздействия длительностью от одной до нескольких секунд чтобы обеспечить реализацию даже весьма сложных и мощных воздействий. Никаких внешних изменений в поведении индуктора при этом может не происходить. Он может разговаривать или заниматься любыми делами, одновременно воздействуя на объект. Зрительное или слуховое восприятие объекта также могут временно прерываться не мешая реализации воздействия. На небольшом (приблизительно, до 4м) расстоянии воздействие может быть реализовано вообще без зрительного или слухового восприятия объекта. Реакция объекта может быть как мгновенной, так и чуть отсроченной в зависимости от вида воздействия, целей индуктора и успешности реализации им воздействия.

В качестве основных особенностей методов реализации мысленных воздействий необходимо отметить следующие:

1) Основными условиями успешности реализации мысленных воздействий являются необходимость формирования "плотной" информационной связи с объектом, необходимость яркого мысленного представления о реализации объектом необходимой реакции (далее будем называть его "психомоделью" требуемого воздействия), а также необходимость "трансформирующего" волевого усилия, направленного на безусловную реализацию воздействия.

"Информационная связь" с объектом формируется на основе прямого или косвенного сенсорного восприятия, но не эквивалентна просто сенсорному восприятию. Это состояние максимально отчётливого комплексного "ощущения объекта", которое должно поддерживаться в течение всего процесса реализации мысленного воздействия. Это можно рассматривать как сознательно формируемую эмпатию (англ. empathy - сочувствие). Чтобы сформировать информационную связь с объектом воздействия, необходимо настроиться на его непосредственно воспринимаемый или как-либо опосредованно формируемый образ и постараться как бы "прочувствовать" его с максимально возможной отчётливостью.

"Психомодель" реализуемого мысленного воздействия представляет собой яркое и отчётливое мысленное представление о реализации какой-либо конкретной формы данного воздействия.

Например, французский гипнолог Каслант высказался об этой особенности следующим образом: "Для того, чтобы добиться наилучшего результата индукции, необходимо мысленно сформулировать то задание, которое желательно передать, и затем сознательно отправить его испытуемому, представив себе его образ возможно более ярко." Эту особенность реализации мысленного внушения также отмечал гипнолог К.И.Платонов, сотрудничавший с Л.Л.Васильевым. "Важно отметить, что когда я оказывал воздействие на испытуемого, в форме мысленного приказа: "Засыпайте!", "Спите!" (т.е. словесного приказа), то последний всегда был безрезультатен. Но при моём зрительном представлении образа и фигуры заснувшего испытуемого эффект всегда был положительным."

"Трансформирующее" волевое усилие представляет собой чрезвычайно яркое и отчётливое по-галлюцинационному уверенное осознание того, что "психомодель" реализуемого воздействия начинает трансформироваться в объективную реальность или даже, что она, в действительности, и есть истинная объективная реальность в данное мгновение. Чаще всего, данное осознание достигается коротким предельно сильным импульсом воли, но в некоторых случаях оно может поддерживаться длительное время (до нескольких минут непрерывно).

В сущности, для реализации мысленного воздействия необходимо сформировать у себя максимально яркую и отчётливую сознательно управляемую галлюцинацию реализации желаемого результата.

Эффективная реализация мысленного воздействия требует формирования (чаще всего, импульсного) весьма специфичного психофизиологического состояния, которое далее будем называть "особым состоянием сознания".

"Особое состояние сознания" представляет собой специфическое психофизиологическое состояние мозга близкое к возникающему при аутогипнозе, при котором создаются оптимальные условия для реализации мысленных воздействий. Это состояние высокой "фоновой" (постоянно поддерживаемой) концентрации внимания (преимущественно в плане селективного внимания) с полным освобождением сознания от каких-либо отвлекающих факторов, несмотря на сохранение обычного сенсорного восприятия от окружающего мира, при котором резко улучшаются способности к формированию ярких мысленных представлений и мощных волевых импульсов, обеспечивающих возможность специфического сознательно управляемого галлюцинирования.

Субъективно "особое состояние сознания" характеризуется специфичной "пустотностью" сознания от каких-либо отвлекающих мыслей и сенсорного восприятия, уходящего на дальний план сознания. Никакого "выпадения" из окружающего мира при этом не происходит, поэтому внешне данное состояние почти не заметно. В некоторых случаях при реализации мысленных воздействий может происходить значительное углубление концентрации внимания вплоть до полного отключения сенсорного восприятия от окружающего мира (состояния транса). Однако это представляет собой углублённую форму того же "особого состояния сознания".

2) Овладение способностями к реализации мысленных воздействий - это овладение способностями управления своей психофизиологией. Это является трудной, но вполне решаемой задачей и может быть достигнуто с помощью различных видов тренинга. В связи с тем, что "особое состояние сознания", необходимое для реализации мысленных воздействий, близко к возникающему при аутогипнозе, обучение аутогипнозу может существенно способствовать развитию этих способностей. Но наиболее высокую эффективность в подобных случаях имеют методы обучения под гипнозом.

В результате большой экспериментальной и аналитической работы автору впервые в мире удалось создать методики тренинга способностей к мысленным воздействиям, которые будут рассмотрены далее и предлагаются всем интересующимся для апробации.



Не так давно я получил письмо следующего содержания:

"...Первые ростки обиды и раздражения проросли во мне во время беременности, когда свекровь часто повторяла: "Я только надеюсь на то, что ребенок будет похож на моего сына" или "Надеюсь, он будет таким же умным, как и его папа". После рождения ребенка я стала объектом постоянных критических и неодобрительных замечаний, особенно в отношении воспитания (которое, по мнению свекрови, с самого начала должно иметь сильный моральный акцент), моего отказа от принудительного кормления, спокойного отношения к действиям моего ребенка, которые позволяют ему самостоятельно познавать мир, хоть это и стоит ему лишних синяков и шишек. Свекровь уверяет меня, что в силу своего опыта и возраста она, естественно, знает жизнь гораздо лучше нас, а мы поступаем неправильно, не желая прислушиваться к ее мнению. Признаюсь, довольно часто я отвергаю хорошее предложение только за то, что оно было сделано в свойственной ей диктаторской манере. Мой отказ принимать некоторые ее идеи свекровь рассматривает как личную неприязнь и оскорбление.

Она неодобрительно относится к моим интересам (которые никак не отражаются на моих обязанностях), называя их пустыми и легкомысленными, и заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы в особых случаях два-три раза в году просим ее посидеть с ребенком. И вместе с тем, когда я говорю, что мне следовало нанять приходящую няню, она страшно оскорбляется.

Иногда я хочу оставить ребенка с моей мамой, но свекровь скрывает свой эгоизм под маской великодушия и даже слышать об этом не хочет".

Ошибки этой бабушки настолько очевидны, что вы, вероятно, даже не посчитаете нужным обсуждать их. Но накаленная ситуация дает возможность скорее увидеть те факторы, которые в более простой обстановке могут и не показаться столь уж очевидными. Абсолютно ясно лишь одно: эта бабушка не просто "эгоистка" или "диктатор" - она очень ревнива.

Прежде чем продолжить наш разговор, мы должны признать, что ознакомились с позицией только одной из конфликтующих сторон. Я не перестаю удивляться тому, как изменяется суть домашнего конфликта после того, как вы выслушаете и вторую сторону. Однако в этом конкретном случае я сомневаюсь, чтобы точка зрения бабушки существенно отразилась на нашем мнении. Но если бы мы могли видеть обеих женщин в ходе размолвки, то, мне кажется, мы заметили бы, что молодая мама каким-то образом способствует возникновению конфликта. Чтобы возникла ссора, нужны по меньшей мере два человека, даже когда понятно, кто является зачинщиком.

Я не решусь утверждать, что точно знаю, что происходит между этой матерью и бабушкой, поскольку, как и вы, могу судить о проблеме только на основании письма. Но мне приходилось работать с многими молодыми мамами, основной бедой которых была их неспособность спокойно реагировать на вмешательство бабушек в семейные дела, и в большинстве подобных случаев много общего. Полагаю, вы не думаете, будто я допускаю мысль, что автор письма легко сдается. Она ясно дает понять, что в ряде случаев твердо стоит на своих позициях - это касается ухода, кормления, отказа от чрезмерной опеки, - и в этом нет ничего плохого. Но она явно уступает в вопросе о няне. По-моему, несомненным доказательством этого является ее тон, в котором сквозят упрек и чувство обиды. Независимо от того, удается ей отстоять свой аргумент или нет, она все равно чувствует себя жертвой. А это ни к чему хорошему не ведет.

Я думаю, суть проблемы заключается в том, что такая мать боится обидеть чувства бабушки или рассердить ее. В этом случае в действие вступает несколько факторов. Мать молода и неопытна. Но, родив еще одного-двух детей, она уже не будет такой робкой. Но робость молодой мамы определяется не только ее неопытностью. Из исследований врачей-психиатров мы знаем, что в подростковом возрасте девочка подсознательно способна почти на равных соперничать со своей матерью. Она чувствует, что теперь наступил ее черед быть очаровательной, вести романтический образ жизни и заводить детей. Она чувствует, что пришло время, когда мать должна уступить ей ведущую роль. Смелая молодая особа может высказать эти чувства соперничества в ходе открытой стычки - это одна из причин, в силу которой неповиновение, как среди мальчиков, так и девочек, становится общей проблемой в подростковом возрасте.

Но от своего соперничества с матерью (или свекровью) девушка или молодая женщина, воспитанная в строгости, может испытывать чувство вины. Даже осознавая, что правда на ее стороне, она в большей или меньшей степени уступает своей сопернице. Кроме того, между невесткой и свекровью существует соперничество особого рода. Невестка непроизвольно крадет у свекрови ее драгоценного сына. Самоуверенная молодая женщина может испытывать удовлетворение от своей победы. Но у более деликатной и тактичной невестки этот триумф будет омрачен чувством вины, особенно если у нее есть проблемы в общении с властной и скептически настроенной свекровью.

Наиболее важным фактором является характер бабушки ребенка - не только степень ее упрямства, властности и ревности, но и расчетливость в использовании промахов молодой матери, связанных с ее чувствами и переживаниями. Это я и имел в виду, когда говорил, что для ссоры нужны два человека. Я не хочу сказать, что мать, приславшая мне письмо, отличается агрессивным скандальным характером, но хочу подчеркнуть, что мать, не совсем уверенная в своих убеждениях, легко уязвимая в своих чувствах или боящаяся разозлить бабушку, является идеальной жертвой для властной бабушки, знающей, как заставить окружающих ее людей почувствовать себя виноватыми. Между обеими типами личности существует четкое соответствие.

Действительно, они способны постепенно усугублять недостатки друг друга. Любая уступка со стороны матери настойчивым требованиям бабушки ведет к дальнейшему усилению властности последней. А опасения матери обидеть бабушкины чувства приводят к тому, что та при каждом удобном случае расчетливо дает понять, что в случае чего может и обидеться. Бабушка в письме "и слушать не хочет" о найме приходящей няни, а различные точки зрения рассматривает как "личный вызов". Чем больше мать сердится по поводу мелких обид и вмешательства со стороны бабушки, тем больше она боится показать это. Ситуация осложняется тем, что она не знает, как выйти из этого тяжелого положения, и, подобно машине, буксующей в песке, все глубже и глубже увязает в своих проблемах. Со временем она приходит к тому же, к чему приходим и мы все, когда боль кажется неизбежной - мы начинаем получать от нее извращенное удовлетворение. Один путь - это испытывать к себе жалость, смаковать насилие, совершаемое над нами, и наслаждаться собственным возмущением. Другой - рассказать о наших муках другим и получить удовольствие от их сочувствия. И то и другое подрывает нашу решимость искать настоящее решение проблемы, подменяя собой истинное счастье.

Как же выйти из затруднительного положения молодой матери, попавшей под влияние всесильной бабушки? Сделать это сразу непросто, проблему необходимо решать постепенно, приобретая жизненный опыт. Матери следует почаще напоминать себе, что она и ее муж несут за ребенка юридическую, моральную и житейскую ответственность, поэтому именно они должны принимать решения. А если у бабушки появились сомнения в их правильности, то пусть она обратится за пояснениями к врачу. (Тех матерей, которые поступают правильно, врачи поддержат всегда, так как их не раз выводили из себя некоторые самоуверенные бабушки, отвергавшие их профессиональные советы!) Отец должен четко дать понять, что право принимать решения принадлежит только им, и он больше не потерпит постороннего вмешательства. Конечно, в споре всех троих он никогда не должен открыто идти против жены, принимая сторону бабушки. Если он считает, что бабушка в чем-то права, то ему следует обсудить это наедине с супругой.

Прежде всего запуганная мать должна четко понять, что именно ее чувство виновности и страх рассердить бабушку превращают ее в мишень для придирок, что ей нечего стыдиться или бояться и, наконец, что со временем ей следует развить невосприимчивость к уколам со стороны.

Должна ли мать ругаться с бабушкой, чтобы обрести свою независимость? Раза два-три ей, возможно, придется пойти на это. Большинство людей, легко поддающихся постороннему влиянию, способны сдерживаться до тех пор, пока не почувствуют себя совершенно оскорбленными - только тогда они могут дать волю своему законному гневу. Суть проблемы заключается в том, что властная бабушка чувствует, что неестественное терпение матери и ее окончательная эмоциональная вспышка являются признаками ее чрезмерной робости. Оба эти признака побуждают бабушку вновь и вновь продолжать свои придирки. В конечном итоге мать сможет стоять на своем и удерживать бабушку на дистанции, когда научится уверенно и твердо отстаивать свое мнение, не срываясь при этом на крик. ("Это лучший выход для меня и ребенка...", "Врач рекомендовал этот метод...") Спокойный, уверенный тон обычно наиболее эффективно убеждает бабушку в том, что мать знает, что делает.

Что касается конкретных проблем, о которых пишет мать, то я считаю, что при необходимости она должна прибегать к помощи собственной матери и профессиональной няни, не ставя об этом в известность свекровь. Если же свекровь узнает об этом и поднимет шум, матери не следует проявлять чувство вины или сходить с ума, она должна вести себя так, словно ничего не произошло. По возможности следует избегать любых споров об уходе за ребенком. В том случае, когда бабушка настаивает на подобном разговоре, мать может проявить к нему умеренный интерес, уйти от спора и сменить тему разговора, как только это позволят приличия.

Когда бабушка выразит надежду, что следующий ребенок будет умным и красивым, как родственники по ее линии, мать может, не проявляя обиды, высказать по этому поводу свое критическое замечание. Все эти меры сводятся к отказу от пассивной защиты как метода противодействия, к недопущению оскорбления чувств и к сохранению собственного спокойствия. Научившись защищаться, мать должна сделать следующий шаг - перестать бегать от бабушки и избавиться от боязни выслушивать ее упреки, так как оба эти момента до известной степени свидетельствуют о неготовности матери отстаивать свою точку зрения.

До сих пор я уделял особое внимание основным отношениям матери и бабушки и игнорировал специфические отличия во взглядах обеих женщин на такие проблемы, как принудительное кормление, способы и методы ухода, мелочная опека маленького ребенка, предоставление ему права самостоятельно познавать мир. Конечно, прежде всего надо сказать, что, когда происходит столкновение личностей, разница во взглядах практически бесконечна. Действительно, две женщины, которые в повседневной жизни практически одинаково ухаживали бы за ребенком, будут до скончания века спорить о теории, поскольку у любой теории воспитания ребенка всегда существуют две стороны - единственный вопрос заключается в том, какую принять. Но когда ты на кого-то сердишься, то, естественно, преувеличиваешь различия между точками зрения и бросаешься в бой, словно бык на красную тряпку. Если же ты находишь почву для возможного соглашения с оппонентом, то шарахаешься от нее в сторону.

Теперь мы должны остановиться и признать, что за последние двадцать лет методы ухода за детьми подверглись серьезным изменениям. Чтобы принять их и согласиться с ними, бабушке необходимо проявить чрезвычайную гибкость ума. Вероятно, в то время, когда бабушка сама воспитывала своих детей, ее учили, что питание ребенка не по расписанию ведет к несварению желудка, поносу и балует малыша, что регулярность стула - залог здоровья и что ему способствует своевременная посадка на горшок. Но теперь от нее вдруг требуют поверить, что гибкость в расписании кормления не только допустима, но и желательна, что регулярность стула не имеет каких-то особых достоинств и что ребенка не следует сажать на горшок против его воли. Эти изменения не покажутся такими уж коренными современным молодым мамам, хорошо знакомым с новыми методами воспитания. Чтобы понять тревогу бабушки, мать должна представить себе нечто совершенно невероятное, например, кормление новорожденного ребенка жареной свининой или купание его в холодной воде!

Если девушка была воспитана в духе неодобрения, то совершенно естественно, что, став матерью, она будет с раздражением относиться к советам бабушек, даже если они дельные и даны в тактичной форме. В сущности, практически все молодые мамы - вчерашние подростки, которые стремятся доказать себе, что по меньшей мере без предубеждения относятся к непрошеным советам. Большинство бабушек, обладающих чувством такта и сочувственно относящихся к мамам, понимают это и стараются как можно меньше докучать им своими советами.

Но молодая мама, которая с детства занималась хозяйством, способна начать дебаты (о спорных методах воспитания) с бабушкой, не дожидаясь от нее признаков неодобрения. Я знал немало случаев, когда мать делала чересчур большие интервалы между кормлениями и сажаниями на горшок, позволяла ребенку делать из еды настоящее месиво и не пресекала его крайней грубости не потому, что верила в пользу таких действий, а потому, что подсознательно чувствовала, что это сильно расстроит бабушку. Тем самым мать видела возможность одним выстрелом убить несколько зайцев: постоянно дразнить бабушку, расплатиться с ней за все ее прошлые придирки, доказать, как старомодны и невежественны ее взгляды, и, напротив, показать, насколько она сама разбирается в современных методах воспитания. Конечно, в семейных перебранках по поводу современных или старомодных методов воспитания детей большинство из нас - родителей, бабушек и дедушек - прибегает к спорам. Как правило, в подобных спорах нет ничего плохого, более того, противоборствующие стороны даже получают от них удовольствие. Но очень плохо, если мелкие ссоры перерастают в постоянную войну, которая не прекращается на протяжении долгих лет.

Прежде чем закончить этот разговор, я хочу напомнить вам, что привел письмо о необычайно напряженной ситуации в семье для того, чтобы вскрыть скрытые факторы, которые привели к возникновению конфликта. Таких случаев не много. На другой чаше весов расположились счастливые семьи, в которых между поколениями царит полная гармония. В большинстве семей существуют мелкие и умеренные разногласия, связанные, как правило, с воспитанием первого ребенка. Просто замечательно, что в целом мы можем жить в ладу друг с другом, относясь к последним изменениям во взглядах на жизнь как к постоянному искушению поспорить.

В некотором смысле очень плохо, что в Америке прочно пустило корни представление о том, что молодой супружеской паре лучше жить отдельно и желательно подальше от родителей, а бабушке не стоит вмешиваться в жизнь молодых со своими советами. Лишившись их, молодая мать получает указания от врачей, медсестер системы общественного здравоохранения и прочих советчиков. Разумеется, в самостоятельной жизни есть немало своих преимуществ, особенно во время переходного периода.

Но в большинстве стран мира молодые родители живут вместе или рядом со своими бабушками и дедушками и не видят в этом никакой проблемы. Они считают само собой разумеющимся, что бабушка является специалистом по уходу за ребенком и посвятит все свободное время помощи неопытной матери. Для нее это огромная поддержка, особенно в такие стрессовые периоды, как послеродовой и во время болезни. Таким образом, молодая мать легко и естественно обретает знания, уверенность и независимость.

Так же и в Америке: мать, живущая неподалеку от бабушки и ладящая с ней, может получить от нее помощь и поддержку, даже несмотря на то, что по медицинским вопросам мать консультируют врачи и медсестры. А вопросы возникают буквально сотнями в течение первых нескольких недель пребывания новорожденного ребенка дома, а также в случае болезней или каких-либо изменений. Непринужденно обратиться за советом может лишь наиболее зрелая и уверенная в себе мать, потому что она не боится попасть в зависимость от бабушки. Если она считает, что услышанное ею не подходит для нее или ребенка, она может тактично отклонить совет, не поднимая по этому поводу особого шума, поскольку над ней не довлеют сдерживаемые чувства обиды или вины. С другой стороны, бабушка довольна тем, что у нее попросили совета. Она не беспокоится о воспитании ребенка, так как знает, что время от времени у нее будет возможность высказывать по этому вопросу свое мнение. И хотя она старается не делать этого слишком часто, она не боится изредка давать непрошеный совет, поскольку знает, что мать не будет этим расстроена и всегда сможет отклонить его, если он ее не устраивает.

Возможно, мое мнение чересчур идеально для реальной жизни, но мне кажется, что в целом оно соответствует истине. Как бы там ни было, я хочу подчеркнуть, что способность попросить совет или помощь - это признак зрелости и уверенности в себе. Я поддерживаю матерей и бабушек в их стремлении найти общий язык, так как от добрых взаимоотношений выгоду и удовлетворение получат не только они, но и дети.



ЭДГАР КЕЙС или "спящий пророк" (1877-1945), сделал большое количество особо точных предсказаний и почти столько же ошибочных. По его словам, он еще в детстве обнаружил в себе присутствие сверхъестественных сил и тщательно развивал их в течение всей жизни. От других пророков Кейса отличает то, что все его предсказания были тщательным образом истолкованы и сохранены в архиве, который существует и поныне. Кейс стал знаменит, когда занялся "трансовой диагностикой" различных заболеваний. Консультируя своих пациентов, он ложился на кушетку, принимал удобное положение и давал возможность своему внутреннему свету связаться с "каналом коммуникации". Затем он "зачитывал" диагноз или решение интересующей пациента проблемы. Проснувшись, он утверждал, что ничего не помнит о том, что было сказано через него. Не имея специального образования, Кейс, войдя в состояния транса, определял болезнь, подробно описывал ее симптомы и прописывал детальную терапию и лекарства в терминах, которые можно ожидать лишь от человека, имеющего образование врача. При этом он не всегда оказывался прав и беспрекословно возвращал деньги введенным в заблуждение пациентам.Кроме помощи в излечении болезней, Кейс использовал свои сверхъестественные способности, консультируя клиентов по ведению бизнеса. Эти советы были весьма ценны для его посетителей, и особенно для тех, кто с их помощью улучшил свои дела. Одному клиенту 5 марта 1929 года он дал совет не вкладывать деньги в ценные бумаги, а позже, 6 апреля, описал "падение курса акций в течение длительного периода" - как раз перед кризисом 1929 года и Великой Депрессией. Кейс предсказал конец коммунистической системы, возрождение России и превращение Китая в "новую колыбель христианства". Предсказал он и извержение Этны, произошедшее в 1991 году с разрушением селения Форнаццо и повторившееся на следующий год; извержение Везувия и Пили на Мартинике, ставшего причиной землетрясения в южной Калифорнии. Кейс утверждал, что в 1936 году началось смещение земной оси, которое в 1999 году приведет к многочисленным катастрофам. А наступление 2000 года ознаменуется мощным землетрясением в Турции и на Балканах, которое приведет к исчезновению под водой крупных территорий. (Силу пророческого дара Кейса читатели этих строк уже могут оценить на примере Турции). Единственным приятным событием будет изменение в лучшую сторону климата в Скандинавии и на Британских островах, которое произойдет из-за смены направления Гольфстрима. Кроме того, он считал, что в 1999 году начнется Третья Мировая война, после которой наступит Новая Эра и Второе Пришествие Христа. Кейс считал, что родится вновь в Небраске в 2100 году и сможет проверить истинность своих предсказаний.

LIBER VATICINATIONEM - книга пророчеств, упоминавшаяся еще в самых ранних списках запрещенных книг. До настоящего времени сохранилась лишь в двух экземплярах, один из которых был обнаружен уже после Второй Мировой войны на познанских товарных складах, в числе других эзотерических книг и манускриптов, собранных нацистами во время войны. Судя по языку, она написана не в 346 г., как утверждается в книге, а во второй половине XVI столетия (а может быть, и гораздо позже). Это единственная в своем роде пророческая книга, описывающая события в их хронологической последовательности.Текст Liber Vaticinationem написан на латыни и представляет собой последовательность частично перекрывающих друг друга временных периодов. Эти периоды называются "нормами" и охватывают фиксированные промежутки времени, равные 60 или 144 годам. Дата, с которой начинается каждая норма, определяется с помощью сложных вычислений, но датировка событий, включенных в одну и ту же норму, не представляет труда. В Liber Vaticinationem утверждается, что некоторые сбывшиеся пророчества влекут за собой последующие предсказанные в ней события. Если же пророчество не сбывается, то норма может "умереть", уступив место другой норме. Так, в норме 63, охватывающей период с 1915 по 2058 год, описаны похождения "вздорного волка", терзающего Европу. По сюжету понятно, что "волк" - это Германия, но уже в 16-м катрене сказано, что "норма умрет или окончится [vita decedere], когда волк будет разрублен надвое". В этом случае события будут развиваться по сценарию нормы 64: "Античные боги вернутся на улицы Империи и в таверны. Деревья ссохнутся на горячем ветру, и воды Флоренции высохнут. В земле, что за Геркулесовыми столбами, поднимется дух рогатого чудовища, и пророк [гаруспик] вернется к столу, а воды тем временем отойдут от ульев (?). Мычанием скот привлечет к себе тигра, но имущество скотовода останется в устье. Из земли иудейской придет в скорости человек, узнаваемый по множеству рогов".



Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика