Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Целью проведённой работы было выявить возможность использования нового метода объективной регистрации и динамических исследований эффектов уже давно известного, но по-прежнему малоисследованного и вызывающего спорные мнения явления "микропсихокинеза". Суть и история исследований данных эффектов подробно изложены, например, в публикациях руководителя Принстонской лаборатории исследований инженерных аномалий (PEAR) Роберта Джана. Также описан большой объём результатов научных исследований различных аспектов этих явлений.

Учитывая накопленный опыт предыдущих исследований явления, в качестве детектора воздействия был выбран генератор "белого шума" с двумя независимыми каналами сигнала, который может подсоединяться ко входу звуковой карты любого компьютера с последующей записью сигнала на жёсткий диск компьютера и обработкой любыми программами спектрального акустического анализа. При этом имеется возможность выявить какие-либо аномалии на фоне равномерного шумового сигнала с дополнительным использованием "контрольного канала". Такая техническая организация исследований наиболее проста и эффективна для использования в большинстве научных лабораторий. Наибольшую трудность при этом представляет подбор или разработка высококачественного (с равномерной спектральной характеристикой) генератора "белого шума", поскольку предлагаемые варианты подобных устройств, в основном, не обладают необходимым сочетанием характеристик. Однако в последующих экспериметах, вероятно, может быть допустимо использование менее прецизионных устройств, генерирующих "розовый шум" (фликкер-шум). В качестве программы спектрального анализа использовалась "SpectraLAB".Общая организация и результаты эксперимента.В связи с трудностью реализации выраженных эффектов микропсихокинеза обычными людьми, в качестве оператора для эксперимента был приглашён известный греческий "биоэнерготерапевт" Христос Дроссинакис, который уже косвенным образом продемонстрировал наличие у себя уникальных способностей, успешно занимаясь целительской практикой.

Перед началом эксперимента было произведено тестирование генератора "белого шума" совместно со звуковой картой компьютера. При этом подтвердилась равномерность спектральной характеристики его сигнала и были установлены одинаковые уровни сигнала в его обоих каналах. Оператору предложили попытаться как-либо изменить своим мысленным воздействием цветовое отображение шумового сигнала на спектрограмме программы "SpectraLAB".

В первом опыте в качестве объекта воздействия был выбран II-й (нижний на иллюстрациях) канал генератора "белого шума". Воздействие осуществлялось только мысленным усилием, при этом оператор находился рядом с детектором и компьютером. Сигнал детектора одновременно записывался на жёсткий диск компьютера и отображался в виде спектрограммы на экране. Однако оператор предпочёл воздействовать "вслепую", с закрытыми глазами. Длительность опыта составила около 12 минут. По его окончании был произведён предварительный анализ результатов по сделанной "протокольной" записи сигнала. Анализ показал прекрасные результаты в виде двух ярко выраженных воздействий оператора на "целевой" канал сигнала. Первые признаки воздействия проявились приблизительно через 3 минуты после начала воздействия как постепенное увеличение средней амплитуды шумов во II-м канале. К моменту субъективной настройки оператора на воздействие (на 4-й минуте) произошло резкое нарастание амплитуды шумов (с частичным проявлением их в I-м канале) и последующим резким возвратом к номинальному уровню сигнала при отсутствии воздействия. Спустя 6 секунд происходит короткое, но мощное увеличение уровня сигнала с уменьшенным проявлением в I-м канале, после которого уровень шумов также резко возвращается в норму. Следует отметить, что сам по себе шум не менял своего характера, сохраняя высокую спектральную равномерность в моменты наибольшего воздействия. Происходило именно резкое увеличение средней амплитуды шумов приблизительно на 35 Дб. Последующее простое прослушивание записанного сигнала показало в эти моменты наличие быстрого усиления шума с резким спадом, а затем короткий громкий треск с возвратом к обычному уровню шума.

Совершенно иной характер имело второе яркое проявление воздействия оператора в этом опыте, состоявшееся спустя две минуты. В этом случае воздействие имело характер устойчивого мощного увеличения средней амплитуды шумов во II-м канале (с частичным проявлением в I-м канале) в течение минуты с постепенным возвратом (через 4 минуты) к норме. При этом эффект был значительно более мощным с учётом его более длительного проявления.

Обращает на себя внимание, что второе воздействие оператора затронуло усилитель сигнала генератора шума, обусловив нелинейность усиления шумового сигнала во II-м канале. Асимметричный характер сигнала. Причём наблюдается весьма необычное изменение характера данного эффекта на "противоположный по знаку".

Проявления побочного воздействия на контрольный канал в течение первого опыта наблюдались только в корреляции с двумя основными воздействиями и были незначительны (эти проявления обусловлены неполной "электрической развязкой" каналов генератора шума). Однако к моменту окончания опыта уровень сигнала нижней части спектра I-го канала увеличился приблизительно на 10 Дб, что устранило имевшуюся в норме небольшую "просадку" сигнала в этой области. Это может быть интерпретировано как увеличение 1/f-шума (фликкер-шума) в источнике шумового сигнала (диоде). В целом, можно констатировать, что воздействие оператора в данном опыте имело ярко выраженный избирательный характер.

По окончании предварительного анализа результатов и небольшого отдыха оператора был проведён второй опыт (длительностью около 9 минут). Причём приблизительно за 10 минут до его начала было принято решение, что оператор для дополнительной наглядности изменит "цель" своего воздействия. Можно предположить, что в течение этого времени оператор занимался внутренней настройкой на достижение требуемого эффекта, поскольку контрольная запись опыта сразу показала изменившийся характер сигнала I-го канала. Его спектральная характеристика приобрела устойчивое акцентирование (увеличение среднего уровня сигнала) нижней части спектрального диапазона. На этом фоне в течение опыта многократно (около 20 раз) проявлялись более выраженные эффекты воздействия оператора. Причём выглядеть они стали существенно иначе и разнообразней, чем в первом опыте, хотя степень их выраженности в плане максимального уровня изменения сигнала уменьшилась. Большинство проявлений воздействия (которые можно условно отнести к I-му типу) имеют характер коротких (0,01-0,5с) резких увеличений средней амплитуды шумов по всему спектральному диапазону относительно изменившегося среднего уровня шумов. Эти аномалии возникали как разрозненно, так и группами в моменты усиления воздействия оператора. Изредка появлялись подобные участки длительностью более 10 секунд. Интересной особенностью является появление "затенённых" участков с пониженным относительно фона уровнем шумов в средней и верхней части спектра, в то время как нижний спектральный участок оставался почти без изменений. В моменты усиления воздействия оператора также появлялось значительное общее усиление уровня шумов в "целевом" канале, преимущественно, в нижней части спектра (что можно условно отнести к аномалиям II-го типа). Это может быть интерпретировано как усиление 1/f-шумов обратного тока.

В отличие от результатов первого опыта, во II-м, контрольном канале детектора не возникало никаких выраженных синхронных проявлений воздействия оператора. Его спектральная характеристика была идеально равномерной, но средний уровень сигнала увеличился приблизительно на 10 Дб. Кроме того, обнаружилось наличие во II-м канале устойчивой асимметрии сигнала из-за упоминавшейся возникшей нелинейности усиления, которая сохранялась до окончания эксперимента.

После предварительного анализа результатов второго опыта была сделана дополнительная контрольная запись сигнала в отсутствии воздействия оператора (длительностью 10 минут), поскольку в сигнале первого канала обнаружился устойчивый эффект последействия. Анализ этой дополнительной записи показал, что в сигнале "целевого" канала долгое время продолжали точно такие же аномалии (их количество и степень выраженности резко уменьшились спустя 7 минут (~18 минут после окончания второго опыта)). Так же без изменений осталось и фоновое акцентирование шумов в нижней части спектрального диапазона.

Перед третьим опытом было решено, что оператор попытается снова изменить "цель" воздействия (будет воздействовать на II-й канал). Кроме того, он перешёл в соседнюю комнату, чтобы продемонстрировать независимость эффекта от своего присутствия рядом с датчиком. Длительность опыта составила около 26 минут. Последующий анализ показал, что оператору не удалось изменить "цель" своего воздействия. Оно продолжалось в том же самом виде, что и в течение второго опыта, но увеличилась степень выраженности эффектов. В общей сумме было обнаружено около 40 выраженных проявлений воздействия и множество более слабых. Спектральная характеристика II-го канала датчика также оставалась идеально равномерной, но с ещё более увеличенным средним уровнем сигнала относительно установленного перед началом эксперимента. Точно так же оставался и устойчивый эффект последействия.Через 6 часов после окончания эксперимента была сделана дополнительная контрольная запись сигнала детектора, которая показала его полный возврат к норме. При этом также устранилась асимметрия сигнала из-за нелинейности усиления во II-м канале.

Анализ результатов и выводы.Анализ результатов эксперимента показал, что в процессе настройки оператора на реализацию эффектов проявления его воздействия существенно менялись. В этом плане показательна разница эффектов первого и второго воздействий оператора в первом опыте, а также их разница с последующими результатами. (Следует отметить, что нет оснований связывать наблюдавшиеся формы проявления воздействия с какими-либо уникальными индивидуальными особенностями оператора по сравнению с другими людьми, обладающими подобными способностями.)

Судя по значительной корреляции эффектов во II-м и I-м каналах детектора при первом воздействии, оно затронуло не только первичные источники шума, но и усилитель сигнала. (Это показывает необходимость использования полной "электрической развязки" (в частности, по источникам питания) каналов сигнала подобных экспериментальных устройств.) Вероятно, это было следствием первого, самого мощного усилия оператора на получение эффекта, когда у него (как и у других) ещё не было полной уверенности в возможности успеха. В дальнейшем, по мере внутренней настройки оператора, увеличилась суммарная выраженность эффектов при некотором ослаблении каждого из них в отдельности. Воздействие, фактически, превратилось из импульсного в непрерывное на протяжении не менее двух часов.

Точное и полное понимание физических аспектов наблюдавшихся в эксперименте эффектов потребует значительных усилий на протяжении длительного времени. В этом отношении автор рассчитывает на проявление заинтересованности со стороны других специалистов. В качестве первичного анализа можно констатировать, что увеличение амплитуд импульсов шума было обусловлено увеличением проводимости полупроводникового перехода первичных источников шума (диодов) вследствие воздействия оператора. Однако наблюдался и обратный эффект. Причём увеличение или уменьшение проводимости перехода происходило почти мгновенно (около 0,001 с). Вероятно, понимание физического механизма этого удастся найти при рассмотрении эффектов формирования шумов в полупроводниках.[6-8]

Исходя из конструктивных особенностей использованного экспериментального устройства (кремниевые диоды с напряжением электрического пробоя ~7,0 В в качестве шумящих элементов) можно с уверенностью предположить, что мощные сдвоенные импульсы шума при первом воздействии оператора были обусловлены кратковременным быстрым увеличением проводимости полупроводникового перехода вплоть до возникновения его туннельного электрического пробоя. При этом аномально быстро (около 0,001-0,05 с) происходил возврат проводимости полупроводникового перехода к уровню даже менее чем до начала эксперимента. Закономерно предположить, что все наблюдавшиеся эффекты изменения проводимости полупроводникового перехода имеют единую природу, которая объясняется влиянием пока неизвестных квантовых явлений, обусловленных воздействием оператора. Согласно накопленному опыту исследований шумов в полупроводниках, эти квантовые явления, возможно, затронули процессы генерации носителей заряда, но в гораздо большей мере затронули квантовые процессы непосредственно в области "объёмного пространственного заряда" (ОПЗ) полупроводникового перехода (следует отметить возможную значительную роль в этом процессов в дислокациях в ОПЗ).[6, стр.132-133] Именно это могло обусловить весьма сильное модулирующее влияние изменений ширины ОПЗ и, возможно, высоты потенциального барьера на обратную проводимость полупроводникового перехода. В частности, именно это объясняет наблюдавшиеся в эксперименте аномалии I-го типа с мгновенным увеличением или уменьшением мощности шума равномерно по всей ширине спектра. Наблюдавшиеся эффекты усиления 1/f-шума, вероятно, объясняются на основе концепции "каналов избыточного тока" в полупроводниковых переходах.[6, стр.187-201]

Необходимо отметить, что конструктивные особенности использованного экспериментального устройства, к сожалению, не могли обеспечить достаточно широкий динамический диапазон усиления импульсов шума первичных источников, который мог быть существенно больше наблюдавшегося. Это замаскировало, вероятно, более значительное, чем было зарегистрировано, увеличение мощности шумов в моменты наиболее выраженного проявления воздействия оператора.

Следует также отметить, что в последующих экспериментах целесообразна организация непрерывной записи сигнала детектора, поскольку даже в перерывах между опытами оператор может неосознанно настраиваться на реализацию следующего воздействия, что способно проявляться в интересных физических эффектах.

Невозможность изменения оператором "цели" воздействия в третьем опыте согласуется с имеющимся опытом подобных исследований. Он показывает, что перестройка ярко выраженного эффекта воздействия требует от оператора больших усилий и удаётся не всегда. Отчасти это может объясняться психологическими причинами, но в большей мере это является хорошо известным в данной области исследований специфическим физическим эффектом аккумуляции воздействия. Причиной того, что воздействие оператора затронуло усилитель, вероятно, являлась мысленная настройка оператора на достижение максимально выраженного эффекта при недостаточной нацеленности на его строгую избирательность.

Наблюдавшиеся эффекты, безусловно, обусловлены пока ещё неизвестной формой квантовых явлений, взаимосвязанных со специфическим функционированием психики в моменты реализации "психофизических" явлений. Никакие виды излучений со сколь угодно экзотическими постулированными свойствами не способны объяснить избирательность воздействия оператора, который воздействовал полностью "вслепую" без понимания того, на что он должен воздействовать в чисто физическом плане, а также многие другие аспекты. Теоретические аспекты природы явления психокинеза в данной публикации рассматриваться не будут. Но следует отметить, что перспективный подход к пониманию этого уже существует, и последующие экспериментальные исследования автора будут направлены на его проверку.

Заключение.Можно констатировать полный успех эксперимента как в плане очередного объективного подтверждения реальности явления микропсихокинеза, так и в отношении получения высокозначимых научных результатов и подтверждения возможности использования нового метода подобных исследований. В отличие от ранее проводившихся экспериментов, его результаты полностью запротоколированы в виде записи сигнала использованного детектора. Эти записи могут быть предоставлены автором всем заинтересованным в развитии научных исследований по данной теме.

Эксперимент подтвердил как сам факт реальности явления, так и возможность сознательного выбора оператором объекта воздействия. При этом также в очередной раз подтвердилось, что при психокинезе воздействие оператора реализуется вне зависимости от наличия у него понимания физической сути требуемых эффектов, только путём мысленного настроя на достижение какого-либо внешнего требуемого результата. Также подтвердилось упоминавшееся многими исследователями существование длительного последействия эффектов психокинеза после интенсивной работы оператора. Наблюдавшиеся эффекты также позволяют понять причины часто наблюдаемых сбоев в электронной аппаратуре во время особо сильных воздействий операторов.

Аккумулированная в ментальности большинства научных специалистов негативная мистичность представлений о явлениях психокинеза (как и многих других) связана лишь с их неинформированностью в частом сочетании с недопустимым в науке снобизмом и самоуверенностью по отношению к вызывающе необычным явлениям. Никаких реальных проблем с их исследованием в настоящее время нет, если использовать истинно научный, последовательно добросовестный подход к делу. (Д.Н.Куликов)



I. Стадия слежения и общей настройки является весьма важной как для тренировки способностей к мысленным воздействиям, так и для практического их использования в будущем. Это обусловлено рефлекторным задействованием на ней необходимых подсознательных механизмов мозга и, одновременно, снятием стрессового состояния. Следует отметить, что именно формирование отчётливой, "плотной" информационной связи с объектом является критически важным для успешности реализации мысленного воздействия. Поэтому в начале обучения вам необходимо уделять стадии предварительной настройки существенное время, пока вы не начнёте отчётливо ощущать формирование информационной связи с объектом воздействия.

1) Отодвиньтесь от объекта приблизительно на 30см и держитесь так, чтобы несмотря на свои перемещения он находился приблизительно на линии прямого взгляда. Если воздействие осуществляется на улитку (или другой мелкий объект), нужно приблизиться к ней так, чтобы можно было наблюдать за ней с максимальными подробностями (приблизительно, на 15см).

2) Наблюдая за ним, постепенно концентрируйте свой взгляд, чтобы вместо безразличного вам "движущегося изображения" вы почувствовали живое существо со своим набором каких-то проблем и целей, с определённой сменой внутренних состояний, заменяющих ему мысли. Постарайтесь понять и почувствовать его внутренний мир, ощутить его также отчётливо как свой собственный, как бы подключившись частью своего сознания к сознанию объекта. Смысл заключён не в созерцании, а в "впитывании" глазами информации об объекте, что автоматически приводит к формированию информационной связи с ним - отчётливому комплексному "ощущению объекта", позволяющему чувствовать и прогнозировать его состояние и поведение.

II. Стадия "фокусировки" и формирования "контакта" (углублённой информационной связи) на практике настолько быстротечна, что сливается с последней. Однако она является самостоятельным элементом "силового" мысленного воздействия и в целях тренировки должна осуществляться отдельно. В принципе, возможны два варианта реализации данной стадии: с концентрацией внимания на объекте в целом, и с концентрацией внимания непосредственно на его мозге. При наличии уже достаточно развитых навыков реализации мысленного воздействия разница в результатах их использования практически неощутима. Однако вариант с концентрацией внимания на мозге объекта несколько более эффективен для формирования углублённой информационной связи, что важно на стадии обучения, когда располагаемые способности к мысленным воздействиям ещё не велики, поэтому ниже будет рассмотрен именно он.

Сфокусируйте свой взгляд в той части объекта, где должен находиться его мозг. (Следует отметить, что это является совершенно необходимым в случае воздействия на мелких примитивных животных, иначе не удаётся обеспечить необходимую степень "плотности" информационной связи и сила воздействия ослабляется во много раз или же оно становится вовсе невозможным.) При этом вы должны смотреть не на поверхность объекта, а как бы сквозь него, непосредственно внутрь нервного центра. Постарайтесь как бы коснуться его мозга своим разумом так, чтобы он это почувствовал.

В процессе "фокусировки" вы почти незаметно для себя начинаете периодически "подключаться" на какое-то мгновение к вашему объекту. При этом, если у вас развита наблюдательность к внутренним ощущениям, вы можете почувствовать на миг как бы слабейший "нервный ток", соединяющий вас с объектом.

Во многих случаях внешним проявлением данного состояния служит реакция "прислушивания" (ориентировочный рефлекс) объекта: когда он замирает или начинает обзорные движения, пытаясь настроиться на неустойчивый, рвущийся "контакт" с потенциальным источником информации. Прерывистость "контакта" обуславливается ограниченными способностями человека к устойчивой волевой концентрации, для тренировки которой нужны специальные упражнения.

III. Стадия внушения "корректирующей" информации имеет наиболее заметный внешний эффект, поэтому может ошибочно субъективно восприниматься как единственная, хотя, в действительности, невозможна без предыдущей.

Для того чтобы объект выполнил то действие, которое вам требуется, вы должны как бы коснуться его своим разумом и передать ему ваше указание к действию вида: "Тебе необходимо действовать Так". Это должно представлять собой комбинацию волевого принуждения объекта к нужной вам реакции с внушением объекту какой-либо мотивации к совершению нужного действия. Фактически, вы должны сформировать в своём сознании максимально отчётливую галлюцинацию требуемой реакции объекта и, одновременно, постараться представить объекту ваши указания как его собственные намерения, жизненно важные для него именно в данный момент, внушить ему их мгновенную безусловность. Если же вы будете просто субъективно, безвольно по отношению к объекту желать, чтобы он совершил какое-либо действие, ничего не произойдёт, поскольку вы желаете "сами для себя". В этом случае не задействуются необходимые психофизические механизмы, обеспечивающие реализацию воздействия. Постарайтесь на секунду зафиксировать это состояние сфокусированного воздействия, чтобы обеспечить стабильную, отчётливую передачу вашего указания к действию объекту. Мысленное воздействие на объект должно иметь импульсный характер (с чётким выделением команд, хотя и без разрыва общего информационного контакта с объектом), иначе он перейдёт в состояние "прислушивания", как бы ожидая завершения передачи ему указаний.

Чем дольше вам будет удаваться поддерживать устойчивый, чёткий "контакт", тем сильнее будет ваше воздействие и больше возможности сложного управления объектом. В идеальном случае, со временем, вы можете выработать способность практически непрерывного контроля объектов. Однако это в значительной мере зависит не только от тренировок, но и от возможностей и особенностей вашего организма. Нечёткость воздействия при обоих методах приводит к некоторой отсроченности реакции объекта. При этом, во время вашей попытки воздействия он переходит в состояние "прислушивания", а после прекращения воздействия вдруг как бы понимает то, что от него требовалось, и выполняет вашу команду.



1. Существование в Мироздании динамической информационной сверхголограммы, являющейся "матрицей" по отношению к "проявленной" Вселенной и существующей вне её пространства-времени и материального субстрата.

2. Существование непрерывной динамической информационной связи всех объектов "проявленной" Вселенной с данной сверхголограммой вследствие существования в ней информационных "отпечатков" данных объектов.

3. Существование непрерывного информационного взаимодействия всех объектов Вселенной через посредство этой сверхголограммы, степень интенсивности которого определяется "плотностью" информационной связи между ними.

4. Существование в данной сверхголограмме "комплексных динамических информационных систем" (КДИС), представляющих собой непрерывно трансформирующиеся информационные "отпечатки" живых объектов. Процессы, происходящие в "комплексных динамических информационных системах", имеют некоторую степень независимости от процессов в соответствующих им живых объектах.

5. Существование психофизических взаимодействий для человека и других живых существ, обладающих психикой, которые представляют собой взаимодействие КДИС их психики с информационными системами физических объектов, а также с КДИС психики других живых существ.

6. Требуемое усилие психофизического воздействия обратно пропорционально динамической и прямо пропорционально структурно-статической информационной энтропии системного объекта воздействия. Чем менее определённым является состояние выбранной для воздействия комплексной системы, тем легче его трансформировать в нужном направлении.

7. Интенсивность психофизического воздействия прямо пропорциональна "плотности" информационной связи с объектом воздействия и "динамическому потенциалу" воздействия, который характеризуется отношением "плотности" информационного воздействия к его длительности.

"Плотность" информационного воздействия является суммарным информационным следом однородного по своей сущности психофизического воздействия (трансформирующего усилия), любым образом распределённого по "стреле времени" вплоть до момента его реализации.

"Плотность" информационной связи объектов определяется их суммарным энерго-информационным взаимодействием относительно друг друга (в том числе, разовым или периодическим), аккумулированным на протяжении времени их обоюдного существования вплоть до момента её оценки. В большинстве случаев она является асимметричной характеристикой по отношению к взаимодействующим объектам.

Следствием четвёртого постулата является существование чисто информационной (не материально-биологической) компоненты психики у живых существ, которые ей обладают, основанной на информационных процессах в соответствующих им "комплексных динамических информационных системах".

Следствием третьего и четвёртого постулатов является существование непрерывной, хотя не всегда ярко проявляющей себя, прекогниции всех живых организмов за счёт восприятия соответствующими им "комплексными динамическими информационными системами" информации о предстоящих в близком будущем интенсивных (информационно "плотных") энерго-информационных взаимодействиях с другими живыми организмами или комплексами физических объектов. При этом происходит передача информации о предстоящем событии его объекту с информационного плана, находящегося вне времени, где данное событие зафиксировалось как уже случившееся, на план материального мира, где объект по своему локальному времени ещё не достиг момента события. "Комплексная динамическая информационная система" объекта события не только "отслеживает" всё, что с ним происходит по локальному времени, но и уже наперёд "знает" всё, что с ним произойдёт в близком будущем, и, с приближением момента события по локальному времени объекта, выдаёт ему информацию о нём с некоторым опережением. Интересной особенностью этого является то, что сила и степень заблаговременности упреждающего информационного сигнала о предстоящем событии, в основном, пропорциональна значимости этого события для объекта (интенсивности предстоящего энерго-информационного взаимодействия). Однако, как уже отмечалось ранее, будущность не является жёстко детерминированной, психофизические воздействия позволяют в некоторых пределах изменять её в нужном направлении. Примером являются воздействия на случайные события (на генераторы случайных чисел и т.д.).[17,18]

С точки зрения психофизики объект и субъект психофизического явления рассматриваются в первую очередь как "информационные системы", процессы взаимодействия которых связаны с психическими процессами субъекта и затем отображаются с информационного плана на материальный в виде каких-либо физических процессов. При этом, происходит качественный скачок в функциональном состоянии той части "комплексной динамической информационной системы" субъекта, которая соответствует его психическим процессам. Она переходит из сравнительно изолированного, автономного состояния в состояние формирования информационных связей и ассоциативно-резонансных взаимодействий с информационной системой объекта.

Энерго-информационные взаимодействия представляют собой процессы симметричного или асимметричного взаимодействия объектов на информационном или материальном плане, одновременно отображающиеся на противоположном плане в виде соответствующих им информационных или физических процессов с поглощением или выделением энергии на каком-либо физическом плане (физическом измерении) материального мира. Они реализуются путём ассоциирования информационных "отпечатков" объекта и субъекта посредством процесса установления и "уплотнения" информационной связи между ними, активного для живых субъектов и пассивного для неживых.

Объект энерго-информационных взаимодействий представляет собой, кроме материального проявления, нематериальную, но адекватную материальному проявлению информационную копию (информационный "отпечаток") данного живого или неживого объекта, физического явления (процесса) или комплексной системы объектов (которая, например, может отображать собой какие-либо комплексные обстановочные обстоятельства (событие)), которые могут иметь или не иметь материальное воплощение в "проявленной" Вселенной на момент их рассмотрения относительно соответствующего ей локального времени.

Мгновенный информационный "отпечаток" объекта представляет собой его адекватное комплексное информационное отображение в данное мгновение времени, полностью описывающее его структурно-статические и динамические параметры: структурную организацию на микро и макроуровнях, а также текущие и потенциальные внутренние и внешние взаимодействия его структурных элементов.

Суммарный информационный "отпечаток" объекта является информационным отображением истории трансформации его мгновенного "отпечатка" на протяжении всего периода его существования (от момента формирования его макроструктуры (как уникального объединения обезличенных микроструктурных элементов) до момента разложения на элементы микроструктуры, влекущего его уничтожение (полное перерождение)).

"Плотность" информационного "отпечатка" объекта представляет собой сумму его структурно-статической и динамической информационной энтропии.

Необходимо отметить, что используемое в энерго-информационной теории понятие информационной энтропии несколько отличается от ранее принятого. Это обусловлено тем, что хотя рассматриваемые энерго-информационной теорией характеристики объектов отличаются от ранее рассматриваемых физикой, они имеют значительное сходство в своей сущности и целесообразно с некоторыми оговорками сохранить общность используемой для их описания терминологии. В обобщённом виде энтропия рассматривается как мера хаоса относительно какого-либо состояния, принимаемого в качестве упорядоченного, либо как мера способности системы к реализации различных вариантов её состояния (мера способности к превращениям). Понятие информационной энтропии, используемое энерго-информационной теорией, соответствует этому обобщённому определению, но его специфика заключается в том, что в качестве упорядоченного состояния принимается отсутствие необходимости информационного описания объекта (т.е. физическое отсутствие данного объекта). В целом, с учётом точки зрения информатики, понятия физической и информационной энтропии в рамках энерго-информационной теории формулируются следующим образом.

Физическая энтропия представляет собой количественную характеристику степени несоответствия текущего состояния какого-либо фрагмента материального мира его потенциально возможному минимальному комплексному информационному отображению в виде минимально возможного количества причинно-следственных связей, обуславливающих существование данного фрагмента. Физическая энтропия какого-либо объекта может быть нулевой (при его охлаждении до абсолютного нуля по шкале Кельвина).

Информационная энтропия текущего состояния какого-либо фрагмента материального мира представляет собой количественную характеристику степени сложности его комплексного информационного отображения в виде количества причинно-следственных связей, обуславливающих существование данного фрагмента в текущем состоянии. Информационная энтропия какого-либо объекта всегда больше нуля.

Структурно-статическая энтропия объекта определяется степенью сложности структурной организации и внутренних и внешних взаимодействий элементов его микро и макроструктуры (распад на которые приводит к уничтожению (полному перерождению) данного объекта) в текущий момент времени, обуславливающих стабильность его состояния, а также его физической массивностью (количеством структурных элементов). Чем сложнее структура и внутренние и внешние стабилизирующие взаимодействия структурных элементов объекта, а также чем больше его физическая массивность (количество структурных элементов), тем больше его структурная энтропия.

Динамическая энтропия объекта определяется степенью сложности потенциальных (имеющих большую вероятность реализации в следующий момент времени) внутренних и внешних взаимодействий элементов его микро и макроструктуры, способных изменить текущее состояние объекта: вызвать в нём структурные перестройки, изменить внутренние взаимодействия элементов его структуры или внешние взаимодействия. Чем больше возможных вариантов изменения текущего состояния внутренних и внешних взаимодействий структурных элементов объекта в следующий момент времени (чем менее определённым является его состояние), тем больше его динамическая энтропия.

Структурно-статическая энтропия характеризует степень устойчивости состояния объекта (его "массивность" при рассмотрении на информационном плане), а динамическая энтропия - степень неустойчивости, подверженность изменениям состояния объекта (в виде структурной перестройки или изменения внешних взаимодействий).

Проблема поиска физических механизмов реализации энерго-информационных взаимодействий и психофизических явлений была частично учтена при формулировке основных положений и терминологии данной теории. Вероятно, к данной области физических явлений должны быть приложимы некоторые законы, связанные с энтропийными процессами. Несмотря на чисто информационный характер процессов в "информационном двойнике" Вселенной, на этапе отображения информационных влияний на физический мир и наоборот, должен соблюдаться второй закон термодинамики по отношению к открытым системам. "Запись" информации, приводящая к увеличению информационной энтропии, должна сопровождаться поглощением энергии, а восприятие информационных влияний - выделением энергии.

Например, поскольку сущность психофизических воздействий заключается в приведении текущего состояния объекта (которое всегда является не вполне определённым в плане динамики его внутренних и внешних взаимодействий) к более определённому, конкретизированному, происходит уменьшение динамической энтропии объекта. Как можно предположить, это, в свою очередь, в результате различных информационно-энтропийных процессов должно приводить к выделению энергии на каком-либо плане (физическом измерении) материального мира, что обуславливает трансформацию объекта (перестройку элементов его материальной структуры (на квантовом уровне) и изменение связанных с ней либо рассматриваемых самостоятельно параметров физической среды или физических процессов) в соответствии с оказанным психофизическим воздействием.

Так или иначе, при отображении на материальный мир информационные процессы должны каким-то образом обуславливать воздействие на квантовую неопределённость элементарных структурных элементов материального мира, смещая её в ту сторону, которая обеспечивает проявление данного информационного влияния. Возможно, эти процессы не могут происходить непосредственно в привычном нам видимом материальном мире, однако, концепция "Единой теории поля" и многомерного физического пространства И.Л.Герловина, показывает возможность этих процессов взаимопревращения информации и энергии на других планах физического мира. Таким образом, всё разнообразие внешних проявлений психофизических явлений обуславливается ранее неизвестным квантовым физическим механизмом, обуславливающим разнообразие конечных эффектов суммы единичных сдвигов квантовой неопределённости.



Максим листает журнал в зале ожидания. В какой-то момент ему начинает казаться, что из вентиляционной решетки над входом тянет запахом дыма. Он поднимает голову, исподтишка оглядывает своих соседей – нет, похоже, никто ничего не замечает. Максим снова пытается читать… Тем временем запах становится все сильнее – в комнате действительно пахнет гарью! А что соседи? По-прежнему никакой реакции: каждый погружен в свой журнал. Может, запах не такой уж и сильный? Странно... И Максим переворачивает страницу…

Собравшиеся в зале ожидания люди были участниками эксперимента: организаторы заплатили им за то, чтобы они не реагировали ни на что. В результате Максиму потребовалось около десяти минут, чтобы осознать происходящее: он почти задыхался от дыма, когда решился покинуть помещение и поднять тревогу!..

Неужели власть других над нами так сильна? Неужели мнение группы, к которой мы вольно или невольно принадлежим, может заставить нас поверить во что угодно – даже в то, что опасности, реально угрожающей нашей жизни, вовсе не существует?

В другом, более простом эксперименте (он проводился в 50-е годы прошлого века) психолог Питтсбургского университета (США) Соломон Эш (Solomon Asch) просил студентов сравнить длину нескольких линий, начерченных на бумаге. С таким заданием легко справляется пятилетний ребенок. Впрочем, каждому из студентов предварительно показывали ответы его товарищей. Результаты серии экспериментов поразили ученого: оказалось, что три четверти участников как минимум раз дали заведомо неправильный ответ, если его выбирала вся группа. А в половине экспериментов с ложным решением постоянно соглашался каждый четвертый! Доктор Соломон Эш (он скончался в 1996 году) на протяжении всей своей жизни искал ответ на вопрос: почему? Чем объяснить такой иррационализм разумных существ, отвергающих доводы здравого смысла под влиянием бессмысленного поведения своих собратьев по разуму?

Возможно, правильный ответ был найден совсем недавно – благодаря новейшим методам сканирования различных участков мозга. В университете Emory, Атланта (США), ученый Грег Бернс (Greg Berns) расшифровал процессы, происходящие в голове человека в тот момент, когда он принимает решение по принципу «как все». Когда участник эксперимента узнает о выборе группы, сканер показывает: у него изменяется само восприятие экспериментального объекта! Работа сенсорных участков мозга, измеряющих и оценивающих параметры предметов, меняется под давлением групповых оценок – даже если группа явно ошибается. Человек, как это ни удивительно, действительно воспринимает реальность, искаженную мнением других. Если все говорят, что вот эта, одна из пяти абсолютно одинаковых линий, длиннее прочих, мы видим (на самом деле видим!), что она длиннее.

А что произойдет, если человек все же решит высказать собственную оценку вопреки единодушному мнению группы, наперекор законам конформизма? В его мозгу активизируется... зона страха! Получается, каждый из нас чувствует, насколько опасно утверждать даже самоочевидное, открыто говорить правду перед лицом других, которым истина просто не видна.

Это можно считать доказанным: никто из нас не контролирует собственное восприятие целиком. Роскошный наряд «голого короля», вопреки очевидности, действительно существует в нашем сознании, пока толпа кричит, что король одет. Какая же ответственность ложится на того, кто под эти крики возьмет на себя смелость утверждать обратное! Если мнение группы с легкостью подминает под себя суждение каждого из нас (причем именно там, где это суждение зарождается – в сплетении мозговых тканей, ответственных за индивидуальное восприятие!), то какую же ясность ума, бдительность и отвагу должны мы проявлять в своих оценках! Не поддаться конформизму, отстоять истину – даже самую элементарную – всегда нелегко. На это способен лишь тот, кто обладает личным суждением, чье мужество и внутренняя цельность оказываются сильнее, чем страх быть отвергнутым толпой.

Имена таких людей человечеству хорошо известны: Галилей, Лютер, Дарвин, Фрейд, Эйнштейн, Мартин Лютер Кинг... В свое время их убеждения, открытия или же политическая позиция шли вразрез с мнением большинства – и победили. А что же сегодня? Даже если мы вовсе не стремимся совершить какой-нибудь научный или социальный переворот, эта внутренняя цельность и это мужество по-прежнему необходимы каждому. Просто для того, чтобы иметь возможность самим судить о своем существовании и строить его так, как мы считаем правильным и нужным. Чтобы оставаться свободными от власти сегодняшних моделей массового поведения – вроде культа сверхпотребления и других социальных синдромов, которыми перегружено наше общество. Чтобы двигаться своим путем – к лучшей жизни.



Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.). В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта. Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений. Цель нашего исследования состояла в разработке методического инструментария, позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий включал анкету для воспитателя и набор диагностических методик для детей 5-6 лет. Анкета состояла из 10 вопросов, направленных на оценку способности детей старшей и подготовительной к школе групп к позитивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним. Разработанный подход включает три аспекта коммуникативных способностей: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие; коммуникации со взрослыми и коммуникации со сверстниками. Указанная структура соответствует сложившейся психолого-педагогической практике, в которой традиционно различаются две сферы коммуникации ребенка - со взрослыми и со сверстниками. Апробация методического инструментария была проведена в трех старших и трех подготовительных к школе группах различных дошкольных учреждений г. Москвы. Всего в обследовании приняли участие ребенка (47 детей пятилетнего возраста и 47 детей шестилетнего возраста). По результатам анкетирования и диагностического обследования, во-первых, обнаружилась положительная динамика развития коммуникативных способностей детей от старшей к подготовительной группе детского сада. Во-вторых, уровень развития способностей детей в сфере общения и взаимодействия со взрослыми оказался выше, чем в сфере взаимодействия и общения со сверстниками. В целом материалы обследования подтвердили возможность выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников с помощью предложенного методического инструментария.Указанная структура коммуникативных способностей отражается в полученных результатах, что подтверждает адекватность предложенного подхода. Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.


Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика