Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Культура чувствКультура чувств — степень общественной развитости «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека. Чувства — продукт жизненного, общественного опыта личности, ее общения и воспитания. Человек, в т. ч. и его чувства, есть часть природы, но облагороженная культурой. Культура чувств позволяет , судить об общей культуре человека. Она показывает эмоциональное отношение человека к различным сторонам общественного бытия — к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к обществу в целом. Чувства любви, ненависти, доверия, подозрения, сочувствия, сострадания, ревности, зависти рождают симпатию или антипатию, стремление к общению или отказ от него.

Культура чувств нечто большее, чем просто соотнесение принятых в обществе правил поведения — этикета. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотношение поступка, как проявления нравственного чувства, с интересами другого человека. Недостаток культуры чувств, выражаясь в бестактности, грубости или демонстративном равнодушии, не только портит настроение окружающим, но и имеет серьезные социальные и нравственные последствия, разобщая людей, которые соединены друг с другом общими целями и идеалами.

Культура чувств помогает избежать конфликтов на службе, в семье, во взаимоотношениях с людьми. Она включает: самоконтроль, деликатность, уважение, готовность пойти на уступки, терпимость, умение относиться к недостаткам друг друга не с едкой иронией, а с добродушным юмором.

Культура чувств — это умение различать красоту и безобразие, по-человечески любить, страдать и т. д. Здесь большую роль играют зрительные переживания, слуховые (способность улавливать интонации, подтексты и пр.).

Очень важна культура чувств в семейных отношениях. Ревность, отсутствие доверия, сочувствия разрушают любовь.

Забота и внимание друг к другу, стремление доставить любимому человеку радость, оказать помощь советом и делом, предупредительность и ласка — это и есть любовь. Ведь душевное состояние, физическое влечение супругов друг к другу создаются из полутонов, нюансов настроения, зависящих от множества причин, может быть, не столь значимых в отдельности, но очень важных в сочетании. Умейте создавать и сохранять в брачной жизни тот накал супружеских чувств, которые делали бы жизнь разнообразной, интересной, насыщенной. Конечно, трудно завоевать любовь, но еще труднее ее удержать.

Культура чувств достигается воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах, посредством знакомства с искусством. Культура чувств позволяет судить об общей культуре, воспитанности человека.



Когда проходит любовь"Ты мне не снишься, я тебе тоже..."

Это приходилось переживать очень многим - завершение любви. И у всех это происходит по-разному. У каждого свой опыт. Для одних это цепь острых страданий, у других любовь угасает постепенно, незаметно. И вот уже тот, кто совсем недавно сгорал от страсти, с удивлением отмечает: "Ты мне не снишься, я тебе - тоже".

Пожалуй, это самый лучший вариант, когда разлюбили оба, одновременно, постепенно. Любовь терять жалко, жалко думать и понимать, что все прошло. Но это, по крайней мере, не настолько болезненно.

Не так давно мир облетела книжка французского писателя Фредерика Бегбедера "Любовь живет три года". И как же много людей ухватилось за эту фразу, за этот срок, заранее готовясь к тому, что счастье не продлится более трех лет, а потом его нужно заменить, обновить, как меняют автомобиль.

Конечно, речь здесь не идет о тех счастливцах, которые полюбили раз и навсегда. Поговорим о тех, кому довелось потерять любовь и о тех, кто находится на грани жизненной драмы. Любовь - это как танго, которое, как известно, танцуют вдвоем. Танец любви прекращается при таких вариантах: "разлюбил он", "разлюбила она", "разлюбили оба".

"Больно мне, больно, не унять эту злую боль"

Это описано в стихах и прозе, об этом сняты фильмы и спеты песни. Даже самому циничному, закаленному и сильному человеку это больно. Крах в любви ударяет по всем чувствам, в том числе и по самолюбию. Хотя именно в этот момент у человека обычно не находится сил, чтобы анализировать ситуацию, просто земля уходит из под ног.

Больно. Но такую боль в большинстве случаев лечит время. Сколько времени понадобится, чтобы боль ушла и можно было воспринимать пережитое без боли, лишь только с точки зрения пережитого опыта? Все зависит от личности и того, как складываются обстоятельства: кто-то годами носит в сердце занозу, теряет доверие к противоположному полу, кто-то через пару недель пускается в новое любовное приключение.

И все же практика показывает, что в среднем на "выздоровление" уходит около восьми месяцев. Если время проходит, а легче не становится, то есть смысл записаться к психологу. Нельзя давать ушедшей любви портить жизнь, нельзя страдать прошлым.

Современная наука относится к любви совсем неромантично, объясняя ее наличием в организме особых гормонов. Сначала идет большой гормональный всплеск, затем вырабатывание гормонов постепенно угасает. Этим и объясняется угасание любви. Но станет ли нам от легче от осознания, что гормоны больше не вырабатываются?

"И вдруг погасли две звезды..."

Но действительно ли вдруг? Мало что может быть больнее слов "я тебя больше не люблю". Это нам известно настолько хорошо, что разлюбивший редко осмеливается сказать об этом прямо и сразу. И вот начинается двойная игра. Один боится сказать, а второй - боится догадаться.

То, что тебя больше не любят, заметить легко, но большая часть людей предпочитает не замечать и обманываться, гоня от себя эту боль, надеясь, что любовь вернется. Если речь идет о семейной паре, то этих людей к тому же связывают быт, дети, нежелание проблем с разводом, разделом имущества и жилья. И именно в такой период семейной жизни у многих начинается "парад измен".

Как поступить в этот период? Говорить ли об этом прямо: "Я больше не люблю"? Высказать ли свою догадку: "Ты меня больше не любишь!" Перемолчать, переждать? Рецептов нет. Известны случаи, когда семьям удалось пережить эти периоды отчуждения, угасания любви, а спустя годы, к старости вернуть эти чувства вновь. Не раз приходится слышать: "Все было в нашей жизни, измены, расставания, но спустя и 50 лет мы вместе".

Но хотите ли вы провести молодые годы в нелюбви, замалчивая измены и невнимание партнера, чтобы в старости "было кому подать чашку воды"? Решайте сами.

"А любовь как сон, стороной прошла"

Как сон. Ущипни меня за руку. Я хочу проснуться и чтобы ты снова стоял с цветами напротив моего подъезда, забрасывал меня смсками, глупыми и трогательными признаниями. Чтобы ты также улыбался, также радовался, глядя на меня, и даже ревновал. А теперь ты глядишь равнодушно, будто сквозь меня. Я пытаюсь тебе дозвониться, ты сбрасываешь звонки. Я хочу тебя рассмешить, растормошить, вытащить на свидание, но тебе некогда, ты занят, ты избегаешь меня. А помнишь, как мы ездили с тобой на море, как мы сидели по ночам на пляже и низкие звезды нависали над нами, и волны шелестели у самых ног.

Как пережить стресс, через который приходится проходить тем, кого разлюбили? Просто надо заранее знать, что окончание любви - это не окончание жизни. И не надо внушать себе "Я не могу без него жить". Нужно суметь, научиться раскладывать свои чувства на составные: вот обида, вот разочарование, вот ревность, вот нежелание терять, вот злость. Это не просто, но это возможно.

Попробуйте понять, такое происходило не только с вами, это почти повсеместный жизненный опыт. Он вам нужен, чтобы стать сильнее.

"...непостоянная у них любовь"

Разлюбил. Ушел. Бросил. История повторяется, а переживания современной женщины также сильны, как и чувства какой-нибудь мифологической героини. Обида, ревность и недоумение гложут сердце так же, как и века назад. С одной стороны, женщины слишком много чувств вкладывают в отношения, с другой - теряют бдительность со временем. Особенно часто так бывает, когда много сил потрачено на завоевание объекта любви.

В любом случае стоит задуматься о том, что так точно изложено в известной книжке о женщинах, которые любили слишком сильно. Настолько сильно, что всю свою жизнь, все свои планы "выстраивали" на любви. А когда любовь уходила, планы рушились до основания.

Если вы пережили крушение любви раз, потом второй, третий, то, может быть, пора задуматься, а не относитесь ли вы к тем, которые любят слишком сильно. И еще, а можно ли человека, который вас разлюбил заставить остаться с вами? Конечно, способы есть: шантаж, манипуляции, угрозы или притворство. Возможно, они помогут. Но станете ли вы от этого счастливее? Не лучше ли попробовать сначала и с другим?

"...черешней скороспелою любовь ее была"

В обществе бытует мнение, что мужчина чаще виноват в том, что любовь проходит. Что мужчины грешат изменами, уходами, что их любовь заканчивается раньше, чем женская.

Так ли это? На самом деле, женских измен ничуть не меньше, также как и женщин, разбивающих сердца мужчинам. Закрутить роман ради интереса, просто потому что понравился или потому, что скучно - на это способно немало девушек. Конечно, в такие моменты они не понимают, что портят жизнь и себе. Сначала скороспелая черешня-любовь, а потом и старуха у разбитого корыта - увы, этот путь не такой уж длинный, как представляется многим.

Хотя приходится признать, что легкомысленной девушке жить легче. Ведь любой признает, что хозяином положения в игре остается тот, кто любим, а не тот, кто любит.

"И никому нет дела, что от меня уходишь ты"

Любовь закончилась, но история продолжается. Сценариев развития сюжета бывает несколько. Люди разлюбили друг друга и:

  • остались вместе, потому что так удобнее и не хотят признать, что любовь ушла
  • разошлись, но остались друзьями
  • разошлись, но остались врагами

Какой бы вариант не сложился у вас, вам будет легче, если ситуацию контролировать будете вы. В таком случае рано или поздно вы сможете принять верное решение. Даже если вы будете советоваться с друзьями, родителями или психологом (а конец любви пережить с "группой поддержки", конечно, легче) вы должны сознавать, что по большому счету, все решаете только вы. Попробуйте понять, что не стоит изводить время впустую. Те, кто умеет вовремя уходить, выигрывают.

"Что тебя заставило забыть мелодию любви"

"Такая любовь не заканчивается", "буду любить тебя всю жизнь", "ты навсегда моя", "ты до конца жизни мой" - когда люди произносят эти слова, они чаще всего искренне верят в них. Очень мало кто коварен настолько, чтобы лгать при объяснении в любви. Но только не забывайте, что для одних людей слова - это квинтэссенция, это сокровенное признание, это большой душевный труд.

А для других - слова это только слова. Они произносят их искренне, душевно, но слишком легко и легко их забывают. Такого человека поймать на слове очень трудно, он всегда сможет объяснить, почему тогда он сказал эти слова и почему теперь они для него ничего не значат.

Психологи признают, что ни один человек не может поставить мысленно себя на место другого: мы на все смотрим с позиций собственного опыта, а он у всех разный. Вы будете настаивать, что ваш возлюбленный забыл "мелодию любви", а он вам, возможно, ответит, что не забыл, просто мелодия закончилась.

"Прощай, ничего не обещай..."

Любовь, закончена. Стоит ли напоследок выяснять отношения или лучше молча собирать чемодан? Нужно ли возвращать назад подарки, рвать фотографии? Кто должен уходить первым? Каждый человек дает свои ответы на эти вопросы и вы можете поступить так, как вам покажется удобным. Пожалуй, самое главное в этом - не терять чувство собственного достоинства.

Не стоит бесконечно задавать себе и другим вопрос "почему?" Лучше на некоторое время оставить его открытым. Пройдет пара лет и вы сами сможете ответить на него довольно точно, но для этого придется осмыслить то, что случилось. А пока что просто прощайтесь.

Нет сомнений, что тем, кто за время отношений заключил брак, родил детей, придется сложнее. И пресловутый штамп, возможно, даже поможет людям примириться, простить друг друга и остаться вместе. И все же в наше время люди перестали бояться разводов и не хотят смиряться. Не будем оценивать, хорошо это или плохо, это реалии нашей жизни.

Значит ли все изложенное выше, что вечной любви не существует или она очень скучная? Этот вопрос тоже из тех, на которые приходится отвечать самостоятельно. Помните просто, что с годами и с получением опыта мы становимся терпимее, сильнее, и очень часто скоротечным страстям предпочитаем ровные стабильные отношения, которые не заканчиваются. И кто сказал, что именно это не есть настоящая любовь. И не верьте песне, сады в душе цветут совсем не один раз...



Мимика и нейрофизиология эмоцийЗначительная часть имеющихся экспериментальных данных говорит о том, что фундаментальные механизмы эмоционального поведения, в том числе мимики, расположены в филогенетически старых отделах мозга, то есть в тех его частях, которые в ходе эволюции возникли первыми. Наиболее молодой отдел мозга (неокортес) завершает окончательное формирование этой реакции, что приводит к возникновению субъективного переживания или осознанию эмоции.

Тесная связь между эмоциями и выражением лица, значение этой связи для развития человека и социального общения хорошо известны. Тем не менее до сих пор остается неисследованной роль обратной связи «лицо—мозг» в нейрофизиологических механизмах эмоций. Дарвин часто говорил о мимике как о результате или сопровождении эмоций. И тем не менее он недвусмысленно высказал мысль о том, что мимика способна контролировать и регулировать эмоциональное состояние. «Свободное внешнее выражение эмоции усиливает ее. С другой стороны, подавление (пока это возможно) всех внешних проявлений смягчает наши эмоции».

В нормальных условиях мимическое выражение и импульсы, идущие от мышц лица к мозгу, предшествуют появлению специфического эмоционального состояния, которое в конечном итоге формируется в коре головного мозга нервными импульсами, идущими от лица. Мимические движения могут быть слишком быстрыми для того, чтобы их увидеть невооруженным глазом (это было установлено анализом моментальных снимков лица). Эмоциональное переживание может возникнуть через внутреннюю нервную «модель» выражения лица, соответствующую данной эмоции.

Серия проведенных экспериментов частично подтвердила гипотезу о том, что мимика может вызывать эмоциональное переживание. В одном из экспериментов испытуемых просили произвольно сокращать отдельные мышцы лица таким образом, чтобы в конце концов они, сами того поподозревая, воспроизводили мимическое выражение гнева. Впоследствии участники эксперимента говорили, что они испытывали нечто, напоминающее гнев. Разница между интенсивностью их эмоционального состояния до и после имитации мимического выражения гнева оказалась статистически достоверной.

В следующей серии экспериментов ставилась обратная задача: изучалось, как влияет уменьшение мимики на различные стороны социального поведения макак-резусов. Выражение эмоций было нарушено специально проведенной операцией, однако полностью не исчезло. Опыты ставились па нескольких парах взрослых обезьян, небольших группах обезьян и молодых детенышей, прооперированных в трехнедельном возрасте и наблюдаемых в манеже, вмещающем две пары «мать — ребенок». Результат не замедлил сказаться: почти полное устранение мимики привело к усилению агрессивности, снизились голосовые реакции и игровая активность, уменьшилась взаимная чистка шерсти животными. Были и отдаленные последствия опыта: ослабли эмоционально-положительные контакты животных, появилась неустойчивость групповой организации, о чем свидетельствовали частые изменения ее иерархической структуры.

Сознательное вызывание эмоций и соответствующей им мимики — еще одна область исследований, которой до сих пор уделялось мало внимания, несмотря па давние замечания Чарлза Дарвина о том, что мимика может быть использована для усиления положительных и ослабления отрицательных эмоций. Нейрофизиологи установили, что новая кора у человека и обезьян может регулировать выразительные движения или влиять на них. Однако не было получепо ответа па вопрос, может ли кора больших полушарий полностью предотвратить всякую активность экспрессивных мышц, иначе говоря, проявление мимики у переживающего ту или иную эмоцию.

То, что эмоции могут вызываться произвольно, было продемонстрировано в ряде лабораторий. В частности, мои исследования 1972 года показали, что испытуемые, которых просили вспомнить ситуацию, вызывавшую у них определенные эмоции, говорили о повторном возникновении эмоции, причем усиливалась активность лицевых мышц, участвующих в ее выражении.

Профессор П. В. Симонов провел серию аналогичных исследований (1962 год) с профессиональными русскими актерами, обученными по методу Станиславского, который считал внутренний контроль за эмоциональным состоянием важным элементом мастерства актера. Вот суть опыта. Актеров просили мысленно представить себе определенные эмоционально окрашенные ситуации или в других случаях, самим придумать соответствующие сцены. В этот момент регистрировались ритм сердца, электрическая активность мозга, показатели кожных потенциалов — частота сердцебиений повышалась, существенно изменялись электроэнцефалограмма и кожные потенциалы. В ряде случаев наблюдались четкие изменения выражения лица, хотя мимические реакции специально здесь и не исследовались.

Зачем нужны эти и другие подобные им исследования? Изучение подсознательных мимических движений, которые обычно сопутствуют эмоциональному напряжению человека, исследование произвольного контроля за мимикой лица в первую очередь имеют большое значение для нейрофизиологических теорий эмоций и для теории межличностного общения. Чтобы более глубоко проникнуть в суть человеческого поведения, необходимо изучить, каким образом мимика может воздействовать на других людей. Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.



Психология цвета«Все живое стремится к цвету» — так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно, наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветовых форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи, снова и снова обращаясь к проблеме цвета, пытались ее решать — каждый по-своему, чаще на ощупь, интуитивно. У колыбели цветоведения стояли величайшие умы человечества — Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время — И. П. Павлов, С. И. Вавилов и многие другие.

В 1876 году итальянский врач-психиатр Понза выдвинул гипотезу о том, что цвет может существенно менять состояние больных. Он наблюдал, как в психиатрической клинике больные быстрее выходили из состояния депрессии, если их помещали в красную комнату, а беспокойные больные успокаивались в синей комнате.

Уже в средние века использовали своеобразное предостерегающее значение желтого цвета (его не спутаешь с другим цветом, и он хорошо заметен издали). Для того, чтобы изолировать прокаженных от общения со здоровыми людьми, их одевали в одежду ярко-желтого цвета. В желтый цвет окрашивали карантинные отделения больниц. Да мало ли других примеров использования цвета хранит история: люди старались использовать на практике огромные возможности цвета, эмпирически постигая его немалую роль в повседневной жизни. «Много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит»,— писал в 1756 году наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, внесший большой вклад в науку о цвете.

Яркое, живое описание основных цветов сделал Гете. Очерки гениального мыслителя, посвященные анализу основных цветовых оттенков, представляют несомненный интерес даже в настоящее время. Многие мысли ученого получили экспериментальное подтверждение, а его научные предвидения еще долго будут привлекать самое пристальное внимание специалистов.

Существует широко распространенное мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. До сих пор даже в специальной литературе господствует утверждение, что красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем и кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Недаром в очаровательной сказке Г. X. Андерсена «Гадкий утенок» только что появившиеся на свет утята первым делом стали разглядывать развесистые листья лопуха, и «...мать не мешала им», зная, что зеленый цвет полезен для глаз. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление, связанное с прикосновением к холодной воде, дыханием темной ночи. Этот перечень можно легко расширить.

Однако, как вполне справедливо утверждает известный американский психолог искусства Рудольф Арнхейм, ассоциативная теория в изучении цвета дает столь же мало, сколь и в других областях знаний. Воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования. Сегодня, к сожалению, еще нет ни одной исчерпывающей теории о физиологическом процессе восприятия цвета, которая могла бы объяснить все многообразие вопросов, связанных с влиянием цвета на человеческий организм. Но усилиями различных специалистов наука о цвете продвинулась далеко вперед.

Исследователи установили, что зрение обладает удивительными качествами. Оно дает около 90 процентов всей информации о внешнем мире. Специалисты утверждают: за один-единственный день человек видит так много, что если все увиденное перевести на кинопленку, то ее понадобится около 19 километров. Глаз, вернее, его оптическая часть, имеет практически неограниченную воспринимающую способность. Через миллион волокон, каждое из которых способно передавать 20 сообщений в минуту, поток информации поступает в мозг человека. Из всего обилия информации в сознании отфильтровывается наиболее важная часть.

Изображения внешней среды фокусируются на сетчатке — своеобразном экране, состоящем из чувствительных нервных элементов, расположенных на задней стенке глазного яблока. Исследователи полагают, что в сетчатке глаза существуют три типа специальных приемников излучения. Одни обладают наибольшей чувствительностью в синей, другие в зеленой, третьи в красной зоне спектра. Любые излучения обычно одновременно воздействуют на все три цветоощущающих приемника глаза, а затем в виде определенных электрических импульсов, подвергающихся сложной трансформации, поступают в мозг и вызывают конкретные цветовые ощущения.

Человеческий глаз способен различать до 300 различных оттенков ахроматического цвета, то есть белого, серого и черного, и десятки тысяч хроматических цветов (так называют все другие цвета) в различных сочетаниях. Специальными исследованиями установлено, что максимальное цветоразличение приходится на дневное время — на 13—15 часов, а минимальное — на 23—3 часа ночи.

Как и любой жизненный процесс, образовавшийся в результате многовековой эволюции вида, цветовое зрение было создано как своеобразный механизм взаимосвязи человека с природой. Оно вовремя предупреждало его об опасности, заставляло радоваться или страдать.

Современный человек постепенно окружил себя искусственной средой, весьма далекой от природы. Люди оказались отрезанными от естественных красок природы (особенно остро это чувствуют жители больших городов). Неожиданно возник цветовой голод, который настойчиво стали утолять, хотя порой и хаотично. Цвет стал проникать всюду — в наши жилища, производственные помещения, кинотеатры, на телеэкраны и т. п. Но за первой волной увлечения цветом раздались голоса ученых, призывающие к осторожности в цветовом оформлении искусственной среды обитания.

Однако представляет ли опасность цветовой дефицит или его излишек? О том, что вопрос этот важен, говорят хотя бы следующие примеры. В комнате, оклеенной обоями с большими красными цветами, вплотную к стене стояла детская кроватка. Как только малыша клали лицом к стене, он начинал громко плакать и плакал до тех пор, пока перед его глазами не помещали белый экран (наблюдения известного французского художника-декоратора).

А вот опыт, проведенный в Чикаго. Во время одного из официальных обедов, когда за столом, уставленным аппетитными кушаньями, завязался наконец непринужденный разговор, неожиданно изменилось освещение. С помощью специальных фильтров в потоке света остался только красный и зеленый цвета. На столе все стало неузнаваемым: сельдерей — ярко-розовым, бифштекс — сероватым, молоко — кроваво-красным, рыба — багровой, салат — грязно-зеленым. Разговоры и смех сразу прекратились, аппетит исчез, некоторые гости, почувствовав приступы дурноты, вынуждены были уйти — обед был прерван.

Здесь уместно напомнить, что яркий свет, как правило, возбуждает аппетит, пища кажется даже вкуснее (может быть, тем, кто хочет похудеть, лучше ужинать при тусклом свете). К этому можно добавить такой курьезный случай. Один предприимчивый владелец ресторана выкрасил обеденный зал в желтый и красный цвет. После этого торговый оборот заведения значительно увеличился — посетители ресторана непроизвольно стремились быстрее закончить еду и покинуть непривычную обстановку.

Да, люди стараются выбирать для себя привычное цветовое окружение. Оно имеет свою историю и подчинено вполне конкретным закономерностям. Например, жители сельских районов предпочитают яркие красные, оранжевые и синие цвета — такие цвета, которых в природном окружении не так много. И это можно понять: их глаз уже насыщен красками природы. Горожане же, напротив, оказывают предпочтение нежным краскам, распространенным в природе.

Конечно, цветовые предпочтения тесно связаны с социальными факторами, чертами характера человека. По-видимому, молодым людям (во всяком случае, в большей степени, чем пожилым) присуще стремление к ярким цветам, которые соответствуют их большей жизненной энергии и социальной активности. Видимо, для них, «ал цвет мил на весь свет». Если, ориентируясь на многочисленные экспериментальные исследования, расположить основные цвета по мере их предпочтения людьми, то получится приблизительно такая картина: голубой — фиолетовый — белый — розовый — пурпурный — красный — зеленый — желтый — оранжевый — коричневый — черный (здесь не учитывается мода на тот или иной цвет, которая меняется время от времени).

В своих экспериментальных работах известный шведский психолог Макс Люшер обнаружил, что люди, эмоции которых находятся под строгим самоконтролем, в выборе цвета отдают предпочтение синему и зеленому цветам и стараются избегать всевозможных оттенков красного. Это, в частности, проявляется в том, как люди одеваются, как они оформляют свои квартиры и, наконец, как настраивают цветной телевизор.

Биографы и исследователи творчества выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера неизменно упоминают об удивительном качестве музыканта. Он писал музыку только при красном свете. Видимо, поэтому его творческий энтузиазм очень напоминает ярко выраженное сверхвозбуждение.

Выдающийся русский психиатр и невролог В. М. Бехтерев, изучая влияние цвета на человека, устроил в своем доме несколько комнат с различной цветовой средой, где он работал, принимал пациентов, читал.

Характерная цветовая гамма любого художника также может быть соотнесена не только с темой и содержанием его произведений, но и явиться определенной информацией о чертах характера самого живописца. Например, смена «голубого периода» на «розовый» в творчестве Пикассо соответствует изменению настроения и тональности его картин в процессе художественного творчества.

В художественной литературе цвет присутствует как одно из выразительных средств. Для рассказов и повестей А. Грина характерны яркие, чистые, насыщенные цветовые тона, которые и у читателей вызывают такие же яркие и светлые эмоции. В творчестве Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина можно отчетливо проследить процесс постепенного вытеснения цвета по мере перехода к более зрелому творчеству. Исследователи Ф. М. Достоевского подчеркивают почти болезненное пристрастие художника к желтому цвету. Это желтые цветы, желтые обои, желтая мебель.

Говоря о влиянии цвета, следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера и восприимчивости человека и от целого ряда других факторов.

Например, под влиянием различных цветов у человека может возникать чувство тепла или холода, которое почти не отражается на температуре тела. Здесь интересен такой факт. Люди, находящиеся в комнате, окрашенной синей краской, будут ощущать прохладу, а в соседней, где та же температура, +15°, но где стены окрашены в оранжевый цвет, им будет тепло.

Коричневые и желтые тона цветового окружения способствуют укачиванию, особенно в самолете, а зеленые и голубые, как правило, могут успокаивать, а в некоторых случаях и предотвращать дурноту. Старые летчики рассказывают: когда кабины некоторых самолетов внутри были окрашены в желтый цвет, то даже опытные пилоты чувствовали себя значительно хуже. У них нередко появлялись симптомы «морской болезни».

Совершенно неожиданное применение нашел цвет на аэродромах. Хорошо известно, какую опасность для самолетов представляют птицы и летучие мыши. Они нередко являются причиной серьезных аварий. Оказалось, что к аэродромам их влечет яркий свет прожекторов, вернее, он привлекает насекомых, за которыми охотятся птицы и летучие мыши. И вот австралийские ученые, изучив экологическую обстановку на нескольких аэродромах, предложили поставить на прожекторах оранжевые фильтры. После этого количество пернатых в окрестностях экспериментального аэродрома сократилось на 30—40%. Объяснение простое: оранжевый цвет не так манит к себе насекомых, как белый. А вот черная одежда привлекает к себе различных мошек в 8—9 раз сильнее, чем оранжевая или зеленая. Особенно ярко это проявляется в тайге, где от этих насекомых буквально некуда скрыться. Они лезут в глаза, уши, нос, рот, забираются в волосы, кусаются. Значительно облегчает здесь положение яркий оранжевый костюм.

Сегодня цвет широко используют для стимуляции работоспособности, улучшения самочувствия и настроения людей. Для иллюстрации этого достаточно привести несколько примеров. Во многих санаториях и клиниках голубой цвет используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых состояний. Его часто и весьма удачно применяют для окраски спален, операционных и больничных палат. На одном из американских заводов цветопсихологи установили, что после того, как тяжелые черные ящики перекрасили в светло-зеленый цвет, они стали казаться намного легче. Только использование всех возможностей рационального цветового оформления на одном из чугунолитейных заводов в штате Висконсин (США) позволило поднять производительность труда в 2 раза, уменьшить прогулы, снизить количество бракованных деталей и т. п. Несмотря на то, что эффект от использования цвета за рубежом из коммерческих соображений часто преувеличивается, опыт показывает, что большая часть руководителей предприятий, обратившихся за помощью к цветопсихологам, удовлетворены результатами: возрастает качество выпускаемой продукции, растет производительность труда.

Среди важных функций цвета нельзя не упомянуть о его сигнальном значении. Этот факт знаком многим автолюбителям: дорожная статистика утверждает, что реже всего в аварии попадают автомобили желтого и красно-оранжевого цвета. Как показывают специальные исследования, водителям встречного транспорта желтые автомобили кажутся намного ближе к ним (на 4 метра), чем серые машины. Еще Гете указывал на знакомое нам ощущение, когда темная одежда делает человека более изящным, а желтый цвет создает иллюзию расширения и выпуклости. Именно поэтому лобовая часть железнодорожных поездов окрашивается в яркий оранжевый цвет, а путевые и дорожные рабочие надевают ярко-оранжевые жилеты. По данным американской статистики, введение так называемых «предохранительных» окрасок, обозначающих опасные места, отдельные производственные зоны и многое другое, способствует уменьшению несчастных случаев примерно на 50 процентов.



Как развить стрессоустойчивость?Сегодня слово «стрессоустойчивость» знакомо каждому человеку, который хоть раз просматривал вакансии на рынке труда.

Работодатели желают, чтобы соискатель обладал этим качеством, особенно если речь идет о руководящей должности или работе с клиентами.

Что же это за зверь такой – стрессоустойчивость?

Человек рождается с нею или нарабатывает в течение жизни? Попробуем разобраться.

Стресс и стрессоустойчивость

Не секрет, что стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. При этом совершенно не играет роли, сколько ему лет, где он проживает и кем работает. Откуда же стресс берется? По сути, это накопившиеся за какой-то период отрицательные эмоции. Начальник вызвал «на ковер»? Плюс один балл в копилку для стресса. Машина не завелась в мороз? Еще плюс один балл. Чем больше этих условных баллов, тем сильнее будет эмоциональный всплеск в будущем, причем по любому поводу!

Всем нам знакома следующая ситуация: в один момент на нас сваливаются, как кажется, все проблемы мира, начиная от неприятностей на работе и заканчивая пошатнувшимся здоровьем. Сначала вы, как стойкий солдатик, ломаете все преграды и отважно боретесь с проблемами. Потом у вас, что называется, опускаются руки. А дальше – стресс в чистом виде: вы бурно реагируете и на пролитый кофе, и на очередь в магазине, и на очередное «почему так?» вашего ребенка.

Руководитель среднего звена из Омска, как и доярка из села Кукуево-Петухово, испытывает отрицательные эмоции. Разница лишь в факторах, которые этот негатив вызвали, а также в размерах этого самого негатива. Можно ли избежать стрессовых ситуаций? Увы, нет. Можно ли не испытывать злость, обиду, разочарование и прочие не самые приятные эмоции? Также нет. А вот относиться к негативу по-другому – можно! Умение это делать и есть стрессоустойчивость!

Стресс и здоровье

Стресс, если с ним не бороться, неизменно приводит к появлению заболеваний. Многие замечали за собой такую странность: стоит перенервничать, как головные боли, бессонница, насморк, температура и прочие неприятности тут как тут. Почему это происходит?

Когда человек нервничает, в его организме увеличивается секреция кортизола. Этот гормон влияет на давление крови, метаболизм инсулина и глюкозы, содержание сахара, воспалительные процессы и иммунные функции. Большое количество кортизола повышает давление, снижает эластичность мышечных тканей, уменьшает плотность костей, подавляет функции щитовидной железы, а также не лучшим образом сказывается на иммунитете.

В народе говорят, что все проблемы со здоровьем – от нервов. И это чистая правда! Из-за стресса, и повышенного уровня кортизола в частности, человек становится более ослабленным, легко заболевает, может «заработать» себе высокий уровень холестерина, диабет и инсульт. Вот почему стрессоустойчивый, или, как еще говорят, толстокожий человек обладает, как правило, крепким здоровьем, реже болеет в пик ОРВИ и гриппа.

Развить стрессоустойчивость – а для чего?

Почему современному человеку стоит развивать стрессоустойчивость? Первая причина была названа выше: стрессоустойчивость не дает стрессу ослаблять организм. Вторая причина – с нею жизнь становится проще!

Благодаря стрессоустойчивости:

  • вы сможете выполнить поставленную перед вами задачу даже в условиях стресса - при отвлекающих внешних факторах (шуме, плохом освещении, холоде), прессинге со стороны окружающих (отвлекающих вопросах коллег, угрозах начальства, неустанном контроле каждого вашего шага);
  • вы будете выделяться среди прочих коллег – как уравновешенный и вдумчивый человек, как прирожденный лидер, который не боится проблем;
  • вас никак не заденут сплетни, критика и оскорбления посторонних - любые провокации, хамство и злословие вы будете воспринимать как пустой звук, что-то незначительное, не стоящее внимания;
  • вы с легкостью найдете выход в случае экстремальной ситуации (аварии, нападения, ограбления и пр.).
Первый урок стрессоустойчивости: анализ ситуации

Как ни странно, для того чтобы развить стрессоустойчивость, первое, что следует сделать, - научиться анализировать стрессовые ситуации. Необходимо задать себе следующие вопросы: «насколько серьезна проблема?», «как она повлияет на мою жизнь?», «могу ли я изменить ситуацию?».

Представьте: вы битый час стоите в уличной пробке, безбожно опаздывая на встречу. Вам станет легче от сетований на сломанный светофор, медленного регулировщика, плохую погоду, излишне веселого DJ на радио или на гудки таких же, как вы, раздраженных водителей? Вряд ли. Как бы вы ни ругались, каким бы богам ни жаловались, пробка не исчезнет за считанные секунды. Да и телепортироваться на место встречи вы никак не сможете. А теперь подумайте: стоит ли нервничать из-за ситуации, которую вы не в силах изменить? Стоит ли убивать тысячи нервных клеток на пустые переживания?

Условно стрессовые ситуации можно разделить на две категории: 1) те, которые вы можете как-то изменить; 2) те, на исход которых вы не властны влиять.

Допустим, причиной вашего стресса является работа: низкая зарплата, неудобный график, начальник-самодур. Нужно ли нервничать из-за этого? Зарплата от этого не станет выше, график – удобнее, а начальник – мудрее. Выход из данной ситуации – разговор с начальством об улучшении рабочих условий или поиск новой работы. Не надо нервничать зря, действуйте!

Другой пример: ночью неизвестные лица разбили лобовое стекло на вашей машине. Да, если бы вы ставили авто на платную стоянку, такого могло и не произойти. Да, камера наблюдения, установленная у подъезда, вполне возможно, помогла бы выяснить все обстоятельства дела. Но ничего уже изменить нельзя, а значит, следует думать о других вещах – ремонте машине, обращении к участковому. Гораздо продуктивнее переживать не о том, как плох этот мир, а о действиях, которые необходимо предпринять в данной ситуации.

Второй урок стрессоустойчивости: находим выход эмоциям

Доказано, что отрицательным эмоциям нужен выход. С этой целью в офисах Японии появились залы для «стресс-разгрузки». Они оборудованы тренажерами, боксерскими грушами, наборами дартс. Для чего? Любой японец, натерпевшись от начальства или клиентов фирмы, может прийти в такой зал, чтобы побоксировать грушу, представляя ее своим боссом или вредным клиентом. А на мишень в дартсе легко повесить фотографию соперника-коллеги или все того же начальника – как же приятно метать дротики в такое «яблочко»!

Увы, в России такие залы пока не получили широкого распространения. Но выход все равно есть! Ничто не мешает вам сделать из воска подобие куклы вуду и втыкать в нее иголки после особо напряженного разговора с начальством. Можно завести «ругательный» блокнот, в который вы будете записывать все то «хорошее», что вы думаете о клиентах/коллегах/руководстве – главное, прятать его подальше от посторонних глаз.

Боитесь навредить окружающим такими действиями? Что ж, тогда лучше отвлечься от работы на пять минут. И с пользой! Пройдитесь из одной части офиса в другую – даже такие физические нагрузки помогут отвлечься. Выйдете на свежий воздух и сделайте 7-10 глубоких вдохов и медленных выдохов. Разомните шею костяшками пальцев, легко помассируйте голову, начиная со лба и двигаясь в сторону затылка.

Чтобы не приносить негатив домой, рекомендуется «сбросить» его где-нибудь по дороге. Важно: не во время движения на автомобиле, не с помощью превышения скорости и дерзкого поведения по отношению к другим участникам движения, не на людях и животных! Лучше отправиться в спортивный зал или бассейн: полчаса бега на электрической дорожке, пара заплывов или боксирование груши – отличный способ забыть о проблемах и снять напряжение.

Третий урок стрессоустойчивости: выполняем упражнения

Развить стрессоустойчивость можно… играя!

Игры типа «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и столь модный в последние годы «КВИЗ» требуют от участников умения молниеносно принимать решения, думать четко и быстро. В ходе каждой из этих игр человек испытывает сильнейший стресс. Посудите сами: нужно быстро ответить на поставленный вопрос, выбрать один из ответов других участников, вспомнить исторические события, содержание книг и слова песен. А главное, все это в условиях ограниченного времени и при шуме – криках болельщиков, выкриках других членов команды. Нельзя забывать и о нервозности – ведь так хочется победить.

Еще одна замечательная игра для детей и взрослых – шахматы. Но не простые, а блиц, то есть с жестким лимитом времени на ход. За 30-60 секунд вам будет необходимо оценить ситуацию на доске, продумать возможные ходы и реакцию на них соперника – вот где стресс! Не любите шахматы? Пусть это буду шашки, бильярд или любая другая игра, которую можно провести в скоростном режиме.

Для тренировки стрессоустойчивости подходят любые групповые виды спорта. Взять, к примеру, хоккей. Никто не может предсказать, как поведут себя участники твоей команды, а также что покажут на льду соперники. Принимать решения и действовать приходится молниеносно, по обстоятельствам.

Четвертый урок стрессоустойчивости: заботимся о своем здоровье

В здоровом теле – здоровый дух. Если вы болеете, испытываете чувство голода, терпите головную или любую другую боль, любая мелочь покажется вам большой проблемой, заставит вас понервничать. Чем крепче будет ваше здоровье, тем менее уязвимы вы будете для стресса. А для этого необходимо правильно питаться, иметь под рукой препараты для лечения некоторых недугов (головной/зубной боли, растяжения мышц, диареи, отравления и пр.), а также тренировать тело.

Постарайтесь найти в своем напряженном графике место для пешей прогулки, занятий в бассейне или йога-зале. Йога (или любые другие практики дыхания) поможет вам расслабиться, восстановить силы, найти столь желанное после трудов праведных равновесие.

Пятый урок стрессоустойчивости: агрессии – нет!

Что делать в случаях, если на вас кричат? Как оставаться равнодушным в случаях, если вас оскорбляют, вызывают на агрессию? В таких ситуациях можно поступить так…

  • Оставить агрессора вместе с его гневом, например, выйти в другую комнату или отвлечься на выдуманный звонок по телефону. Даже минутная передышка даст вам возможность успокоиться и проанализировать ситуацию, а агрессору – остыть!
  • «Отключить» голову: представить, что между вами и вашим оппонентом выросла звуконепроницаемая стена, через которую к вам никак нельзя пробиться. Можно мысленно надеть на себя или агрессора стеклянный колпак, уменьшить крикуна до размеров блохи, представить его изображением черно-белого телевизора.
  • Рассмешить себя. Постарайтесь вспомнить смешную историю или анекдот, мысленно промурлыкайте вашу любимую песню, представьте агрессора в клоунском наряде или забавной одежде.


Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика