Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии - в одно из важных направлений философии XX в. Основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин "психоанализ" употребляется в трех основных смыслах:

1. теоретическое направление в психологии;2. особая методология исследования психики;3. психотерапевтический метод.

1. Психоанализ как теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям Фрейда, созданное Фрейдом и его последователями.

Психоанализ - первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, которые значительно изменили представления о психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями. Они обусловлены инстинктами, но прежде всего - подавленными желаниями, удовлетворение которых "запрещено" на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество.

2. Психоанализ как особая методология исследования психики. Согласно Фрейду, он занимает среднее место между медициной и философией; его начало - открытие и применение ассоциативного метода.

3. Психоанализ как психотерапевтический метод, восходящий к Фрейду: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Основные технические средства психоанализа:

1. ассоциативный метод - анализ свободных ассоциаций;2. анализ снов и толкование сновидений;3. анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.

Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где вскоре проявление сексуальности сурово подавлялось; видимо, именно на этой почве - хотя бы отчасти - возникли те его интерпретации, что ныне вызывают наибольшее возражение. Согласно Фрейду, все люди неизбежно внутренне конфликтны. В общественной жизни сильнее всего подавляются сексуальные побуждения - ввиду различных социальных ограничений. Но именно они побуждают людей действовать - именно благодаря их энергии, либидо происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивида и половые аномалии объсняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

Учение Фрейда всегда вызывало самые противоположные мнения. Фрейдизм часто критиковался, иногда очень резко, за то, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Однако они ниспровергли целый ряд представлений, особенно касательно детства и сексуальности. Кроме того, фрейдизм ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к новым исследованиям. Относительно ряда открытий ему воздают должное подавляющее большинство психологов современности.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само существование бессознательного признавалось рядом ученых и до Фрейда, но динамика его влияния на сознание, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством и стало частью живого жизненного целого. Сфера сексуальной жизни также вошла в поле зрения психологии благодаря Фрейду. Он привлек особое внимание и к роли детского, прежде всего - семейного опыта в развитии личности. Идея психологической защиты - также одна из центральных в современной психотерапии. Не все согласны с теоретическими объяснениями Фрейда, но обычно признают, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем.

Психоанализ действительно представлял совершенно новую психологическую систему - встречается даже термин психоаналитическая революция. Он оказал огромное влияние и на искусство. Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Кстати, ученики Фрейда в большинстве не разделяли пансексуализма своего учителя и развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны Адлер и Юнг. Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивида. Развитие психоанализа в значительной мере уходит от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и, прежде всего - в отношении сексуальной детерминации поведения. По-видимому, из крупных последователей центральное место ей отводил только Райх. Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и возникновения невротических наклонностей с позиций взаимоотношений личности и социального окружения, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.

Так что ныне психоанализ весьма разнообразен и часто обнаруживает мало сходства с теорией Фрейда. Однако определяющие положения, касающиеся роли бессознательного, роли детского опыта, проблема внутренних конфликтов, формирование психологической защиты - имеются практически в любой из этих концепций, что позволяет говорить о психоанализе как о целостном направлении. Роль учения Фрейда сравнима с ролью фундамента здания мало приметного, но держащего все здание.



Ученые из Университетского колледжа в Лондоне продемонстрировали, что информация о переживании боли ближним вызывает в мозгу у человека возбуждение болевых центров, то есть буквально — сочувствие или сострадание. Как выяснилось, сочувствие вызывают честные люди. К нечестным сочувственно относятся только женщины, у мужчин же при виде страданий мошенника возбуждаются нейроны в центрах удовольствия.

Милосердие, сочувствие, сострадание — эти качества во все времена считались положительными. Чаще всего этот перечень можно услышать в приложении к той или иной особе женского пола, которую только что святой не называют. А иногда люди — рационализаторы чувств — говорят, что все эти качества — суть женские прихоти, и рекомендуют для счастья разумный эгоизм. Современные методы нейрофизиологии позволили изучить способность к сопереживанию более конструктивно и содержательно, чем это прежде проделывали философы с помощью умозрительной логики. Мало того, что нейрофизиологи наглядно показали, как и в каких отделах мозга возникает сострадание, но и выяснили, что совесть — необходимый атрибут сострадания.

Три года назад ученые обнаружили, что сочувствие — это не образное выражение, а вполне буквальное. Оно обусловлено способностью человека реально переживать воображаемые ситуации и ощущения, например те, которые описывает ему собеседник. Несмотря на воображаемость ситуации, в мозге слушателя возникает вполне реальное возбуждение тех самых нейронов, которые возбудились бы, случись подобное с ним самим. В центрах отвращения возникает возбуждение в ответ на рассказ о неприятных переживаниях товарища, в центрах тактильных ощущений — в ответ на информацию о тактильных ощущениях, то же и с центрами боли. Так что на языке нейрофизиологии сочувствие — это адекватное возбуждение нейронов в ответ на воображаемый сигнал.

Таня Сингер (Tania Singer) из Университетского колледжа в Лондоне и ее коллеги для исследования этих тонких материй воспользовались методом магнитно-резонансной томографии (МРТ). В отличие от обычной электроэнцефалографии, которая регистрирует реакцию относительно больших участков мозга, эта передовая методика позволяет отслеживать возбуждение групп нейронов и даже отдельных нейронов. МРТ фиксирует портрет мозга непосредственно в момент ответа на сигнал извне. Лондонских нейрофизиологов интересовал процесс появления в мозге реакции сопереживания боли, а также появляется ли реакция сопереживания к людям с социальным и асоциальным поведением. Критерием социальности считали в эксперименте способность к кооперации, корпоративную честность. В действительности за сложными и скрупулезно точными формулировками ученых стоит простой человеческий вопрос: может ли человек, зарекомендовавший себя как эгоист и мошенник, рассчитывать на простое человеческое сочувствие?

На первом этапе экспериментов у 32 испытуемых — половина из них мужчины, половина женщины — формировали представление о честности двух «подсадных уток» (специально нанятых актеров). Каждый испытуемый играл с двумя актерами в корпоративную экономическую игру, в которой один актер играл честно, так что очки или деньги зарабатывал не только он сам, но и его партнер, а другой обманывал партнеров, чтобы самолично обогащаться. В результате после игры испытуемый считал одного актера добрым малым, а второго — отпетым эгоистом-мошенником.

На втором этапе экспериментов испытуемому показывали косвенными сигналами, что честный и нечестный игроки переживают боль. Во время демонстрации сигналов у испытуемого снимали томограмму мозга. Что же выяснилось? Честному игроку сочувствовали все: и мужчины, и женщины. Иначе говоря, в ответ на косвенный сигнал о переживании боли честным игроком в центрах боли у испытуемых фиксировалось специфическое болевое возбуждение.

А как же мошенники? Почти все испытуемые женщины сопереживали нечестным игрокам так же, как и честным. А вот мужчины — нет. Сигнал о переживании боли нечестным игроком не вызывал у них никакого сочувствия! Мало того: вместо болевых центров у большинства мужчин-испытуемых возбуждался особый центр «награды». Зная, что игрок-мошенник испытывает боль, мужчины в большинстве испытывали буквально злорадство, или законное чувство мести и справедливости. У женщин злорадство фиксировалось редко.

В этих экспериментах наше интуитивное представление о милосердии женщин и о мстительности мужчин получило четкое подтверждение. Кроме того, стало очевидно, почему издревле роли судей и карателей брали на себя мужчины: ведь законодательство — это свод правил общественного поведения, нарушители не вызывают у судей-мужчин никакого сочувствия, а приведение приговора в исполнение возбуждает у них центры удовольствия. Женщина же в таком деле может проявить несанкционированное сострадание.



Депрессия – это болезненное состояние тоски, подавленности, безысходного отчаяния. Зачастую люди, погруженные в депрессию, ощущают себя опустошенными и лишенными энергии. Как отличить депрессию от «плохого настроения»?

Существует так называемая депрессивная триада, наличие которой указывает на это состояние:

1.Общее сниженное настроение в течении не менее двух недель.2. Двигательная заторможенность3. Идеаторная (мыслительная) заторможенность.

Основная эмоциональная нота депрессии – грусть, тоска. Эти переживания могут восприниматься как душевная боль, которая в пиковые моменты так сильна, что у человека может даже возникнуть желание причинить себе физическую боль – чтобы почувствовать что-то другое. Кроме того, на пике депрессии может возникнуть «болезненная бесчувственность». И на этом фоне – переживания от того, что невозможно почувствовать всю палитру эмоций, высокий уровень тревожности или тоски. При этом тревожность всегда обращена в будущее, а тоска – в события прошлого.

Меняется восприятие окружающего мира. Краски тускнеют – мир словно теряет яркость и четкость. Часто можно услышать: «Моя жизнь серая и беспросветная».

Пища воспринимается как бесвкусная, аппетит резко снижен. Поэтому может наблюдаться значительная потеря веса. Окружающий мир словно отдаляется от человека: звуки слышатся как-бы издалека.

Замедляется двигательная активность. Иногда выражение лица приобретает страдальческий оттенок. Окружающие могут отметить, что человек вдруг страл выглядеть старше своих лет. У некоторых женщин может возникать нарушение менструального цикла.

Меняется ощущение времени – кажется, что минуты тянутся бесконечно, и даже нет сил на слезы. Мышление человека - самоуничижительного характера.

Все это приводит к субъективному ощущению, что это состояние будет тянуться вечно.

Возможна и тревожная форма депрессии - когда человек находится в возбужденном состоянии, снижена способность к концентрации. На пике такой формы депрессии могут возникать попытки самоубийства.

Депрессия скрывается и под маской. Настроение вроде ничего, а наблюдается бессоница, «все болит – ничего не помогает». Как правило, врач не может поставить диагноз, поскольку боли носят психосоматический характер.

Депрессии разделяют на эндогенные и экзогенные. Эндогенные депрессии связаны с нарушением обмена серотонина, характеризуются сезонностью (осень, весна). И в этом случае наряду с консультациями психотерапевта применяются антидепрессанты. Экзогенная депрессия связана с кризисными событиями в жизни человека и предшествуют ей. Здесь играет свою роль психологическая травма. Антидепрессанты не помогают, только психотерапевт поможет справиться с такой болью. Очень часто клиенты, страдающие экзогенной депрессией, говорят: «Как накрыло». И в таком случае в процессе работы с психотерапевтом находится событие, связанное с горем и утратой.



Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.

Положительные характеристики:НетронутостьПолнотаСамоотдачаОткрытостьЕдинствоЛегкостьСпособность выявлять скрытое и ложное

Негативные характеристики:ИзоляцияБесплодностьСкукаЧопорностьРазочарованиеОтрешенность

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.

В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека). Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.

Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи – символ справедливости. “белый рыцарь” - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты.Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее.Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами - зависимости от недуга.

Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты и больницы.Если человек выбирает белый цвет, то он стремится освободиться от неприятностей.



Время является нашим привычным домом. Мы рождены во времени, живем во времени и исчезаем во времени. На протяжении жизни мы по-разному сталкиваемся со временем. Есть хорошие и плохие времена. Иногда нам не хватает времени и мы стремимся закончить что-либо к назначенному сроку - успеть на поезд, подать заявку или завершить проект. В другом случае нам хотелось бы заняться чем-то более существенным, чем просто убивать свое время. Время находится с нами на протяжении всей жизни.

Мы также знаем динамику и силу времени, которые играют центральную роль в нашей жизни. Для определенных вещей есть особое время. Например, фермер точно знает, когда наступит время сеять, когда следует начинать и заканчивать орошение. Он также знает правильное время для сбора урожая. Кузнец знает, когда нанести удар по разогретому железу, чтобы оно приняло желаемую форму. Станционный смотритель знает, когда показать сигнал проходящеу поезду и насколько это важно. Даже домохозяйка знает, когда надо убрать горшок с рисом с плиты и когда следует открыть крышку. Каждый здравомыслящий человек знает, как функционирует время в нашей жизни и как мы учимся действовать согласно времени.

Время, обладая многосторонним влянием и силой, производит и разрушает деятельность человека. В общих чертах, жизнь сосредоточена во времени.

Как в случае с различными видами деятельности, время играет жизненно важную роль и в духовной жизни. Если человек пытается начать духовную жизнь, для этого должно наступить определенное время. Если время не пришло, никакие советы или попытки вести более высокую жизнь не помогут. Рамакришна обычно приводил пример высиживания яйца:

"Вы видите, пока цыпленок внутри яйца не разовьется, мать не разбивает скорлупу. Скорлупа разбивается с полнотой времени. Необходимо практиковать духовную дисциплину. Нет сомнений, что гуру делает все возможное для своего ученика. Однако в конце он делает так, чтобы ученик немного потрудился самостоятельно. Если человек рубит большое дерево, он прорубается через ствол. Когда он на мгновение отходит в сторону, дерево с треском падает".

Разбитие скорлупы указывает на правильное состояние, когда цыпленок должен появиться из своей защитной среды. Пока правильное время не пришло, скорлупу нельзя трогать, иначе последствия могут быть губительными.

Есть одна увлекательная история, иллюстрирующая важность скорлупы. Однажды маленький мальчик читал книжку у окна. Неожиданно он заметил гусеницу, которая пыталась выбраться из своего кокона. Бабочка боролась, проталкивалась и предпринимала всевозможные попытки появиться на свет. Видя это, сердце мальчика смягчилось. Он наклонился, взял борющуюся бабочку в свои руки и осторожно вытащил ее из кокона. Но, увы, в противоположность его ожиданиям, бабочка не смогла летать. Она была слишко слабой. Она взмахивала своими крыльями, но не могла подняться. Он ждал, но бабочка так и не взлетела.

Со стороны за происходящим наблюдал дядя мальчика. Он подошел поближе и, обратившись к мальчику, сказал: "Посмотри, ты помог бабочке появиться на свет раньше положенного времени. Этим ты практически убил ее. Таков план природы: бабочка должна бороться за свое появление на свет. Через борьбу, движение вперед и назад, ее крылья развиваются и обретают необходимую для полета силу. Эта бабочка не сможет летать".

План природы

План природы для человеческой жизни практически аналогичен. Мы не можем избежать борьбы и жизненных проблем по одной простой причине - они способствуют нашему росту. Свамиджи (Свами Вивекананда - А.Б.) говорил:

"Добро и зло обладают равной долей в формировании характера. В определенных случаях страдание является более хорошим учителем, чем счастье. Если изучить историю великих людей, которых создал этот мир, я осмелюсь сказать, что в большинстве случаев будет обнаружено, что страдание научило их большему, чем счастье, бедность научила их большему, чем богатство, удары, которые обнаружили их внутренний огонь - большему, чем похвала".

Все переживания жизни - успех и неудача, похвала и критика, тяготы и поддержка - являются лишь событиями, которые подготавливают волшебный момент, когда человек выходит более сильным и чистым, преодолевает человеческие ограничения и открывает свою божественную природу. В этом состоит тайна мгновения. Она является тайной, потому что время ее появления неизвестно. Его невозможно включить в график, хотя, имея в виду совершаемые попытки, можно предсказать его наступление. Человек продолжает совершать свои духовные практики с верой и энтузиазмом. Однако он не может определить время, когда можно будет пережить окончательный результат. В одном из своих стихотворений великий святой северной Индии Кабир пишет:

"О ум! Все происходит в должное время с помощью терпения. Садовник поливает свой сад сотнями ведер воды, но деревья принесут плоды только когда наступит сезон".

Тем временем мы должны продолжать поливать растения. Это требует взращивание терпения. Мы не должны пребывать в бездействии по имя терпения, так как терпение не означает недостаток действий. Это деятельность с упорством и стойкостью, не падая духом.

Время является таинственным фактором, который оказывает влияние на каждого человека. Тот, чье время пришло, не может ничего поделать. Тот, чье время еще не наступило - никто не сможет ему помочь, кроме, возможно, его самого.

Под тайной мгновения подразумевается, что человек не знает, когда наступит правильный момент. Вы должны быть готовы, всегда готовы. Если вы не готовы сегодня, значит, вы никогда не будете готовы в будущем. Вы должны пожелать испытать боль и радость терпеливого ожидания. Терпение означает доступность. Человек должен быть доступным для мгновения.

Английский поэт Джон Мильтон пишет об этом так:

God doth not need Either man's work or his own gifts. Who best Bear his mild yoke, they serve him best. His state is kingly: thousands at his bidding speed, And post o'er land and ocean without rest; They also serve who only stand and wait. В самом деле, служение означает не только выражение желания служить, но и доступность служения. Другими словами, вы должны быть готовы, терпеливо ожидая правильного момента.

Подумайте о скульптуре. Когда скульптор задумывает определенный образ в камне, каким бы даром воображения он не обладал, он не в состоянии создать его своими мыслями. Конечно, он открывает нечто, чего другие люди не могут увидеть в камне. Люди могут видеть обычный камень, но скульптор будет видеть улыбающееся лицо Вишну или сострадательный взгляд Божественной Матери. Задумав образ в камне, он берет свои инструменты, молоток и резцы, и начинает небольшими ударами день за днем высекать, удаляя ненужные части, Вишну или Божественную Мать. Когда его резец направлен в определенную точку и он мягко или сильно бьет по нему молотком, он знает, что пустился в длинный путь. Он не может с уверенностью сказать, когда его путешествие закончится. Или подумайте о человеке, который играет на ситаре. Он трогает струны, пытается произвести правильный звук и взять правильный аккорд. Он терпеливо и сосредоточенно практикует на протяжении многих дней. Даже игрок в крикет, если он хочет усовершенствовать свою игру, должен терпеливо тренироваться. Мгновение может неожиданно наступить в любой момент времени.

Последствия быстротечного образа жизни

Мы живем в эру, в которой терпение не взращивается. Наш век - Век Мгновения. Мы привыкли к мгновенной передачи информации, быстрой пище, мгновенным посланиям, скорой медицине - этот список можно продолжить. Мы привыкли к этому настолько, что если кто-нибудь говорит нам о терпении, мы немедленно называем его "устарелым", таким, кто не идет в ногу со временем. Наука и технологии творят чудеса в повседневной жизни. Однако ничто не проходит бесследно, за все надо платить свою цену. Ценой мгновенного образа мышления является потеря терпения.

Эту потерю терпения можно увидеть в растущей урбанистической культуре. Посмотрите на беспокойных водителей такси, пытающихся обогнать даже в самых узких местах. Подумайте о нетерпеливых людях, нажимающих на гудок, когда загорается зеленый свет светофора. Либо о людях, которые хотят есть все что пожелают и желающих быстро похудеть. Повсюду все большее число людей ищут кратчайшие пути и легкие методы.

В современном быстротечном стиле жизни многие люди недооценивают необходимость культивирования терпения, особенно те из них, кто начал духовную жизнь. Они хотят применить к духовной жизни те же самые правила из своего высокоскоростного образа жизни. Они хотят немедленных и быстрых результатов. Они убеждают, что если в духовности содержится хоть какая-то истина, тогда должен быть результат. Они одновременно правы и неправы. Они правы в том, что желают получить результат, потому что доказательство пудинга состоит в его поедании. В чем польза от разговоров о более высокой жизни, если нет результатов? Но они также неправы в том, что ожидают получить немедленный результат. Подобно тому, как нельзя ожидать, что ребенок станет взрослым за одну ночь, нельзя форсировать немедленный результат.

Где же выход из сложившейся ситуации? Терпеливо продолжать свою борьбу, не теряя надежды. Божественная мать Сарада Деви сказала:

"Необходимо отводить фиксированное время для духовных практик. Потому что нельзя сказать, когда наступит благоприятный момент. Он приходит неожиданно. Никто не может получить намек заблаговременно".

Благоприятный момент означает такой момент, когда человек открывает свою внутреннюю божественную сердцевину или определенную подсказку. Никто не в состоянии спланировать ее приход.

Здесь уместно вспомнить историю Шабари, упоминаемую в Рамаяне. Шабари была женщиной-аскетом и жила в ашраме неподалеку от горы в южной Индии. Она вела преданную и чистую жизнь и была ученицей риши Матанга. Гуру благословил ее, что она в своей жизни встретит Раму, свой избранный идеал. После ухода ее гуру она продолжала жить в этом ашраме, терпеливо ожидая, когда придет Рама. Ее повседневный распорядок состоял в следующем: она вставала ранним утром, совершала омовение, медитацию и молитвы, чистила дорогу к ашраму и украшала ее цветами. Она делала это каждый день в ожидании, что Рама, ее возлюбленный бог, может прийти в любой день. Ожидание прихода Бога было ее основной формой тапаса на протяжение многих лет.

К тому времени, когда Рама во время своих поисков Ситы, которая была похищена царем демонов Раваной, достиг ее ашрама, Шабари была уже старой женщиной. Несмотря на свой преклонный возраст, она оставалась молода душой и с энтузиазмом и искренностью продолжала совершать свою повседневную деятельность. Когда Рама наконец-то прибыл в ашрам и благословил ее своим присутствием, она была охвачена радостью и преданностью. Рама спросил ее, есть ли результат ее семилетнего тапаса? Она ответила с удовлетворением и радостью: "Моя жизнь теперь благословенна, потому что я увидела тебя".

В мемуарах Свами Брахмананды, видного ученика Рамакришны, есть один интересный инцидент.

Однажды утром Свами Гнянешварананда поторопился выйти из своей комнаты, оставив позади неубранную постель и беспорядок. Он встретился с Махараджем (Свами Брахманандой) на майдане, большом открытом поле неподалеку от его комнаты. После засвидетельствования своего почтения, он с удивлением услышал, как Махарадж произнес: "Покажи мне свою комнату, я хочу видеть место, где ты спишь".

Свами Гнянешварананда с чувством стыда ответил: "Махарадж, ты не можешь прийти немного попозже? Я не ждал твоего прихода и моя комната не готова к нему".

Махарадж сказал: " Мой мальчик, ты всегда должен ждать меня".

Свами Гнянешварананда понял глубокое значение происходящего и слова Махараджа: вы всегда должны быть готовыми, чтобы принять Бога как самого почетного гостя.

Патанджали, великий учитель йоги, говорит, что человек достигает твердости в своих усилиях и устойчивого состояния ума, когда он следует пути йоги "длительное время, непрерывно, без приостановки практики, с преданностью и уважением".

Рамакришна также говорил еще об одном измерении тайны мгновения следующим образом:

"Предположим, что вы осветите комнату, которая была погружена в темноту на протяжении тысячи лет. Разве темнота уйдет постепенно? Комната будет мгновенно освещена".

Это магическое мгновение освещения может прийти в любой момент времени. Сколько времени потребуется, чтобы осветить комнату? Существует поверье, что устрица начинает создавать жемчужину, только когда одна капля чистой дождевой воды попадет в нее, именно когда звезда свати будет восходить над горизонтом и никак более. Важен момент времени.

Заключение

Резюмируем: мы должны быть терпеливыми и всегда готовыми. В начале духовного путешествия это играет важную роль. Размышляя над подобным отношением ума, Жозефина Маклеод, американская ученица Свамиджи, сказала: "В одно мгновение встреча со Свамиджи изменила мою жизнь! Но я была к этому готова, готовность - это все".



© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика