Психология личности
Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Аэрофобия – достаточно распространенное ныне явление, которое мешает многим людям наслаждаться таким, в сущности, прекрасным явлением, как полёт. Люди, летающие на самолёте один – два раза в год или меньше часто испытывают тяжёлый психологический стресс во время перелётов на аэропланах и воспринимают посадку как чудо, а как не само собой разумеющиеся действо. Почему же люди боятся полётов? Психологи считают, что это происходит из-за того, что мы боимся именно тех ситуаций, из которых невозможно найти выход. ДТП боятся гораздо меньше, поскольку чисто подсознательно у всех заложено, что в аварии шансы выжить более высоки. Хотя на самом деле в ДТП погибает гораздо большее количество людей, чем при авиакатастрофах.Аэрофобия зачастую очень мешает людям жить. Согласитесь, что путешествие через океан будет гораздо быстрее на авиалайнере, чем на теплоходе, особенно если вам нужно вглубь материка, ведь тогда потом вам предстоит еще и путешествие на поезде или чём-то подобном, тогда как на самолёте это займёт меньше времени и пройдет в более комфортных условиях. Давайте же вместе с МирСоветов разберёмся, как побороть свой страх перед полетами и научиться переносить воздушные путешествия? Как побороть страх перед полетами Не стоит считать часы до посадки и изматывать свои нервы, лучше постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Включите любимую музыку, возьмите книжку и просто наслаждайтесь жизнью. Женщинам, любящим шопинг, полезно пройтись по магазинам – это не только снимет стресс, но и поднимет настроение.После посадки в самолёт обычно начинается самый сложный период полёта, так называемое «тревожное ожидание», когда наше подсознание замечает любую мелочь, нагоняя на нас страх. Для того чтобы и это время полёта прошло спокойно, без намека на страх, надо научиться переключать внимание: возьмите с собой плеер или любимую книгу и посвятите и этот отрезок времени приятному отдыху. Сейчас, с появлением ноутбуков, отвлечься от окружающей реальности стало еще проще. Если ничего подобного нет – можно просто считать: до ста, до двухсот или, скажем, до тысячи. Очень помогает.Если вы волнуетесь за своё здоровье – можете успокоиться, нагрузки при перелётах настолько малы, что в самолётах перевозят даже тяжело больных.Полезный совет для всех, кто испытывает страх перед полетами – возьмите книгу по истории авиалайнеров и вы увидите, насколько небезопасны были первые самолеты. И ничего, летали же. Сейчас же конструкция самолётов более надежна, все они спокойно держатся в воздухе, кроме того, сами авиалайнеры оснащаются дополнительными системами безопасности. Ежели вы всё равно сидите, как на иголках, МирСоветов рекомендует вам попробовать расслабиться: просто закройте глаза и сконцентрируйтесь на медленном, глубоком дыхании. Сделайте посвободней, если слишком затянут, ремень, галстук, расстегните пуговицы на рукавах, и всё, что может вызвать у вас дискомфорт, даже часы, если вам кажется, что они давят на руку. Через некоторое время вы поймёте, что успокоились. Не стоит и преуменьшать роль различных препаратов, кои сейчас появились в магазинах в огромных количествах. Но не забывайте, что перед их приёмом необходимо поговорить с врачом.И, конечно же, самым лучшим и проверенным способом избавиться от аэрофобии – это чаще летать. И еще несколько полезных советов в борьбе с аэрофобией Представьте ваш страх перед полетом в виде некого воздушного предмета, например, воздушного шара. Мысленно нарисуйте его в своем воображении, и представьте, как он улетает куда-то вдаль, а если и будет возвращаться, старайтесь отдалить его от себя усилием воли, чем дальше, тем лучше. Сядьте, мысленно представьте ситуацию, которой боитесь. Сначала переживите её так, как это свойственно вам, а потом, представив еще раз, как бы оценив себя со стороны, постарайтесь остаться в этой ситуации спокойным и решить, что делать. Поверьте, находить выход из ситуации, будучи в спокойном состоянии гораздо легче. Постарайтесь определить, в какой части тела страх для вас наиболее ощутим: нога, рука, живот, горло и представьте, что вы дышите через эту часть тела. В итоге вы должны почувствовать, как эта часть тела постепенно расслабляется, и таким образом поможете себе избавиться от чувства страха. Не забывайте о таком традиционном средстве, как 50 – 100 грамм (больше уже не пойдет на пользу) спиртного. Правда это лучше делать непосредственно перед посадкой, тогда алкоголь не только поможет избавиться от аэрофобии, но и уберет такие возможные последствия полёта как тошнота и головокружение. В помощь себе при аэрофобии стоит постоянно держать в памяти, что самолет поддерживается в воздухе приблизительно по такому же принципу, как корабли поддерживаются на плаву. При этом МирСоветов подчеркивает, что конструкция самолета рассчитывается таким образом, чтобы способна выдерживать нагрузки на порядок большие, чем требуется для перелета.Запомните, что правило – как мы себя чувствуем, так мы и выглядим, работает и в обратную сторону – как мы выглядим, так мы себя и чувствуем. Выпрямите спину, поднимите подбородок, перестаньте выглядеть как несчастный путешественник и вы сразу почувствуете себя уверенней и спокойней, а страх перед полетом улетучится сам собой. После каждого удачного полёта вы будете всё спокойнее реагировать на необходимость авиа перелётов, пока не привыкнете к ним окончательно. МирСоветов хотел бы напомнить, что до вашего полёта тысячи таких же, с такими же людьми прошли абсолютно благополучно, так почему же именно с этим лайнером, в котором вы путешествуете, должно что-то произойти? Страх полётов – аэрофобия – это страх по типу «это случится, потому что этого быть не может» и, как следствие, не имеет под собой никаких, или почти никаких, оснований.Хорошего полёта!


Общее качество личности и совокупность ряда ее своеобразных черт — это и есть характер. Человек при взаимодействии с окружающей средой в своей деятельности формируется и проявляет различные индивидуально-психологические особенности.

Некоторые из этих особенностей слишком малозначащи, чтобы о них говорить, другие кратковременные, третьи вообще не влияют на отношение человека к окружающему и не сказываются на его деятельности, однако существуют и устойчивые индивидуально-психологические особенности, определяющие поведение человека.

Некоторые общие черты характера связаны с развитием и особенностями определенных психических процессов человека. Чертами характера эти особенности становятся лишь тогда, когда вместе с другими особенностями личности начинают определять свойственный именно этому человеку образ действий и отношения к окружающему.

Характер — это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них. И чтобы изучить характер человека, нужно ответить на вопрос: что в нем главное?

Тип и классификация характера.

Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни человека. Под воздействием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований самого человека тип характера меняется и развивается.

Необходима классификация, описывающая отдельные типы характера, их закономерности и связи между собой. И такие классификации в психологии существуют. Одна из классификаций разделяет характеры по преобладанию воли, рассудка и эмоций, очевидно, что такая классификация очень ограниченна, поэтому вводились промежуточные типы характера, но этого было мало.

Имеет место и классификация по степени самостоятельности личности: конформный и самостоятельный тип. Конформный тип людей легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются и выполняют все требования, но они не могут адаптироваться в условиях стресса. Самостоятельный тип людей всегда и на все имеет собственное мнение, самостоятелен в своих решениях, не теряясь в стрессовых ситуациях.

Наибольшее распространение получила классификация направленности личности на внутренний или внешний мир, ее еще иногда называют классификацией Юнга.

Классификация Юнга

Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).

Такая классификация выглядит, казалось бы, просто, но основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.

Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение.

Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности (Шкала Спилбергера-Ханина), он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.

Однако можно выделить и людей-амбовертов, у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта.

Проверить типологизацию индивидуальных особенностей Вы можете, используя личностный опросник Айзенка из пакета "Личность".Современные классификации характеровЧто можно сказать обо всех классификациях характеров? Все они односторонние, и дают возможность как-то приближенно и условно разграничить людей по типам, темпераментам или другим особенностям.

При попытке более дробного деления типов характера, сами классификаторы путаются в такой сложной классификации. Ведь мало того, что число черт характера очень много, так каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Количественное развитие какой-либо черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще является нормальным приемлемым в обществе поведением.

В настоящее время нет общепринятой классификации типов характеров, очевидно, следует подходить к этому вопросу в какой-то степени условно, разграничивая людей по типам, темпераментам и другим особенностям.



Дэвид Хоукинс (David R. Hawkins) в своей книге «Сила против Насилия» (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень интересный подход. Если ты прочитаешь книгу — тебе будет очень просто понять, где ты находишься в этой иерархии, исходя из твоей текущей жизненной ситуации.Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.Хотя ты можешь со временем переключаться с одного уровня на другой, обычно у тебя есть преобладающее «нормальное» состояние. Если ты читаешь этот блог, вероятно ты как минимум на уровне храбрости, потому что на более низких уровнях у тебя не возник бы сознательный интерес к личному развитию.Я пройдусь по порядку по этим уровням, уделяя особое внимание тем, которые находятся между храбростью и интеллектом, поскольку вероятнее всего ты находишься именно на них. Названия уровней придумал Хаукинс. Описания каждого уровня основаны на его описании, но дополнены моими мыслями.Хаукинс говорит про логарифмическую шкалу: на верхних уровнях находятся намного меньше людей, чем на нижних. Каждый переход с низкого уровня на более высокий сопровождается значительной переменой в жизни.Позор (shame) — один шаг до смерти. Вероятно здесь ты обдумываешь самоубийство. Или ты — серийный убийца. Другими словами — это ненависть, направленная на себя.Вина (guilt) — на уровень выше позора, но у тебя могут быть мысли о самоубийстве. Ты думаешь о себе как о грешнике и не можешь простить себе прошлые поступки.Апатия (apathy) — испытываешь безнадежность или мучаешь себя. Полная убежденность в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.Горе (grief) — уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека. Депрессия. Все же выше чем апатия, т.к. ты начинаешь избавляться от оцепенения.Страх (fear) — мир кажется опасным и ненадежным. Паранойя. Обычно тебе нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем или ты надолго останешься в ловушке, например в такой как «подавляющее» взаимоотношения.Желание (desire) — еще не обремененный постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти — к деньгам, одобрению, силе, славе и т. д. … Потребление. Материализм. Это уровень курения, алкоголя и наркотиков.Гнев (anger) — уровень разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рожденные на предыдущем уровне. Этот уровень может подстегнуть тебя к действию на высших уровнях, или заставить захлебнуться в ненависти. В «подавляющих» взаимоотношениях (брак, работа, …) можно часто увидеть пару: одного переполняет гнев, другого — страх.Гордость (pride) — первый уровень, когда ты начинаешь чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж, …) и поэтому оно уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам. Вспомни нацистов.Уровень иррационального самоотречения и самообороны. Религиозные фундаменталисты тоже принадлежат этому уровню. Ты становишься настолько привязан к своей вере, что любую атаку на твою картину мира воспринимаешь как атаку на себя.Храбрость (courage) — первый уровень настоящий силы. Мой предыдущий пост на эту тему: Храбрость — это ключ. (Courage is the Gateway) Здесь ты начинаешь видеть, что жизнь полна испытаний и захватывает, и совсем не подавляет.У тебя появляется намек на интерес к личному развитию, хотя на этом уровне ты, вероятно, будешь называть его повышением скилов, карьерой, продвижением, образованием и тд. Ты начинаешь видеть свое будущее как рост относительно прошлого, а не просто как его продолжение.Нейтралитет (neutrality) — его можно описать фразой «живи сам и дай жить другому». Гибкая, расслабленная и необремененная жизнь. Что бы ни случилось — ты выкручиваешься.Тебе не надо что-то кому-то доказывать. Ты чувствуешь себя безопасно и хорошо уживаешься с людьми. Множество людей, работающих на себя, находятся на этом уровне. Очень комфортное место. Это уровень удовлетворенности и лени. Ты заботишься о своих нуждах, но не напрягаешься.Готовность (willingness) — когда ты чувствуешь себя безопасно и комфортно, ты начинаешь использовать свою энергию более эффективно. Просто сводить концы с концами не кажется больше хорошей идеей. Ты обращаешь внимание на то, чтобы работать хорошо, возможно даже показывать свои лучшие результаты.Ты думаешь о тайм-менеджменте, продуктивности и самоорганизации, в понятиях которые не были настолько важными на уровне нейтралитета. Это — уровень развития воли и дисциплины.Такие люди — «солдаты» нашего общества; они делают свою работу и особо не жалуются. Если ты в школе — ты действительно хороший ученик; ты серьезно выполняешь уроки и вкладываешь время в то, чтобы делать это хорошо. Это уровень, где сознание становится более организованным и дисциплинированным.Принятие (acceptance) — теперь происходит мощный сдвиг, и ты пробуждаешься для возможностей проактивной жизни. На уровне готовности ты стал компетентным, и теперь ты хочешь найти своим способностям хорошее применение. Это уровень постановки и достижения целей.Я не очень люблю ярлык «принятие», который использует здесь Хаукинс, но по существу это означает, что ты начинаешь принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире.Если что-то в жизни не в порядке (карьера, здоровье, отношения), ты определяешь желаемое состояние и достигаешь его. Ты начинаешь более четко видеть полную картину своей жизни. Этот уровень побуждает многих людей сменить карьеру, начать новый бизнес или заняться своей диетой.Интеллект (reason) — на этом уровне ты переступаешь эмоциональные аспекты низших уровней и начинаешь мыслить ясно и рационально. Хаукинс определяет его как уровень медицины и науки. Как я это вижу: когда ты достигаешь этого уровня, у тебя появляются способности использования способностей разума на полную мощь.Теперь у тебя есть дисциплина и проактивность, чтобы полностью выразить свои врожденные способности. Ты достигаешь точки, где говоришь «Отлично. Я могу сделать все это, и я знаю, что должен найти этому правильное применение.Так как же лучше использовать мои таланты?». Ты смотришь вокруг и начинаешь заниматься значительными для мира делами. В своем пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.Любовь (love) — мне не нравится здесь ярлык Хаукинса «любовь», потому что это не эмоция «любви». Это безусловная любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Подумай о сострадании. На уровне интеллекта, твоя жизнь работает для головы. Но в итоге это оказывается тупиком, ты попадаешь в ловушку, где интеллекта становится слишком много.Ты видишь, что тебе нужен более широкий контекст, чем просто думать ради себя. На уровне любви твоя голова и все другие таланты начинает работать на сердце (не на эмоции, но на большее чувство добра и зла — на твое сознание). Как мне видится — это уровень пробуждение для своего истинного предназначения.Твои мотивы на этом уровне чисты и не испорчены страстями твоего эго. Это уровень пожизненного служения человечеству. Вспомни Ганди, мать Терезу, Альберта Швейцера.На этом уровне ты начинаешь руководствоваться силами, большими, чем ты сам. Это чувство освобождения. Интуиция становится чрезвычайно мощной. Хаукинс утверждает, что этого уровня достигает лишь 1 из 250 человек за свою жизнь.Радость (joy) — чувство проникающего и непоколебимого счастья. Eckhart Tolle рассказывает о нем в своей лекции The Power of Now. Это — уровень святых и продвинутых духовных учителей.На этом уровне ты будешь чувствовать себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. Больше нет нужды в целях и детальных планах — твое расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями. События, близкие к смерти, могут временно поднять тебя на этот уровень.Мир (peace) — полная трансцендентность. Хаукинс уверяет, что этого уровня достигает один из 10 миллионов.Просветление (enlightenment) — высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Чрезвычайно редкий. Это уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твое сознание.Я уверен, тебе эта модель покажется стоящий того, чтобы о ней задуматься. Не только люди, но и объекты, события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. В своей жизни ты можешь увидеть, что разные ее части находятся на разных уровнях, но ты сможешь определить свой текущий общий уровень.Возможно ты находишься на уровне нейтралитета, но у тебя есть склонность к курению (уровень желания). Нижние уровни, которые ты, возможно, найдешь у себя, действуют как наркотик, который тянет тебя всего вниз. Но ты сможешь найти в своей жизни и высшие уровни.Ты можешь находиться на уровне принятия, но читать книгу на уровне интеллекта и чувствовать настоящее вдохновение. Подумай о том, что оказывает сильное влияние на твою жизнь прямо сейчас. Что из этого поднимает твое сознание? Что приземляет его?Эта шкала уровней сознания мне нравится еще и потому, что я могу оглянуться на свою жизнь и посмотреть на свой рост по этой шкале. Я помню, как я надолго застрял на уровне вины — будучи ребенком, я жил с убеждениями о том, что я безнадежный грешник, осуждаемый по чьим-то стандартам уровня любви и выше. Оттуда я вырос до уровня апатии, и весь мир вызывал у меня оцепенение.В старших классах я достиг уровня гордости — был отличником, капитаном команды Academic Decathlon, достойным похвалы и наград, но я стал зависим от всего этого. Ближе к 20 годам я попал на уровень храбрости, но храбрость не была сосредоточена, и из-за этого я получил серьезные проблемы.Потом я провел около года в нейтральности и с 20 до 30 с огромными сознательными усилиями прошел через готовность и принятие. Сейчас я нахожусь на уровне интеллекта и все ближе и ближе подхожу к тому, чтобы сделать скачок к любви.Я испытываю состояние любви все чаще и чаще, и оно уже управляет многими моими решениями, но еще не стало моим постоянным состоянием. Я также испытывал состояние радости в течение нескольких дней подряд, но никогда еще этого не было постоянно.Это состояние — всепроникающее чувство естественной эйфории, как будто внутри меня происходит взрыв позитивной энергии. Оно буквально заставляет меня улыбаться. Я нахожусь в этом состоянии с самого утра, возможно потому, что я еще ничего сегодня не ел (Для меня легче испытать это состояние сознания, когда я ем немного или совсем ничего.)Обычно мы переходим между несколькими уровнями в течение недели, возможно ты увидишь 3-4 уровня, на которых ты проводишь большинство своего времени. Есть один способ узнать свой настоящий текущий уровень — подумай о том, как ты ведешь себя во время стресса. Если сжать апельсин — польется апельсиновый сок, потому что он внутри.Что из тебя выходит, когда на тебя давят внешние обстоятельства? Ты становишься параноиком и замыкаешься в себе (страх)? Ты начинаешь орать на людей (гнев)? Начинаешь обороняться (гордость)? Что происходит со мной — под давлением я становлюсь гипер аналитиком, но на днях как раз у меня была такая ситуация, которую я разрешил практически с помощью интуиции, и для меня это был большой шаг.Это для меня значит, что я становлюсь ближе к состоянию безусловной любви, потому что на этом уровне можно использовать интуицию даже под давлением.Все в твоем окружении влияет на твой уровень сознания. Телевизор. Фильмы. Книги. Веб-сайты. Люди. Места. Объекты. Еда. Если ты находишься на уровне интеллекта и смотришь ТВ-новости (которые, по определению, — на уровне страха и желаний), это временно понизит твое сознание. Если ты на уровне вины, то ТВ-новости наоборот повысят его.Переход с предыдущего уровня на следующий требует чудовищной энергии. Я уже написал об этом ранее, когда обсуждал квантовый скачок (Quantum Leap). Без твоих сознательных усилий или помощи других людей, ты вероятнее всего останешься на своем текущем уровне, пока некоторая внешняя сила не вмешается в твою жизнь.Обрати внимание на естественную последовательность уровней и подумай, что может случиться, если ты постараешься ускорить процесс.Если ты попробуешь достигнуть уровня интеллекта до овладения дисциплиной (готовность) и постановкой целей (принятие), ты будешь слишком неорганизован и несфокусирован, чтобы полностью использовать свой мозг. Если ты попробуешь продвинуть себя на уровень любви до овладения интеллектом, ты можешь пострадать от доверия и застрять в какой-нибудь секте.Переход на каждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей это не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в корне поменять все в твоей жизни. Поэтому маловероятно, что у людей ниже уровня храбрости будет прогресс без сторонней помощи.Храбрость нужна, чтобы разумно идти по этому пути; она нужна для постоянного спора с реальностью за шанс стать более разумным и сознающим. Но как только ты достигаешь следующего уровня, ты понимаешь, что спор того стоил. Например, когда ты достигаешь уровня храбрости, все твои старые страхи и фальшивая гордость становятся для тебя глупыми.Когда ты достигаешь уровня принятия (постановки и достижения целей), ты оглядываешься на уровень готовности и видишь, что ты был как белка в колесе — ты был хорошим бегуном, но не выбирал направление.Мне кажется, самая важная работа, которую мы можем выполнять, будучи людьми — поднимать свой личный уровень сознания. Когда мы делаем это, мы распространяем высшие уровни сознания для всех вокруг.Представьте, каким потрясающим будет этот мир, если бы мы могли поднять каждого хотя бы на уровень принятия. Хаукинс утверждает, что 85% людей на Земле живет ниже уровня храбрости.Когда ты временно испытываешь состояние высших уровней, ты можешь видеть, куда тебе стоит идти. У тебя случаются одни из тех моментов озарения, когда ты понимаешь, что стоит поменять в жизни. Но когда ты тонешь в нижних уровнях, эти воспоминания закрываются туманом.Нам следует разумно возвращать себя к источникам, которые помогут нам совершить следующий скачок. Каждый шаг требует разных решений. Я помню, когда я переходил с нейтральности на готовность, я почти каждый день слушал аудиокассеты по тайм-менеджменту.Я погрузил себя в источники, созданными людьми на уровне готовности до тех пор, пока не оказался там сам. Но книга по тайм-менеджменту не окажет никакой пользы человеку с уровня гордости: он отвергнет саму идею и будет защищаться. С другой стороны тайм-менеджмент ничего не значит для человека уровня любви.Но ты не сможешь достичь высших уровней, пока не достигнешь мастерства в базовых дисциплинах. Иисус был плотником. Ганди — юристом. Будда — принцем. Нам всем надо откуда-то начинать.Посмотри открыто на эту иерархию и подумай, дала ли она тебе новое понимание того, что поможет тебе сделать следующий скачок в твоей жизни? Ни один из уровней не считается более правильным или неправильным по сравнению с другими. Постарайся не допустить свое Эго до идеи привязаться к какому-нибудь конкретному уровню. Конечно только если ты сейчас не на уровне гордости :)Стив Павлина


Казалось бы – что сложного в том, чтобы поставить перед собой цели? И разве может цель, которую мы сами перед собой поставили, быть «неправильной»? На первый взгляд кажется, что все сложности, с которыми мы можем столкнуться, подстерегают нас на этапе достижения цели, но никак не на этапе ее постановки. Так ли это? Нет, не так. Правильно сформулированная цель – это первый шаг на пути к ее осуществлению. Неправильно сформулированная – напротив, лишь отдаляет нас от того, к чему мы стремимся. Поэтому научиться ставить перед собой правильные цели – это один из ключевых моментов на пути к успеху. Цели, какими они должны быть?Прежде всего, МирСоветов на примере объяснит, что же такое цель. Зачастую то, что мы называем целями, является всего лишь желаниями. «Хочу много зарабатывать», «хочу выглядеть, как фотомодель» - все это желания, хотя мы сами можем считать их целями. Желания, в отличие от целей, неконкретны. «Много» – это сколько? «Как фотомодель» - это как именно? Подобные расплывчатые формулировки подходят для абстрактных пожеланий, но никак не тянут на цель. «Хочу зарабатывать 5 (10, 25) тыс. долларов в месяц» или «хочу иметь пропорции 90-60-90» - это уже больше похоже на цель. Итак, первое правило: цель должна быть конкретной.Правило второе: цель должна быть реалистичной. Это не значит, что себя нужно загонять в какие-то рамки. Пусть цели будут смелыми, дерзкими, далеко идущими. Но если желаниям и мечтам мы можем позволить уводить нас за границы реальности, то цели должны оставаться в ее рамках. Например, «хочу, чтобы в меня влюблялись все мужчины» (или «все женщины») – это не реалистичная цель, ведь даже самая привлекательная женщина или самый привлекательный мужчина кому-нибудь да не покажутся привлекательными. Целью в данном случае может стать, например, умение легко и непринужденно завязывать контакты с противоположным полом, или нахождение спутника жизни, или, наконец, обретение уверенности в себе и ощущения собственной привлекательности. Правило третье: реализация цели должно зависеть от вас и только от вас. «Хочу выиграть миллион долларов в лотерею» - это не цель, потому что выигрыш в лотерею от вас никак не зависит. Если вы ставите перед собой «цели», реализация которых от вас никак не зависит, вы рискуете так никогда их и не достичь, а приобрести в результате лишь горькую обиду на судьбу. Поэтому, если вы действительно хотите обзавестись миллионом долларов, вам придется поставить перед собой цель так или иначе их заработать. Правило четвертое: цель должна «греть». Вам кажется, что вы нащупали правильную цель – конкретную, реалистичную, реализация которой зависит от вас. Теперь закройте глаза и представьте: она осуществилась. Вам хорошо? Тепло на душе? Сделало вас это счастливым? Загвоздка заключается в том, что нередко наши цели на самом деле не являются нашими, а подсказаны нам извне – родителями, окружением, общественным мнением, рекламой, наконец. Но действительно ли вам нужно защищать кандидатскую диссертацию, как этого хотят ваши папа и мама; соревноваться в карьерных успехах с друзьями и знакомыми; покупать модный автомобиль или отдыхать на модном курорте? И диссертация, и карьера, и модный курорт являются вполне достойными целями, но только в том случае, если это ваши цели, если вы действительно хотите именно этого, и хотите от души. Если же на самом деле вы мечтаете о работе сельского учителя или о том, чтобы организовать приют для животных, то все перечисленные вещи не прибавят вам счастья. МирСоветов настаивает на том, что в таком случае вам нужно либо полностью пересмотреть свою жизнь либо, по крайней мере, найти какой-то способ реализовать свои цели в рамках той жизни, которую вы сейчас ведете. Формулировка целей – четкость и актуальность Предположим, вы все хорошо обдумали и нашли несколько целей, отвечающих всем перечисленным требованиям. Следующая задача – правильно их сформулировать. Для этого лучше отойти от компьютера и вооружиться ручкой и бумагой. Почему? Потому, что, формулируя цели, мы обращаемся не только и не столько к своему сознанию, сколько к своему подсознанию, а подсознание гораздо легче убедить старательным прописыванием слов на бумаге (как в детстве), чем механическим отстукиванием их на клавиатуре. Итак, формулируем цели. Здесь тоже есть несколько правил.Во-первых, цель должна быть сформулирована в настоящем времени. Не «я хочу зарабатывать столько-то в месяц», а «я зарабатываю». Это выглядит несколько непривычно, но имеет глубокий смысл. Мы же общаемся со своим подсознанием, помните? Так вот, подобными формулировками мы приучаем подсознание к тому, что наша цель непременно реализуется; у нас появляется уверенность в собственном успехе; а человек, уверенный в собственном успехе, как известно, может творить чудеса. Во-вторых, в формулировке цели не должно быть отрицательных оборотов – а именно, всяких «не» - потому что подсознание их просто не видит, не воспринимает. То есть «я не курю» - это цель плохая, потому что подсознание, скорее всего, частицу «не» благополучно пропустит. И вы будете дымить сигаретой, как раньше, удивляясь, что вам никак не удается бросить. Поэтому все отрицания следует переформулировать – например, так: «Я свободен от привычки к курению». В-третьих, цель должна быть сформулирована очень четко. Все мы помним разные сказки, где герои попадали впросак из-за того, что не умели четко сформулировать свои желания. Представьте себе, что, формулируя цели, вы адресуетесь к некоему существу, которое понимает все совершенно буквально (собственно, так оно и есть – помните про подсознание?). Поэтому если вы пишете в качестве цели: «Я делаю ремонт в квартире», - то даже не сомневайтесь, ремонт вы делать будете. Но не факт, что вы его сделаете. Другой пример: «Я худею» - и этот процесс может растянуться во времени бесконечно. Но ведь вы же на самом деле хотите не худеть и не делать ремонт в квартире – вас интересует результат, правильно? Вот и сформулируйте цели соответствующим образом. Сформулировали? Записали? Теперь перепишите 10 раз. Можете не подряд, а, возвращаясь к этому занятию каждый раз, как выдастся немного свободного времени. Вот увидите, в процессе переписывания цели успеют видоизмениться – и поверьте, это пойдет им только на пользу. Теперь, когда у вас в руках лист бумаги с аккуратно записанными на нем целями, МирСоветов рекомендует подумать, что вы можете сделать для достижения каждой из целей прямо сейчас. Ну, в крайнем случае, завтра утром. Это может быть очень маленький шажок. Хотите больше зарабатывать – может быть, следует поговорить с боссом об увеличении вашей зарплаты? Или начать искать другую работу (и, скажем, прямо сейчас заняться своим резюме)? Хотите найти спутника жизни – может быть, завтрашний день начать с визита в салон красоты? Или разместить анкету на сайте знакомств? Или попросить подруг познакомить вас с кем-нибудь? Поверьте, какой бы глобальной ни была ваша цель, путь к ней можно разбить на очень простые шаги, первый из которых можно сделать… Правильно, сейчас!

И последнее. Сохраните листочек, на котором вы записали свои цели. И время от времени перечитывайте их и проверяйте: а продолжают ли они вас греть? Ведь время идет, вы меняетесь, меняются ваши приоритеты. Умение ставить перед собой правильные цели подразумевает и умение отказываться от тех из них, которые перестали быть актуальными. Не становитесь рабом однажды принятых решений! Если цель перестала греть – самое время поставить перед собой новую. Удачи!



Большинство людей считают, что они видят то, на что смотрят. И даже более того - видят его таким, какое оно есть. Этот предрассудок породил и продолжает порождать множество недоразумений и предрассудков. На самом деле, это далеко не так, и причина здесь не в том, что люди предвзяты,внушаемы или недобросовестны. Дело в самой человеческой природе, начиная от анатомии глаза и кончая историей вида Homo Sapiens.Взглянем на анатомию. Глазное дно является чем-то большим, чем просто чувствительный слой камеры Обскура. Это маленький но довольно мощный компьютер, который производит предварительную обработку видимого. По зрительному нерву идет гораздо меньше информации, чем ее фиксирует взгляд, картинка уже обработана, и в мозг, видимо, поступают сведения об образах,содержащихся в ней. Причем, выделение этих образов происходит абсолютно бессознательно, даже без участия мозга.Взглянем теперь на физиологию. Достаточно взглянуть на окулограмму - график, изображающий движение глаза при рассматривании объекта - чтобы понять, что работа глаза похожа не на процесс фотографирования, а, скорее, на движение узкого луча прожектора или пальцев слепого, ощупывающего предмет. Понятно, что при таком подходе в поле внимания оказываются только те детали, которые его привлекают. Один увидит одно, а другой другое.Способность достраивать образ по отрывочным элементам, это фундаментальная способность зрительного аппарата. Те из наших предков, которые не могли быстро (то есть бессознательно) "увидеть" саблезубого тигра, когда из-за дерева торчит только хвост и нос, просто не выжили.Когда мы не видим того, что есть, это обычно списывается на рассеянность, недостаток внимания, хотя и здесь бываю своего рода рекорды. При мне человек с двух шагов не увидел велосипеда - тут фокус был в привычке. Велосипед несколько лет простоял на этом мете в коридоре, потом его продали. А когда на том же месте появился новый, то его просто не заметили - настолько он легко вписался в привычное место.Гораздо интереснее, когда мы видим то, чего нет, как в примере с невидимыми линиями. Не буду описывать здесь истории видений святых, дьяволов, пришельцев и т.п., поскольку многие относятся к этим явлениям весьма серьезно, и мне не хотелось бы кого бы то ни было обижать. Обратимся кслучаям однозначным. Самая известная история произошла в Соединенных Штатах в середине века,когда социальное место нынешнего телевидения занимало тогдашнее радиовещание. Я говорю о знаменитой радиопостановке "Войны Миров" Орсоном Уэллсом. Режиссер перенес действие романа своего великого однофамильца в современность и поставил его в форме прямого репортажа о высадке марсиан. Правда трижды - в начале передачи, в конце и в середине - сообщалось, чтоэто всего лишь постановка, но несмотря на это в стране началась паника. По данным последних исследований, ей поддался миллион человек. И четверть из них марсиан ВИДЕЛИ! 250 000 американцев видели то, чего не было.А несколько раньше на том же материке, во время открытия его Колумбом, произошел другой забавный случай. Туземные индейцы НЕ ВИДЕЛИ в море каравелл. Они не могли увидеть то, что не укладывалось в их сознании.Вот еще одна характерная ситуация, которую приходилось переживать многим. Случалось ли вам столкнуться случайно со знакомым и в первый момент его не узнать? Вы смотрите на человека и видите совершенно незнакомое лицо, и вдруг, в момент узнавания оно как бы отливается в форму того образа, который хранился в памяти, и мгновенно и неуловимо меняется. И вот уже перед вами стоит другой человек. Так что прав был мудрец и философ Козьма Прутков, произнося свое знаменитое "...не верь глазам своим!". Относитесь критично к тому что вы видите, и помните, что это еще не действительность. И уж тем более критично относитесь к свидетельствам очевидцев. Опытные следователи говорят: "Чем больше свидетелей, тем путаней картина". И возьмите на вооружение высказывание одного маститого астронома, который послушав дискуссию коллег о важности в их работе хорошего зрения и качественного оборудования сказал: "Телескоп конечно важен. Важны и глаза. Но гораздо важнее нечто, находящееся позади глаз."Гребенщиков


Начнём со своего недавнего примера:Совершенно неожиданно меня пригласили на телепрограмму в Москву. Вроде бы и время есть, и возможность. Как раз были планы поехать на море с девушкой. Время есть, только нужно сменить билеты, поймать неожиданный шанс и согласиться.Пару дней в Москве, притом, что оплачивают проезд и гостиницу и гонорар.Новые люди, новый опыт, множество впечатлений.Кажется – что может быть приятней?

Но сразу во мне проснулся скептик, почувствовал и недоверие, и страх. А не розыгрыш ли? Сумбур в голове, и инерция, и нежелание менять планы, куча мыслей «за» и «против» поднялись, и началась потасовка, прямо гражданская война в голове.

К счастью для себя, я отследил ситуацию внутри быстро, понял, что со мной происходит, и дал положительный ответ.

«Шанс. И вот когда ты в двух шагах, от груды сказочных богатств!...»

И здесь наступает переломный момент. Редкий и негаданный шанс падает в наши руки,Нужно только не испугаться, и взять! Но отказываемся, так как боимся нового.

И начинается большая игра. С одной стороны страх, лень, скептицизм, робость, – с другой стороны желание нового, желание впечатлений, радость, воля и стремление к самоактуализации.

Есть хорошее правило: «Никогда не говори за человека нет, пока он сам тебе этого не скажет».А что мы делаем? Мы мысленно прокручиваем варианты проигрыша, и не идём на встречу. Отменяем интересную поездку, отказываемся от выгодного обмена…Почему? А потому что мы уже сами придумали все аргументы против, и сами себе отказали. Мы сами играем против себя, и играем настолько хорошо, что проигрываем в большинстве случаев.

Вместо стремительного броска навстречу шансу – мы идём на попятную, мы надумываем себе кучку, а зачастую огромную гору доводов – почему мы не можем именно этого, почему не можем именно мы.И получается – мы сдаёмся, проигрываем, не сделав ничего на пути к своему шансу. И получается, проходим мимо сокровища, так и не осмелившись даже приостановиться. И лежит оно, ничейное, пока не найдётся посмевший взять его.

Есть такой классический пример с красивой девочкой в школе:Весьма часто бывает так, что все её одноклассники оказываются застенчивы и нерешительны при мысли о ней, всем кажется, что они недостойны её, и она остаётся одна, и ни с кем не встречается. Если сама не делает того самого, «страшного», первого шага навстречу, в то время как её менее красивые подруги уже давно встречаются с мальчиками. И ждёт красавица в заточении одиночества своего прекрасного принца, того, кто посмеет поразить своего ручного дракона, свой страх.

А что такое «недостойны»? И кто «достоин»? И почему? И в чем же это мнимое достоинство? Ответив на эти, вроде бы не сложные вопросы, мы понимаем, что за «не достоин» – кроется банальная трусость. Та самая «игра против самого себя».

Вспомните, пожалуйста, о тех прожитых моментах жизни, когда мы отказывали себе в поступке, а после жалели, раскаивались. Подумайте, как часто мы позволяем жизни проходить мимо нас? А жизнь проходит. И проходит мимо. И с каждой победой нашей неуверенности нам становится всё сложнее бороться с ней.

Так что же делать?Нужно, ПРОСТО НЕОБХОДИМО перестать потакать своим страхам, а то так ведь и до паранойи недалеко. Можно ведь спокойно оценить возможные риски, оценить их реальность. Вместо сомнений – сосредоточиваться на мыслях, КАК я это смогу сделать. Искать возможности, а не препятствия.

Нужно спрашивать себя каждый раз, когда начинается игра против себя: «А не надумываю ли я, а не мешаю ли я сам себе?».Спрашивать: «А что же я могу получить хорошего, если рискну? Что я потеряю, если откажусь от нового, такого восхитительно нового?»И сделать этот шаг. И не останавливаться. И тогда наша жизнь обязательно станет лучше!



Вина и Возмущение Вина - это гнев, обращенный на себя за то, что мы сделали или не сделали. Возмущение - это гнев, обращенный на других за то, что они сделали или не сделали. Процесс переживания вины или возмущения одинаков: 1. У нас есть образ, которому должны соответствовать мы или кто-то другой. (Образ, состоящий из всех "должен" или "следует" и всех требований, которые мы научились предъявлять к своему или чужому поведению.) 2. Мы выдвигаем основанное на эмоциях требование, чтобы мы или кто-то другой соответствовали образу. 3. Нам или им не удается соответствовать образу. 4. Мы расцениваем "упрямое поведение" как неправильное, плохое, злонамеренное и так далее. 5. Мы расстраиваемся - испытываем горечь, обиду, боль, раздражение и так далее. Все эти ощущения мы помещаем под общий зонтик - "гнев". 6. Мы начинаем обвинять: либо мы сделали это, либо они. (Судья выносит приговор.) 7. Быстрое восстановление справедливости. Если виноваты мы, мы направляем гнев на себя, чувствуя сожаление, раскаяние, стыд, - все то, что можно назвать виной. Если наших ожиданий не оправдали кто-то или что-то, мы испытываем зависть, подозрение, ревность, негодование - все то, что мы называем возмущением. Грустно, что независимо от того, виним мы себя или их, больно нам. Но это не учитывается. А если и учитывается, то ненадолго. 8. Все это длится определенное время и с определенной интенсивностью. Никаких помилований, никаких апелляций - лишь некоторая скидка срока при очень хорошем поведении. Если это две стороны гнева, то что в них хорошего? Откровенно говоря, почти ничего. Тогда почему мы проходим это с Главными Учителями? Если бы мы слушали голоса Главных Учителей в самом начале, ощущения вины и возмущения - эти болезненные ощущения, которые могут длиться годами, - не стали бы неизбежными. Главный Учитель не допускает этого гнева. Гнев, как и вина и возмущение, начинается с внутреннего приступа. Мы ощущаем нечто задолго до того, как это превратится в эмоциональный всплеск. Если мы прислушиваемся к этому приступу и следуем его совету, эмоциональный всплеск станет ненужным. Что советуют по этому поводу ГУ? - Остановитесь, посмотрите и измените. Остановитесь. Ничего не делайте. Вы в точке выбора. Перед вами два пути. Один равнозначен свободе. Второй - мучению, знакомому нам мучению; может быть, даже мучению в условиях комфорта, но все же мучению. Посмотрите. Какой образ (ожидание, вера, представление о понятиях "должен" или "следует") относительно вас самих или других находится под угрозой разрушения (или был недавно разрушен)? ("Люди должны водить машину осторожно" или: "Мне не следует есть пирожные, пока я на диете") Измените. Что изменить? Образ. Ваш образ, основанный на жесткой, холодной физической очевидности, не точен. Люди должны водить машину осторожно, но всегда ли они это делают? Едва ли. Это "должны" неточно, ошибочно, неправильно. Людям на диете не следует есть пирожные, но придерживаются ли они этого правила? Хотите пари? Это "не следует" неточно, ошибочно, неправильно. Основанные на ваших ограниченных представлениях о жизни, ваши образы (все эти "следует", "должен" и т.д.) не верны. Но что мы делаем с образом, который оказался в результате неточным? Игнорируем его? Изменяем его, основываясь на реальности? ("Люди должны водить машину осторожно, но иногда они не делают этого", "Людям на диете не следует есть слишком много пирожных и слишком часто, за исключением тех случаев, когда они их едят".) Нет. Мы расстраиваемся из-за неточности образа. Действия окружающего нас мира не соответствуют нашим верованиям. Мы страдаем от этого. Наши собственные действия не соответствуют нашим верованиям - от этого нам также плохо. Вы не в состоянии увидеть абсурдность всего этого? Мы считаем, что наши иллюзии (или образы) более реальны, чем реальность (то есть то, что произошло в действительности), и это причиняет нам боль. Как из этого выйти? (Бьемся об заклад, что вы подумали, будто это риторический вопрос. Отнюдь нет. На него есть ответы.) Первый. Мы должны чувствовать себя правыми. Ощущение себя правым - это сильный наркотик. Некоторые люди многим жертвуют, чтобы оказаться правыми. Вы слышали когда-нибудь выражение: "железно прав"? В таком случае, вы предпочитаете быть правым или счастливым? Это тот вопрос, который Главный Учитель задает при каждом начинающемся приступе вины или возмущения. Если мы отвечаем: "Счастливым", мы свободны. Если мы отвечаем: "Правым", начинается новый цикл мучений. Если мы правы, мы должны наказывать - себя или других. Как мы уже говорили, ирония заключается в том, что когда мы наказываем других, мы прежде всего наказываем себя. Кто, по-вашему, ощущает всю эту ненависть, предназначенную для других? Другие? - Редко. Мы? - Всегда. Второй. Привычка. Мы приобрели ее очень рано - еще до того, как научились ходить и говорить. Привычка настолько въелась в некоторых людей, что они не поняли ни слова в этой главе. "О чем они здесь говорят? Когда люди делают что-то неправильное, они, естественно, испытывают чувство огорчения. Если я сделаю что-то плохо, я, конечно, почувствую вину". Так вот, это и не "естественно", и не "конечно"; мы просто привыкли считать так. Если бы наши ранние уроки приятия были такими же успешными, как наши ранние уроки гнева, все мы могли бы быть намного счастливее. Третий. Он позволяет нам проделать все снова. Наказание не только не предотвращает повторения, но и позволяет человеку (вам или другому) сказать: "Я заплатил сполна, и теперь я волен делать все снова". Многие люди соизмеряют вину, которую они ощутят, с удовольствием, которое получат от совершения запрещенного действия. Если они хотят "заплатить цену", то пусть делают, что хотят. Многие взвешивают ожидаемый гнев со стороны других, перед тем как предпринять действие. "Если я опоздаю на пять минут, они все с ума сойдут". Они делают выбор между возмущением других людей и тем, что заставляет их самих опоздать на пять минут. Если они готовы понести и выдержать наказание, то пусть опаздывают. Вина и возмущение не только не предотвращают "зло", но и увековечивают его. А что, если воспользоваться приступом вины для того, чтобы изменить действие? Что, если мы почувствуем вину и не съедим пирожное? Не является ли это использованием послания Главного Учителя ради нашего блага? Это неплохое начало. Если мы не делаем чего-то, потому что мы боимся вины, мы фактически движимы страхом и виной. Если мы творим добро, потому что боимся того, что может с нами случиться, если мы не будем этого делать, наши действия отмечены страхом. В качестве переходного момента - особенно если мы ломаем привычку - это хорошее начало, но мы должны идти дальше, иначе мы окажемся в ловушке, когда мы не будем ощущать вины, потому что мы почувствовали бы вину, если бы чувствовали себя виноватыми. Итак, что мы можем использовать для того, чтобы побудить себя делать добро? Делайте добро, потому что добро - это именно то, что надо делать. Не для того чтобы "соответствовать закону и морали (или чему-то еще)", а затем, чтобы "соответствовать фактам, разуму и правде". Еще один великий побудительный мотив - это любовь. Любите себя достаточно для того, чтобы оставаться на диете, потому что вы любите свое тело и хотите сохранить его здоровым. Более подробно об этом и других мотивах мы расскажем позднее, равно как и о способах исцеления от ощущения вины и возмущения. Исцеление от ощущения вины и возмущения? Прощение. Профилактика? Приятие. Лучшая причина, чтобы делать добро? Любовь. А если вы забудете что-то из этого, Главный Учитель окажется рядом за секунду до того, как вы собьетесь с курса, спрашивая мягко при первом начинающем возникать чувстве вины или возмущения: "Вы предпочитаете быть правыми или счастливыми?" И будет ждать вашего ответа.



Возвратитесь мыслями в те дни, когда вы учились в школе. Все мы помним, что случается с людьми, которые слишком много знают. И в действительности, как обстояло дело с детьми, которые задавали слишком много вопросов? Обычная отговорка измученных, переработавшихся учителей, которых со всех сторон осаждают слишком шустрые питомцы: "У нас нет времени, чтобы отвечать на все эти вопросы; дай Бог хоть как-то одолеть учебный план". Ныне на "почемучек" навешивают медицинские диагнозы, вроде "расстройства внимания" или "гиперактивности", а затем пичкают их риталином и прочими сильнодействующими лекарствами. Если бы юный Леонардо жил в наши дни и ходил в начальную школу, его наверняка бы лечили от "школьных болезней".Хотя все мы пришли в жизнь с той же ненасытной любознательностью, какая была свойственна Леонардо да Винчи, многие из нас, едва начав посещать школу, быстро приучаются к тому, что ответы гораздо важнее, чем вопросы. В большинстве случаев, обучение отнюдь не развивает в нас пытливости, умения находить удовольствие во всякой двойственности и неопределенности, а также умения задавать вопросы. Единственный навык мышления, который поощряется в школе, - это умение вычислить "правильный ответ" - то есть ответ, исходящий от учителя как человека, наделенного реальной властью. Этот стандарт неукоснительно выдерживается на всех стадиях обучения, вплоть до университета и аспирантуры, особенно в тех случаях, когда профессор собственноручно пишет текст лекций. (Не так давно был проведен классический эксперимент с целью выяснить эффективность университетского образования. Свежеиспеченным специалистам, которые месяц назад с блеском сдали выпускные экзамены и удостоились диплома с отличием, было предложено повторно сдать те же самые экзамены; а в итоге все выпускники дружно потерпели неудачу. Психолог Лесли Харт весьма остроумно подытожила результаты этого эксперимента: "Финальные экзамены - это и в самом деле полный финиш!") Мы вполне готовы признать, что традиционный подход к образованию, основанный на льстивом преклонении перед властью, пресечении всяких вопросов и строгом следовании установленным правилам, в свое время принес нашему обществу немалую пользу, бесперебойно поставляя трудовые ресурсы для сборочного конвейера и стойкие кадры бюрократов. Но он не слишком годится для того, чтобы готовить нас к приходу нового Ренессанса.Жизнь Леонардо да Винчи представляла собой неустанное упражнение в творческом решении проблем самого высокого порядка. Принцип Curiosita дает вам в руки основополагающий ключ к его методу. Этот метод начинается со страстной любознательности и полнейшей открытости ума, а затем реализуется в потоке вопросов, которые мы задаем с самых различных точек зрения.Вы можете усовершенствовать ваши навыки решения проблем - на работе и дома, - если будете планомерно совершенствовать ваше умение задавать вопросы. Таким образом, для большинства людей центр тяжести радикально смещается: вместо настойчивых поисков "правильного ответа" - столь же настойчивое выяснение того, "был ли этот вопрос по-настоящему правильным" и "можно ли как-то иначе взглянуть на эту проблему".Для того, чтобы успешно решить проблему, часто бывает необходимо поменять или переформулировать исходный вопрос. Чаще всего вопрос можно сформулировать различным путем, а словесное его выражение оказывает огромное, зачастую решающее влияние на вашу способность находить приемлемые решения. Психолог Марк Браун приводит отличный пример того, как эволюция одного-единственного вопроса завершилась фундаментальным преобразованием целых человеческих сообществ. Вся жизнь кочевых племен вращалась вокруг вопроса: "Как добраться к воде?" Едва они начали задаваться вопросом: "Как сделать, чтобы вода сама пришла к нам?" - былые кочевники, по словам Брауна, сформировали оседлую земледельческую культуру.Некоторые люди любят размышлять над философской загадкой: "В чем смысл жизни?" Однако более практичные философы предпочитают задавать себе совсем другой вопрос: "Каким образом я могу наполнить смыслом свою жизнь?"...Давайте поучимся вместе с детьми подходить к их проблемам с любопытством и открытостью. Чем больше вопросов задаст сам ребенок - тем больше ответов он найдет (возможно, с вашей помощью, а возможно, вы найдете свои ответы с его помощью, "Устами младенца..."). И тем больше ответов станут вашим общим семейным достоянием.У каждого родителя бывает период, когда проблемы, связанные с детьми, встают достаточно остро. Очень часто это связано с системой школьного (и дошкольного) образования и воспитания, общей атмосферой в семье, степенью доверительности и дружбы Родителя и Ребенка. А сейчас в качестве упражнения на улучшение ваших взаимоотношений с ребенком и, соответственно, его взаимоотношений с Миром, мы можем вместе с Майклом Гелбом воспользоваться его исследованиями творческих принципов Леонардо. Возьмите любой спорный вопрос, который периодически тревожит вас, любую проблему, связанную с воспитанием. Если, на первый взгляд, таковых нет - стоит поразмыслить над этой ситуацией. Возможно, наши дети считают иначе. - Е.Ш.Действительно ли перед нами спорный вопрос? Почему мы всегда делали это именно так, а не иначе? Стремитесь поднимать вопросы, которые никто еще не поднимал.Обозначьте в своей записной книжке какую-нибудь проблему или спорный вопрос, который причиняет вам больше всего беспокойства в вашей личной или профессиональной жизни (в воспитании и во взаимоотношениях с вашими детьми), и спросите у себя: Какой? Когда? Кто? Как? Где? И почему?В чем состоит проблема или спорный вопрос? Какие предвзятые мнения, предубеждения или навязанные извне понятия могли повлиять на мое восприятие этой проблемы [или спорного вопроса]?Что случится, если я буду ее игнорировать? Какие возможности я, вероятно, упустил из виду? Какие новые проблемы могут возникнуть, если я попытаюсь решить эту проблему? Какие метафоры и параллели с природными явлениями могли бы дополнительно разъяснить эту проблему?Когда это началось? Когда это обычно случается? Когда этого удается избежать? Когда начнут ощущаться последствия этой проблемы? Когда эту проблему нужно решать?Кто об этом заботится? Кто от этого страдает? Кто это создал? Кто стремится это увековечить? Кто поможет разрешить эту проблему?Как это случается? Как я могу получить более объективную информацию? Как я могу взглянуть на это с непривычной точки зрения? Как это можно изменить? Как я узнаю о том, что проблема решена?Где это обычно случается? Где это началось? Где я это проглядел? Где еще такое случалось?Почему это важно? Почему это началось? Почему это продолжается? Вам нужно без устали спрашивать: почему, почему, почему, почему, почему... И лишь тогда вы доберетесь до сути вопроса.... И лишь тогда мы перебросим мостик к новому циклу вопросов, указывающих пути к решению проблемы: Как? Каким еще образом? Зачем? Для кого? Кем будет ощущать себя ребенок, если...?CURIOSITA для РОДИТЕЛЕЙЧто можно сделать, чтобы не дать угаснуть естественному леонардовскому любопытству ваших детей? Для начала, вообразите себя в роли ученика: пусть ваш ребенок послужит вам примером для подражания. Таким образом, вы вернете себе давно утраченную душевную открытость и пытливый склад ума. Если вы сами по-настоящему глубоко проникнетесь той душевной чистотой и энтузиазмом, которые свойственны вашему ребенку в его подходе к учению, и научитесь "проживать" их вместе с детьми, вы добьетесь гораздо больших успехов в пестовании этих драгоценных качеств. Разумеется, ваш ребенок своими безостановочными вопросами будет испытывать ваше терпение; но если ваше сердце открыто, вы найдете в себе необходимую стойкость. Будучи прилежным учеником собственных детей, вы сможете стать для них своего рода тренером в освоении трудного искусства Curiosita. Научите их использовать подход "что, когда, кто, как, где, почему" ( Зачем? Для Кого?) и непосредственно применять его для творческого решения проблем. Пусть ваша жизнь проходит под знаком человеческого величия: выбирайте "гения месяца" и обсуждайте разнообразные вопросы, которые занимали великие умы на протяжении многих столетий. (Для начала я горячо рекомендую вам "месячник Леонардо"! Например, посетите вместе с детьми передвижную выставку под названием "Леонардо и век изобретений", сходите в музей или просто посмотрите вместе с ним книги, иллюстрации, расскажите о том, как жил и творил этот художник. Таким образом, ребятишкам представится прекрасная возможность на собственном опыте познакомиться хотя бы с некоторыми из удивительных открытий маэстро.) Поощряйте ваших детей задавать как можно больше вопросов. Когда ваши ребятишки возвращаются домой после уроков, спрашивайте у них: "Какие вопросы ты задавал сегодня в школе?"В качестве примера - маленькая контрольная для родителей по подготовке к школе:· Испытываете ли вы радость от приготовлений к новому учебному году, разделяет ли ребенок эту радость с вами - и разделяете ли вы его радость?· Как вы можете создать праздничную атмосферу, с помощью каких совместных действий, поступков?· Какими словами, особенностями общей атмосферы, настроения вы передаете своему ребенку Надежду и Веру в собственные силы, одним словом, как вы формируете его установки на будущее отношение к учебе?· Насколько ваши "оценки" будут зависеть от "оценок", получаемым ребенком в школе? Если ребенку поставили двойку, ставите ли вы ему двойку и от себя лично - или стараетесь ободрить и найти спокойную последовательность конкретных действий?· Ошибки в процессе учебы неизбежны - чему мы учимся на ошибках ребенка, чему и как учится он?· Мы дарим цветы учителям - как часто мы дарим в этот день цветы или что-то очень желанно-"бесполезное" своим детям, если праздник Знания - действительно Праздник? Дарим "авансом" - за будущие заслуги? :-) Или просто потому, что Знать и Творить - безумно интересно и радостно, особенно вместе :-).Успехов в этом всем нам!


Как можно описать жизнь среднестатистического человека? Скажем, по знаковым событиям: родился – женился – родил – умер. Или, допустим, по достижениям: ходил в детский сад – закончил школу – начал курить – вылетел из института – начал бизнес – заработал – погорел – сел – вышел – начал все сначала – не получилось. Или, может быть, по географическим местам: город N-ской губернии – Москва – Сочи – Париж – Каир – Сингапур – Москва – кладбище города N-ской губернии.Тысячи людей имеют схожие знаковые события, но почему же каждый человек уникален? Что, в конце концов, делает его индивидуумом, отличным от других людей? Возможно, это набор индивидуальных переживаний, уникальных реакций на пережитые состояния, которые сами по себе не уникальны, а присущи и пережиты многими.Как говорят современные философы, психологи и физики, занимающиеся квантовой механикой, переживаемые человеком состояния, его взгляд на мир, – отражение его собственной природы, его «Я».Не секрет, что реакция мозга человека на внешнее воздействие зависит:от качества и свойства рецепторов (уха, глаза, языка),от свойства системы обработки нервного сигнала, прошедшего от рецептора до мозга.О том, что представляет собой само внешнее воздействие, каково оно на самом деле, человек не может сказать ничего. В нем просто не существует таких механизмов, органов, ощущающих мир извне.Можно поспорить, что есть такое понятие как экстраполирующая функция мозга, аналитический разум и т.д. Но при ближайшем рассмотрении все это лишь продолжение работы нервной системы, которая для облегчения восприятия нового строит на основе старых реакций предположения. Если принять все вышесказанное во внимание, то становится понятным, почему люди склонны «кроить все под себя» и искать себя в другом человеке для того, чтобы сделать его приятелем, другом или любовником.Средний человек, смотря на мир, смотрит как будто в зеркало: он замечает только свое отображение в нем. Поэтому и совершенно логичны различия мироощущения людей в зависимости от смены внутренних состояний: мне плохо – и весь мир катится в тартарары, мне хорошо – и все вокруг поет и танцует, даже если при этом ближнему видится все наоборот.Ближнего здесь, грубо говоря, «вообще не стояло». «Ты кто такой?» – звучит в каждом из нас по отношению ко всем ближним и дальним вечный вопрос Паниковского. Действительно, кто такой этот другой человек, если он – не я, если он отличен от меня? Если я не нахожу в нем ничего общего с собой? Может, его проще убить, как большого паука, который не вызывает никаких ассоциаций с собой, а, соответственно, и привязанности? Но ведь так и убивали и убивают сейчас всех «иных», не своих, инакомыслящих, врагов и т.д. и т.п.К чему об этом говорить, если механизм изначально заложен в человеке самой Природой? А к тому, что существует и альтернативное состояние – «человек-окно», состояние, в котором находились мудрые, развитые люди. Такие люди видели в других людях не свое отображение, а что-то новое, прекрасное и расширяющее внутренний мир. После себя они оставили человечеству надежду на то, что есть выход из «зеркального заточения». Они говорили о том, что если человек приложит определенные усилия, то поймет, что все в Природе действует согласно закону отдачи, закону Альтруизма. Природа по своей сути симбиотична и полностью построена на взаимозависимости. Осознав этот закон, человек становится «человеком-окном», сквозь которого в темный мир других входит свет, или просто – человеком.


Карл Густав Юнг, основываясь, как и все психиатры-клиницисты в то время, преимущественно на практическом консультировании, выявил характеристики, которые, по его мнению, являются определяющими в личности и поведении человека. Задумываясь над взаимодействием человека с окружающим миром, с информацией, которую он получает из этого мира, и над способом получения этой информации, Юнг пришел к выводу, что данными процессами управляют следующие характеристики:

Экстраверт-интроверт — свойство, определяющее, как сопоставляет человек внешний и внутренний мир; Сенсорик-интуит — способ познания и получения информации; Логик-этик — предпочтение объективных закономерностей или межличностных отношений; Рационал-иррационал — предпочтение ситуативной или стратегической реакции на изменения окружающего мира. Необходимо заметить, что Юнг сам поначалу строил на пересечении этих 4 характеристик некоторые человеческие типы. Впоследствии в своем предисловии к аргентинскому изданию "Психологических типов" (1934 г.) он назвал подобный вид классификации "не чем иным, как салонной детской игрой". Юнг считал каждого человека носителем индивидуальных, свойственных только ему особенностей и черт личности. "Чистых типов не бывает" — именно его слова.

Тем не менее, своей популярности соционика обязана именно четкой классификации типов людей. Кроме, непосредственно, создательницы соционики, уже упоминаемой нами, большое участие в развитии этого направления принимал ее коллега, польский психиатр А. Кемпинский. Он уподобил информационное взаимодействие человека и окружающего мира биологическому процессу обмена веществ. Назвав его информационным метаболизмом (ИМ), Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека.

А. Кемпинский ввел такой образ: "Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации".

Информационный метаболизм — это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Соционики придерживаются позиции, что на неодинаковое протекание этого процесса у разных людей влияют именно психологические типы Юнга. Соционические типы они по-другому называют типами информационного метаболизма.



© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика