Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)В Европе средних веков никого нельзя поставить с ним рядом ни по объему разнообразных знаний, ни по талантливости, трудоспособности и гигантским творческим итогам»,— сказал о Ибн Сине видный специалист в области истории медицины профессор Б. Д. Петров.

Деятельность и труды Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценны, составили целую эпоху в истории мировой культуры.

Универсальность научных интересов Ибн Сины исключительна: философия и математика, астрономия и физика, химия и биология, медицина и фармакология, филология и лингвистика. До нас дошло 274 труда Ибн Сины.

Ибн Сина обогатил сокровищницу человеческого знания многими передовыми для того времени идеями и оказал громадное влияние на последующее развитие восточной и западноевропейской прогрессивной философии и науки. Он написал двадцатитомную философскую энциклопедию «Справедливость» и «Восточная философия». Но эти книги были потеряны еще при его жизни. Им помогли исчезнуть без следа исламские ортодоксы, считавшие их еретическими. Исключительно интересны дошедшие до нас философские произведения Ибн Сины «Книга исцеления», «Книга спасения» «Книга указаний и направлений», «Книга знания» и многие другие. Некоторые из них переведены на русский, узбекский и таджикский языки.

Использовав ценное наследие своих предшественников, Ибн Сина создал философию, ставшую в эпоху раннего средневековья вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего Востока. Историки философии уподобляют Ибн Сину его великому античному учителю Аристотелю. И не только по глубине и энциклопедичности знаний, но и по всему строю философской мысли, противоположному всякому догматизму и богословской схоластике. Более того, Ибн Сина критически отнесся к наследию Аристотеля, освободил его от многих платоновских идеалистических наслоений, внесенных восточными неоплатониками, и высказал новые, оригинальные, прогрессивные идеи. Материалистические тенденции аристотелизма в его философии нашли свое дальнейшее развитие.

Ибн Сина сумел преодолеть в философии груз идеалистических традиций ислама и выйти за рамки обязательных предписаний официальной религии и богословия. В противоположность религиозным легендам о сотворении мира Ибн Сина создает философскую систему, взявшую за основу происхождения мира «те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему». Ибн Сина верит в объективное существование материи, в ее бесконечность, несотворимость и вечность. Он стремится объяснить явления природы, исходя из ее собственных закономерностей. Сверхъестественная инстанция, по Ибн Сине, не имеет какого-либо влияния на события в природе. Бог осуществляет лишь первый толчок, после которого ему делать нечего — дальше мир развивается по своим собственным законам.

Благодаря своей смелости он совершил настоящий подвиг в науке. Далеко опередив свое время, великий философ писал:

За безбожье свое перед собой одним я в ответе.
Крепче веры моей не бывало на белом свете.
Но коль даже единственный в мире — и тот «еретик».
Значит, нет, говорю, правоверных в нашем столетье!

Ибн Сина собрал огромный фактический материал и разработал различные методы исследования в области минералогии, высказал глубокие мысли о составе и свойствах минералов, о причинах горообразования, происхождения вулканических явлений. По его гипотезе, вулканические явления связаны с рождением гор и землетрясениями. Причиной же горообразования ученый считал действие текущих вод, которые, прокладывая себе новый путь, сносили поверхность земли и намывали горы. Горы могли возникнуть, по его мнению, и в результате поднятия земли, или сильного землетрясения, или из осадочных пород.

Ибн Сина был известен и как лингвист, писатель и поэт. Он написал повести «Хайй ибн Якзан», «Соломон и Ибсал», «Рисала ат-Тайр», «Повесть о Юсуфе».

По словам востоковеда академика Е. Э. Бертельса, Ибн Сина для истории таджикской и персидской литературы — это незримый очаг подземного огня, питающий целую цепь огнедышащих вершин. Действительно, повесть Ибн Сины «Хайй ибн Якзан» в дальнейшем послужила основой для одноименного философского романа арабского писателя Ибн Туфейля, родившегося в 1110 году. (В русском переводе это произведение опубликовано в 1920 году.) А на мотив аллегории «Рисала ат-Тайр» («Птица») позднее были написаны произведения Фарирцддина Аттара и Алишера Навои.

Следуя своему великому предшественнику и учителю аль-Фараби, Ибн Сина выступал за государственное устройство с идеальным общественным порядком — без бездельников и ростовщиков, без духовенства и аристократии и других паразитических слоев. В государстве, говорил он, не должно быть, ни одного человека, который не занимал бы установленного для него места. Каждый должен заниматься каким-нибудь полезным делом. Человек не может удовлетворять свои личные потребности иначе, как в общении с другими людьми, в согласии с ними. Он не может жить вне общества. Живя же в обществе, люди не могут не сотрудничать. Но отношения между ними должны соответствовать нормам справедливости, установленным мудрым, любящим науку, справедливым государем. Однако, если законодатель несправедлив, замечает Ибн Сина, то «восстание против него оправдано обществом». Давать подробный комментарий этим смелым, глубоким высказываниям Ибн Сины нет необходимости.

Наиболее значительное творение, принесшее Ибн Сине мировую славу, — «Канон врачебной науки».

Советские ученые—востоковеды, историки, врачи — впервые в мире перевели и издали с глубокими научными комментариями полный «Канон врачебной науки» на русском и узбекском языках. Научная общественность страны получила возможность самостоятельно ознакомиться и оценить этот выдающийся памятник человеческой культуры — энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина не ограничился пересказом прошлого, он подверг его критическому разбору и пересмотру. Благодаря этому «Канон», став поистине новым этапом в развитии медицины, послужил основой для быстрого расцвета медицины, начавшегося в XVI—XVII веках.

Советский ученый, академик В. Н. Терновский считал, что «этот колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья и процветание человека. Величайшие памятники человеческого ума, к которым принадлежит «Канон», как факелы, освещают исторический путь, по которому идет человечество». Профессор Б. Д. Петров писал, что «Канон» — не только итог тысячелетнего развития медицины и знаний о природе, подведенный рукой философа-энциклопедиста и замечательного врача, «Канон» — это и новый этап развития медицины, и программа действий для последующих поколений, и во многом предвосхищение тех путей и достижений, для воплощения которых в жизнь человечеству понадобилось еще несколько столетий.

Каждая из книг «Канона» богата по содержанию, в каждой из них четко определена материалистическая направленность исходных позиций автора, основанных на опыте многих поколений и подкрепляемых собственными наблюдениями, каждая из них отличается исключительно рациональной системой изложения всех накопленных фактов. Так, учение о строении и деятельности организма у Ибн Сины правильно представлено как неразрывная и важнейшая часть медицинской науки. Ибн Сина относит его к категории знаний, которые «врач обязан доказывать в своей науке» и которые «врач должен исследовать при помощи внешних чувств и рассечения».

Изложение учения о строении и отправлениях органов в «Каноне» предшествует многим другим вопросам патологии и терапии. Такое расположение материала в нем отличается от многих других подобных сочинений предшественников Ибн Сины и идентично плану построения многих современных медицинских учебников и руководств. О строении и деятельности органов в «Каноне» приводятся обширные для науки того времени сведения. Таковы, например, данные о печени. Не углубляясь в детали представлений Ибн Сины о строении и деятельности печени и отсылая интересующихся к первоисточнику, отметим лишь, что признание Ибн Синой первенствующей роли печени в организме животного, понимание, что пища может быть усвоена тканями лишь после того, как она подверглась основательной переработке в печени и, наконец, его догадки о механизме желчеобразования более близки к современным знаниям, чем представления врачей и ученых XVIII и начала XIX века.

Многое из учения Ибн Сины о признаках и распознавании болезней пережило века и сохранило практическое значение и поныне. Важно, например, что при определении диагностического значения симптома Ибн Сина рассматривал его в комплексе с другими проявлениями болезни. Распознавание и правильная оценка различных признаков болезни, считал он, дают врачу возможность точно выбрать лечение, установить его прогноз и, наконец, добиться у больного глубокого доверия к своим действиям. Не потеряли ценности указания Ибн Сины о необходимости различать признаки по их значению: признаки ли это основного заболевания, сопутствующего ли («соучаствующего») или осложнения. В каждом конкретном случае они и определяют терапевтическую тактику врача.

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)

Ибн Сина у постели больной. Персидская миниатюра.

Имеют определенное историческое значение и взгляды Ибн Сины на жизнедеятельность организма. Фундамент этих его представлений составляло широко распространенное у разных народов древнее учение об основных простых элементах (земля, вода, воздух, огонь), первокачествах (горячность — холодность, сухость — влажность) и соках организма. В учении о соках Ибн Сина утверждал, что организм находится в теснейшей органической связи с внешней средой — через пищу, дыхание, климатические и другие факторы природы. Что единство, целостность организма, взаимосвязь всех его органов существуют именно благодаря постоянному движению соков и проникновению их во все части тела. В силу этого любую болезнь он понимал как общее страдание организма.

Ибн Сина признавал, что при заболевании возможны изменения и в жидких частях организма (в составе и качестве соков), и в плотных его структурах (морфологические нарушения, как говорим мы сейчас).

Причинами болезни он признавал только лишь различные внешние и внутренние сугубо материальные факторы. Демонические же, колдовские силы им полностью отвергались. В числе причин поражений печени он указывал, например, такие токсические факторы, как недоброкачественная пища, употребление воды из заболоченных мест, злоупотребление вином, пряностями, неправильное чередование некоторых видов пищи. Печень заболевает также, считал Ибн Сина, при расстройствах работы желчного пузыря и желчевыводящих путей желудка и кишечника, при нарушениях пищеварения, при различных лихорадках и отравлении животными ядами.

В рассуждениях о лечении недугов в «Каноне» Ибн Сина рассматривает болезнь с точки зрения общего страдания, динамичного, циклично протекающего процесса, различного по происхождению, течению, тяжести и прогнозу — в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия натуры (конституции) больного.

Наблюдения и опыт, материалистическое понимание причин здоровья и болезни, единства организма и внешней среды, отрицание астрологии и колдовства, признание психических факторов в возникновении болезни, указания на целительные силы природы и активную роль врача в восстановлении нарушенного здоровья человека н многое другое суть главное в медицинских взглядах Ибн Сины. Поэтому учение его живо в современной медицине и имя его бессмертно. Это был воистину выдающийся, разносторонне образованный врач-философ, энциклопедист, который мыслями своими и идеями, отраженными в его сочинениях, продолжает служить современности, помогает глубже и шире изучать мир.

«Канон врачебной науки» и «Даниш-намэ» (отрывки)

«Медицина прежде всего разделяется на 2 части: теоретическую и практическую. Каждая из этих [частей] является наукой и теорией. Однако та часть, которая особо именуется теорией, говорит только о воззрениях..., то есть это та часть, при помощи которой познаются натуры, соки, силы, разновидности болезней, их проявление и причины. Та часть, которая особо именуется практической, дает познание того, как производить процедуры и устанавливать режим, то есть это та часть, которая учит тебя, как сохранить здоровье при таком-то состоянии тела или же как лечить тело при таком-то заболевании». («Канон врачебной науки», кн. I.)

«Болезни бывают простые и сложные. Простая болезнь — это болезнь, являющаяся одной из разновидностей заболевания натуры или одной из разновидностей болезни сочетаний... А сложная болезнь — такая, в которой соединяются две из этих разновидностей или больше, сливающиеся в одно заболевание» (кн. I).

«...кто знает причины болезней, тот, конечно, сможет доставить все полезное для тела, заключая на основании противоположности. Действительно, такая медицина наиболее сообразна с природой. Например, голод есть болезнь, ибо все то, что приносит человеку тягость, называется болезнью. Какое же лекарство от голода? Очевидно, то, что утоляет голод. Но это делает пища, поэтому в ней и заключается лекарство. Так же точно жажду прекращает питье, переполнение же, в свою очередь, врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение, труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне и вредно, прибавление же недостающего» (кн. II).

«Знай, что нет ничего хуже, чем переедать... Чрезмерное перенасыщение при всех обстоятельствах, будет ли оно от еды или питья, приводит к смерти. В результате чрезмерного насыщения немало людей задохнулось и умерло» (кн. I).

«Канон врачебной науки»

«Не следует наполнять желудок в такой степени, при которой не остается места для дополнительной пищи, а надо переставать есть еще при наличии некоторого аппетита. Этот остаток аппетита является продолжением чувства голода, которое через незначительное время исчезает» (кн. I).

«Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями...

...Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении...

...Физические упражнения... усиливают способности к действию и способности к испытанию действия на себе. Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движения» (кн. I).

«Массаж бывает различным: сильным, который укрепляет тело, слабым, в результате чего тело смягчается, продолжительным, от чего человек худеет, и умеренным, от чего тело процветает...

...Массаж преследует следующие цели: уплотнение рыхлых органов, затвердение мягких, разрыхление плотных органов и размягчение твердых органов» (кн. I).

«Прощупывать пульс должны в такое время, когда человек свободен от гнева, радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягощающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни... Предварительно следует испытать пульс у уравновешенного человека с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс больного» (кн. III).

Способов распознавания состояния сердца, по Ибн Сине «...восемь: по пульсу, по дыханию, по сложению груди, по растительности на груди, по тому, каково тело на ощупь, по качествам нрава, по силе или слабости тела, а также по настроению человека».

«...поскольку сердце есть орган главенствующий, первый из всех главенствующих органов и важнейший из них, то решимость пользовать его лекарствами должна быть решимостью, опирающейся на великую рассудительность...» (кн. III).

«Знай, что если ты ошибаешься при лечении печени, твоя ошибка перейдет на сосуды и затем на все тело» (кн. III).

«Гнев сильно горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости...

...В итоге уравновешивания характера достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела».

«К числу необходимых для младенцев полезных средств для укрепления натуры относятся: во-первых, легкое покачивание и, во-вторых, музыка и песня, напеваемая обычно при убаюкивании. По степени восприятия этих двух вещей ребенком устанавливают его предрасположение к физическим упражнениям и музыке. Первое относится к телу, второе — к душе» (кн. I).

«Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, вызывает заболевание нервов, сакту и внезапную смерть».

«Питье вина детьми похоже на добавление огня к огню или добавление к огню сухих дров» (кн. I).

При лечении ангин «...своевременное полоскание горла уксусом, как только начнется опухоль языка или ангина, — одно из средств, разгоняющих опухоль и препятствующих [ее образованию] путем привлечения обильной влаги. Это также задерживает опухоль, которая едва образовалась. К подобным лекарствам принадлежат также квасцы, галлы, цветки гранатника и разваренные гранаты обоих видов; из них изготовляют лекарство для лизания. Молоко принадлежит к числу драгоценных лекарств в начале и в конце [болезни], ибо оно разгоняет опухоль, размягчает ее и успокаивает...» (кн. III).

«Нередко в горло вводят трубку, изготовленную из золота, серебра или чего-либо подобного, которая помогает дышать. Когда ангины усиливаются так, что лекарства не действуют, и [больной] убежден в своей гибели, то подающим надежду на спасение является разрез дыхательной трубки» (кн. III).

«Что же касается миндалин, то их подцепляют крючком и вытягивают наружу, насколько возможно это сделать, не вытягивая вместе с ними оболочек, потом режущим инструментом миндалины вырезают круговым разрезом выше корня, примерно на четверть [их] длины, предварительно перевернув сначала инструмент. Их вырезают одну, затем другую, предварительно приняв во внимание упомянутые [выше] условия, относящиеся к их цвету и объему. Когда отрезанное отпадает, то дают вытечь порядочному количеству крови, [больной] лежит лицом вниз, чтобы кровь не шла в горло, он прополаскивает рот остуженной водой с уксусом и вызывает у себя рвоту и кашель, дабы прочистить внутренность [горла], а после этого на [место отреза] кладут что-нибудь кровоостанавливающее, как, например, калкатар, квасцы и купорос, затем [больной] полощет горло тепловатым отваром уллайка с листьями мирта» (кн. III).

«Сарсам (менингит) есть острое воспаление или опухоль оболочек мозга; начальные симптомы этой болезни — головные боли, неспокойный сон и беспричинная угнетенность. По мере развития болезни наступает возбужденное состояние, страшные боли в голове и затылке. Иногда появляется кровотечение из носа и некоторое недержание мочи. Когда болезнь развилась, то всякая надежда на излечение становится тщетной. Лихорадка и психическое угнетение усиливаются, больной остается безмолвным и безразличным ко всему, что возле него происходит. Дыхание становится частым и неровным, однако сохраняет большие размахи, появляются общие и местные подергивания. Сон делается возбужденным и расстраивается галлюцинациями. Больной становится все более возбужденным, кричит и не выносит света. В конечном периоде болезни наступает паралич языка, развивается полная потеря чувствительности. Если к больному прикоснуться острием ножа, то даже при нажатии на него больной ничего не чувствует...» (кн. III).

«Знай, что название «флегмона» на языке греков означает всякое воспаление, затем так называют всякую горячую опухоль и затем — горячую опухоль, обладающую упомянутыми качествами и не свободную от воспаления вследствие задержания крови и закупорки пор» (кн. IV).

«...сила разума бесконечна и мыслимое им является бесконечным. Разум может воспринимать все, что угодно». («Даниш-намэ»).

«Противоположность каждого движения есть покой. Тело, которое движется в отношении места, или по количеству, или по качеству, или же в другом смысле, если оно движется равномерно, [то дойдет до такого] состояния, которое называется покоем». («Даниш-намэ»).

«Наука музыки состоит из двух частей. Первая часть — гармония, предмет этой части — звуки, в ней рассматривается их консонантность и диссонантность. Вторая часть — ритмика, предмет этой части — промежутки времени между звуками и удары, следующие друг за другом; в ней рассматриваются размер и отступление от размера. Цель обеих частей — создание мелодии». («Даниш-намэ»).

«В задачу сочинения мелодии входит и ее украшение. В основе лежит то, что мы уже говорили, когда рассматривали вопрос о сочинении мелодий. Украшения относятся как к звукам, так и к ритмам.

Из украшений, относящихся к звукам, можно назвать трель, смешение звуков, глиссандо и наложение...

Что касается украшений, относящихся к ритму, то они состоят или из увеличения, или из уменьшения по количеству или по числу. Умножение производится путем прибавления количества времени при замедлении движения — это то, что называется «чтением нараспев», сокращение по количеству времени называется «ускорением». Сюда же относится «растягивание» звука и его «укорочение».

Что касается увеличения или уменьшения по числу, то сюда относится уменьшение числа ударов при сохранении их времен — это называется «свертыванием». Если большие интервалы заполнить ударами, находящимися там потенциально, го это называется «умножением» — когда удары находятся внутри самого периода, «введением» или «поддержкой» — когда они находятся перед периодом, «переходом» — когда они находятся в паузе. Умножение предпочтительнее при тяжелых ритмах, свертывание — при легких. В обоих случаях неплохо придерживаться того же самого звука, но лучше заменять его вариациями» («Даниш-намэ»).

Академик К. Зуфаров, доцент Ю. Арзуметов.



вегетарианствоИноrда приходится слышать: «Мясо? Нет, мяса я не ем. Моя пища только растительная». Некоторые не очень строго придерживаются такой диеты, но немало и таких, кто относит себя к истинным вегетарианцам, как говорится, «в рот не берет» продуктов животного происхождения.

Во многих странах, особенно восточных, вегетарианство — дань религиозным верованиям. В Индии, например, человек, принадлежащий к определенной касте, даже умирая от голода, не выловит рыбу, не станет пить молоко, есть яйца, не говоря уже о мясе.

На Западе это часто дань моде. Существует «научное» направление, приверженцы которого считают, что организм человека и его пищеварительная система физиологически более приспособлены к питанию растительной пищей.

Употребление же легкоусвояемой животной пищи, утверждают эти «ученые», может привести к атрофии — ослаблению функциональной способности органов пищеварения и организма в целом. Наконец, в качестве основного аргумента ими выдвигается тезис о самоотравлении организма ядовитыми продуктами распада белков, образующимися при переваривании животной пищи.

Медики — специалисты в области питания относятся к вегетарианству отрицательно. Оно допустимо только исключительных случаях, как временная диета при каких-либо вынужденных ситуациях.

Известно, что растительные продукты достаточно богаты витаминами, солями и органическими кислотами, чтобы удовлетворить потребность в них организма. Но, например, для того, чтобы из растительной пищи получить кроветворные микроэлементы — кобальт, марганец, железо и медь,— необходима очень напряженная работа организма, вредно сказывающаяся на его нормальных функциях.

При питании только растительной пищей возникают существенные трудности и в обеспечении организма жиром. Ведь растительные продукты, за исключением масличных культур, чрезвычайно бедны жиром. Содержание жира в них не превышает 1-2%. А человеческий организм нуждается хотя бы в 60—70 граммах жира в сутки. Чтобы получить его из растительной пищи, нужно съесть примерно 5 кг растительных продуктов. Это нереально. Правда, многие могут возразить, что орехи, миндаль, соевые бобы, систематически включаемые в пищевой рацион, удовлетворяют потребность организма в жире. Чаще всего вегетарианцы едят обезжиренную пищу. В таких случаях происходит внутреннее (эндогенное) использование собственных жировых запасов. А это в конечном счете ведет к нарушению обмена веществ. Дело в том, что нормальным обмен веществ возможен, только если ежедневно вместе с пищей в организм поступают и жиры. При длительном безжировом питании организм теряет способность осуществлять обменные превращения избыточных количеств жиров и, таким образом, становится более восприимчивым к атеросклерозу.

При употреблении только растительной пищи нарушается и белковая полноценность питания. Ведь жизненно необходимые аминокислоты в нашем организме не синтезируются. Их очень мало и в растительной пище. Больше всего их в белках животного происхождения: молоке, яйцах, мясе, рыбе.

Как же объяснить, что некоторые люди длительное время (иногда в течение всей жизни) не едят животной пищи и вместе с тем нe гибнут от белковой недостаточности и истощения. По-видимому, это происходит путем большой перестройки и мобилизации всех внутренних возможностей организма. Во всяком случае, такой вариант растительного «существования» безусловно вреден.

Один из видов современного вегетарианства — так называемое сыроедение, то есть употребление продуктов только в сыром виде.

Сторонники сыроедения считают, что варить или жарить пищу (вообще подвергать ее любому тепловому воздействию) — только портить продукты, снижать их ценность.

Всякое модное течение находит своих почитателей. Те, кто обрекает себя на сыроедение, ставят организм в очень тяжелые условия.

Организму необходимо полноценное белковое питание, то есть белки животного происхождения. Вегетарианская же диета исключает их из рациона человека. Организм должен довольствоваться только растительными белками. А из сырых растительных продуктов извлечь белок еще труднее, чем из вареных, печеных или жареных. Препятствует этому извлечению клетчатка. Она настолько груба и так затрудняет переваривание сырой растительной пищи, что полезные качества этой пищи резко снижаются.

Хотя сыpые растительные продукты богаче многими биологически ценными веществами (например, витаминами, ферментами), но тем не менее наука о питании не может рекомендовать сыроедение как сколько-нибудь научно обоснованный метод длительного, постоянного питания. Речь может идти только о временном питании сырыми растительными продуктами (в сочетании с другими лечебными средствами) — при лечении тучности и некоторых других заболеваний.

В заключение необходимо отметить, что любые эксперименты над самим собой могут нанести вред здоровью. Прежде чем начать экспериментировать, следует обязательно посоветоваться с врачом-специалистом.

Профессор К. Петровский.



Казалось бы, сегодня практически все знают, что такое массаж. Однако, согласно результатам проведенного недавно в нашей стране опроса людей, которые страдают различными расстройствами в области позвоночника, только 27% больных прибегали для излечения или уменьшения неприятных симптомов к помощи медицинского массажа. Более 85% тех, кто получал массаж, сообщили о том, что этот метод им помог - как минимум облегчил страдания. Однако совершенно очевидно, что большинство больных воспользоваться массажем как лечебной методикой даже не думали. Дело в том, что большинству людей видна лишь верхушка айсберга - самая малая толика информации о воздействии массажа на организм: то, что массаж действует механически. Это понятно - массажист растирает, разминает, выжимает, растягивает, сжимает и смещает различные ткани тела, способствуя среди прочего усилению циркуляции лимфы, крови и межтканевой жидкости и удалению отмирающих клеток кожи. Механическое воздействие при массаже устраняет застойные явления в организме, усиливает обмен веществ и кожное дыхание. Только это лишь часть воздействия. Важная составная медицинского массажа, обычно известная лишь специалистам, - его рефлекторное и гуморальное воздействие. В первую очередь массаж оказывает воздействие на центральную и вегетативную нервную систему. Во время массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставных сумок, связок и стенок сосудов. Затем импульсы, вызванные этим раздражением, передаются в центральную нервную систему и достигают соответствующих участков коры головного мозга. Там возникает общая сложная реакция, вызывающая функциональные изменения в организме. Этот механизм был подробно описан в работах русского физиолога И. П. Павлова: любое раздражение нервных рецепторов трансформируется в сигнал, который по нервным волнам, как по проводам, бежит в центральную нервную систему и оттуда по другим "проводам" приносится к рабочему органу, преобразуясь в специфический процесс клеток этого органа. Таким образом, с помощью массажа можно управлять функциями различных органов. Проводя тот или иной прием, массажист вызывает совершенно определенную и предсказуемую реакцию организма пациента. И при правильном воздействии результат будет благотворным. Кроме этого, под влиянием массажа в коже образуются и поступают в кровь биологически активные вещества, тканевые гормоны, при помощи которых происходят сосудистые реакции, передача нервных импульсов и другие процессы. Под влиянием массажа происходит быстрое образование гистамина и ему подобных веществ, разносящихся током крови и лимфы по всему организму и оказывающих благотворное влияние на сосуды, внутренние органы и системы. В частности, действуя на надпочечники, гистамин вызывает повышенное выделение адреналина. Другое соединение, ацетилхолин выступает в роли активного посредника при передаче нервного сигнала с одной нервной клетки на другую, создавая тем самым благоприятные условия для деятельности скелетной мускулатуры, а также способствует расширению мелких артерий и улучшению дыхания. Все это в очередной раз доказывает, что с помощью массажа мы задействуем нашу «внутреннюю аптеку». Массаж помогает нам справиться с проблемами здоровья без лекарств, при помощи собственных резервов организма. Массаж – мощный инструмент в руках специалиста, позволяющий влиять на состояние пациента, - правда, результаты такого воздействия целиком зависят от того, в чьих руках этот инструмент находится.


Meals during Lent. Питание во время постаДля многих религий характерно соблюдение постов. Их назначение — духовное и физическое очищение верующих, поэтому во время постов люди должны не только полностью или частично отказываться от пищи, но и воздерживаться от различных мирских развлечений и плотских удовольствий. Особое значение в такие дни придается молитве. В этой статье мы расскажем о том, какие посты бывают и как нужно питаться в этот период.

1. Пост в православии

Количество постных дней особенно велико у православных. По учению православной церкви, пост «начался из послушания и благоволения к богу» еще в ветхозаветные времена. Образец воздержания дали верующим Иисус Христос и его апостолы, поэтому церковь называет посты «средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе» Христа.

Православная церковь делит посты на четыре категории: строжайший, сухоядение, ядение сварения и ядение рыбы. По церковному уставу во время поста прекращается употребление «скоромного» (мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц), но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, предписывается только сухоядение. хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот. С прекращением поста, или в «мясоед», употребление пищи не ограничивается. Больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление в строгости поста.

Всего православные ежегодно соблюдают четыре длительных поста. Сроки их проведения приурочены к христианским праздникам: Великий пост — к Пасхе; Петров пост — ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла; Успенский пост — ко дню Успения Божией Матери; Рождественский пост — ко дню Рождества Христова. Сведения о постах можно найти в любом церковном календаре, где даты указаны как по старому стилю — по юлианскому календарю, которому до сих пор следует Русская православная церковь, так и по новому стилю — по гражданскому, или григорианскому, календарю.

Великий пост

День Пасхи — переходящий праздник, поэтому и Великий пост каждый год начинается в разные дни. Великий пост начинается в понедельник после так называемой сыропустной (сырной) недели, или Масленицы, и продолжается семь недель — до самого праздника Пасхи. Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица— воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.

Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

В первые пять дней Великого поста соблюдается сухоядение: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье.

Шестую седмицу Великого поста в народе называют Вербной (Вербницей, Вербич Пестрой), по той причине, что в конце ее — в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, — в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением — в день воскрешения праведного Лазаря, или Лазареву субботу, — можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.

Петров пост

От дня празднования Пасхи зависит и продолжительность Петрова поста (установлен в память святых апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для Евангельской проповеди), точнее, его начало, так как его конец всегда приходится на день памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня/12 июля. Петров пост, или Апостольский пост («Петровки», «Петрово говейно»), начинается с первого понедельника после Духова дня (50 дней после Пасхи, второй день Троицы). Таким образом, пост длится от восьми дней до шести недель.

По церковному уставу рыбу разрешается есть в субботу и воскресенье. В понедельник, вторник и четверг ее можно есть только в том случае, если на них приходится праздник с великим славословием; в среду и пятницу — только в праздник с бдением и храмовые праздники. Если же день Петра и Павла попадает на среду и пятницу, то пост сохраняется, то есть мясное, яйца и молочное есть не следует, но можно есть рыбу и растительное масло.

Успенский пост

Успенский пост («Тоспожинки», «Оспожинки», «Спожинки») установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Он четко определен по церковному календарю; 1/14-14/28 августа. 15 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост. Если он приходится на среду или пятницу, то можно есть рыбу (скоромное есть нельзя).

Успенский пост — краткий, но соблюдается так же строго, как и Великий пост. Церковь предписывает воздержание от употребления рыбы. Послабления в рационе допускаются по субботам и воскресениям (растительное масло для тех, кто постится без него, и вино), а также в праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу — сухоядение.

Рождественский пост

Рождественский пост длится сорок дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14/27 ноября), поэтому называется еще «Филипповский», «Филиппов» или «Филипповки», и заканчивается в сочельник — 24 декабря/6 января.

В последний раз разрешается есть скоромное 14/27 ноября, но если этот день попадает на среду или пятницу, то это можно делать 13/26 ноября, поскольку среда и пятница — дни постные. Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. По церковному уставу во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу можно есть только по большим праздникам, например, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), во все субботы и воскресенья — до 20 декабря/2 января, а также в дни памяти великих святых, если они попадают на вторник и четверг; если же эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то благословение дается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, то назначается сухоядение, во вторник и четверг разрешается вино и растительное масло.

Канун Рождества (24 декабря/б января) — день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник (сочевник). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, т. е. запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, «до звезды», после чего впервые принимают пищу — едят сочиво.

Сочивом называлась раньше каша из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы (сочевицы), смешанных с соком семян, или «молоком» — сочивом (миндальным, ореховым, маковым, конопляным). Готовили также узвар (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья (по сути, то же, что сочиво — каша с медом, сладкими фруктами) и взвар — основные традиционные блюда Рождественского сочельника.

На следующий день, в праздник Рождества Христова (25 декабря/7 января), независимо от того, на какой день недели этот праздник приходится, можно есть скоромное.

Однодневные посты

Кроме длительных постов, православные соблюдают ежегодно три так называемых годичных однодневных поста (Крещенский сочельник накануне праздника Крещения Господня — 18 января; день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября; Воздвижение Креста Господня — 27 сентября) и однодневные еженедельные посты.

В Крещенский сочельник не едят «до святой воды» (ср.: в Рождественский сочельник — «до звезды»). После богослужения, на котором совершается чин великого освящения воды, разговляются постной пищей. В старину ею служили кутья и сочни — небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается есть постное масло, но нельзя есть рыбу. В день Воздвижения можно употреблять пищу с растительным маслом (молочное, яйца и рыбу есть нельзя).

Каждые среда и пятница в течение всего года — постные. В эти дни, если они не приходятся на праздники, разрешается только растительная пища без растительного масла. Исключение составляют сплошные седмицы, к которым относятся седмица о Мытаре и фарисее, святки (время от Рождества Христова до Крещенского сочельника), Сырная (масленица), Пасхальная (Светлая седмица) и Троицкая недели, когда можно есть все. После Пасхи до дня Святой Троицы по средам и пятницам разрешается рыба.

Некоторые верующие по благословению своих духовников в течение всего года по средам и пятницам ничего не едят до трех часов дня (по Евангелию — часа девятого), то есть до того, когда Иисус Христос, будучи распят на Кресте, предал Дух Свой в руки Бога Отца.

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, а праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В такие праздники, как Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19августа). Успение (15/28 августа). Рождество Богоматери (8/21 сентября) и Покров (1/14 октября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/7июля), святых апостолов Петра и Павла (29 июня/2 июля), апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период после Пасхальной седмицы до дня Святой Троицы в среду и пятницу можно есть рыбу.

Примечание. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами, и соблюдение их является обязанностью каждого верующего, кроме больных, ослабленных людей, беременных женщин и детей.

2. Пост в других религиях

Посты соблюдают и адвентисты седьмого дня (протестантская секта христианства), секта христоверов (постников), джайнисты (религия, возникшая в VI веке до и. э. в Индии), буддисты — преимущественно монахи, индуисты — в основном жрецы (брахманы), общество Сознания Кришны (кришнаиты) и др. В разных религиях предписывается отказ от различной пищи. Индуизм запрещает употреблять в пищу говядину, так как корова считается у индуистов священным животным. Иудеи и мусульмане отказываются от свинины.

Посты в иудаизме

В иудейской религии постными днями считаются те, которые установлены в знак траура по поводу тех или иных исторических событий и в знак покаяния. Днями покаяния считаются:

- день Кадии — день поминовения родных, о точной дате смерти которых их близкие не знают, пост установлен в память гибели миллионов евреев от рук фашистов в годы второй мировой войны. Пост начинается с утра и кончается вечером;
- день Катастрофы, Иом-га-Шоа — приурочен ко дню восстания евреев в варшавском гетто в 1943 году;
- Шива аса-р бе-таммуз — один из постов по случаю разрушения Иерусалима (разгрома Иудеи и покорения ее народа римским императором Титом);
- Тиш-а бе-ав — наиболее строгий пост, установленный в память о трагедии разрушения главного Храма евреев в Иерусалиме в 70 году н. э. (это также дата разрушения Соломонова храма Навуходоносором). В течение нескольких дней, ближайших к этому посту, не принято есть мясо и пить вино. Пост начинается вечером;
- Йом-Киппур (Судный день) — день покаяния и возвращения к Богу и Его законам, он выпадает на седьмой день после Нового года. В этот день соблюдается самый строгий пост (запрещено употребление пищи и питья с вечера до следующего вечера — до появления первой звезды). Перед началом Йом-Киппура следует сытно поесть, употребляя много жидкости.

Даты постов в иудаизме составлены по лунному календарю, а следовательно, каждый год меняются.

Пост в исламе

В исламе постам придается очень большое значение. Их соблюдение — честь для мусульманина. Во время постов в светлое время суток необходимо полностью воздерживаться от пищи, воды, любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений и т. д. С наступлением темноты эти запреты снимаются. От поста освобождаются те, кто не может его соблюдать по каким-либо объективным причинам (плен, заболевание, в том числе психическое и т. д.), а также престарелые люди, дети, беременные, кормящие грудью и женщины во время менструации. Ислам не допускает к посту тех, кто не прошел очищения после осквернения (преступники).

Обязателен для всех мусульман пост в течение месяца рамадан (рамазан). Рамадан — 9-й месяц мусульманского лунного календаря. Каждый год даты рамадана смещаются. Во время рамадана днем запрещается любая пища и питье, в вечернее время выбор кушаний зависит от национальных традиций в питании. Обычно перед рассветом принимается легкий завтрак, а после захода солнца пост прерывается чем-то сладким (финики, фрукты, соки), позднее следует более плотный ужин.



Лекарственные формы из растенийС лечебной и профилактической целью часто используют сборы (чаи) из лекарственных растений. Большинство рецептов утверждено Минздравом РФ. Сборы (смеси, фитокомпозиции) готовят из измельченного растительного сырья и используют в виде настоя или отвара.

Растительное сырье должно иметь регистрационное удостоверение (если это биологически активная добавка к пище), сертификат соответствия, аннотацию, производственную фармакопейную статью (ПФС) на сбор трав, утвержденный Фармакопейным комитетом МЗ РФ и введенный в Государственный реестр. На упаковке такого сбора должна быть надпись: Peг. № 71/609/23 (для плодов можжевельника).

Лекарственное сырье с течением времени теряет свою эффективность, поэтому на сборы и отдельные травы установлены определенные сроки хранения:

травы, цветки и листья хранят 1—2 года,

корни, корневища, клубни, кору и прочее хранят не более 3—5 лет.

Сборы следует хранить в сухом, прохладном месте в бумажных пакетах или картонных (фанерных) ящиках. Растения, содержащие эфирные масла, например мелиссу, душицу, чабрец, хранят в стеклянных банках. Ядовитые растения хранят под замком и отдельно от остальных сборов трав.

Настой из отдельных лекарственных растений (листья, цветки, почки, трава) или сборов готовят следующим образом:

2 г (1 чайная ложка) или расчетное количество измельченного лекарственного сырья (для сильнодействующего сырья обязательно должна быть указана дозировка) помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и томят на кипящей водяной бане 15 минут, охлаждают в течение 30 минут при комнатной температуре. Оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до исходного количества.

Отвар из отдельных лекарственных растений (корни, корневища, жесткие листья) или сборов готовят следующим образом:

2 г (1 чайная ложка) или расчетное количество измельченного лекарственного сырья (для сильнодействующего сырья обязательно должна быть указана дозировка) помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и томят на кипящей водяной бане 30 минут, охлаждают при комнатной температуре в течение 10 минут, процеживают. Оставшееся сырье отжимают. Объем полученного отвара доводят кипяченой водой до исходного количества.

В качестве экстрагента для получения настоев и отваров используют очищенную (отфильтрованную), омагниченную, кремниевую, дистиллированную, кипяченую воду. Иногда используют термос (в бытовых условиях), микроволновую печь, аппараты АИ-3, АИ-3000, СИ-1, СВЧ-комплекс.

Курс лечения препаратами растительного происхождения при большинстве хронических заболеваний составляет 25—35 дней. Повторные курсы проводят после 10—12-дневного перерыва, но не более двух курсов после основного курса лечения. Разовые дозы, количество суточных приемов, время приема чаев и пищи врач-консультант меняет в зависимости от течения болезни, индивидуальных особенностей организма больного, его возраста и пола.

Срок годности настоя или отвара не более двух суток при хранении их в холодильнике.

Важно правильно выбрать дозу приготовленного лекарства:

до 2-летнего возраста 1/6 часть дозы взрослого
3—4 года 1/5
4—7 лет 1/3
7—12 лет 1/2

Доза одного приема настойки для детей составляет 1—2 капли на год жизни.

Чайный бальзам — это смесь лекарственного растительного сырья с чайным листом. Могут использоваться различные объемы лекарственного растительного сырья, а чайный лист желательно использовать 1:1, то есть брать поровну черный байховый и зеленый (В. Ф. Корсун, П. А. Захаров, 1998).

Порошки — простая форма лекарств из высушенных и измельченных растений. В детской лечебной практике нередко используют порошки в виде присыпок (ликоподий, тысячелистник, крапива).

Экстракты представляют собой сгущенные извлечения из лекарственных растений, что достигается, как правило, частичным или полным удалением растворителя (воды, спирта), нагреванием или выпариванием.

В зависимости от растворителя экстракты могут быть водными, спиртовыми, эфирными или их смеси, а по консистенции — жидкими (в виде темноокрашенной подвижной жидкости), густоватыми (консистенция свежего меда), густыми (не выливаются из сосуда, а растягиваются в нити, полосы) и сухими (пористая порошкообразная масса с содержанием влаги не более 5%). Жидкие экстракты дозируют так же, как и настойки, в каплях, а густые и сухие — в единицах массы (Государственная фармакопея, XI издание). При получении экстракта извлечение биологически активных веществ (БАВ) происходит с помощью растворителя в соотношении 1:5 или 1:1.

В аптеках продают некоторые экстракты промышленного изготовления, например из алоэ, боярышника, калины, марены, крушины, родиолы, пассифлоры, элеутерококка. Один из последних — фитооснова «Вистант», представляющий собой смесь плодово-ягодных (яблочного, рябинового или черноплодно-рябинового) экстрактов, виноградного концентрированного сока и водно-спиртовых экстрактов из свежих и сухих плодов шиповника и боярышника, корней аралии и элеутерококка.

Сиропы — это жидкие лекарственные и диетические формы, которые готовят путем смешивания сладкого сиропа с определенным количеством настойки или экстракта растения и другими ингредиентами. В аптеках вы можете встретить сироп из плодов шиповника, витаминизированный сироп из плодов шиповника, сироп алоэ с железом, сироп алтейный, сироп солодки и прочие.

Соки — жидкие лекарственные формы, получаемые при переработке мелко измельченного растительного сырья (плодов, овощей, корней и клубней). После измельчения в мясорубке (соковыжималке) сырье отжимают вручную через плотную ткань или под гидравлическим прессом. Остаток смешивают с небольшим количеством воды и повторяют извлечение сока. Полученный сок содержит все растворимые в воде составные компоненты растений.

Используют соки в свежем, консервированном или стерилизованном виде. С целью стабилизации сок растений обрабатывают спиртом в соотношении 1:5 или 1:3, который осаждает слизистые, белковые и пектиновые вещества, инактивируемые затем быстрым нагреванием до 78 °С. После этого соки сразу охлаждают, отстаивают и фильтруют. Для приготовления сгущенных соков из свежего растительного сырья используют вакуум-выпарные аппараты или соки пропускают через полиамидные мембранные фильтры. В аптеках вы можете купить, например соки алоэ, каланхоэ, подорожника.

Бальзамы — густые ароматные жидкости, содержащие растительное сырье (травы, цветки, корни, почки). Способы приготовления бальзамов во многом аналогичны приготовлению настоек, однако рецептура содержит значительно большее число компонентов. Рецепты бальзамов и количественное соотношение их компонентов составители, как правило, не разглашают. Известны только примерный состав и дозы добавок лекарственных трав, кореньев и плодов, а также бальзамов из них.

Мази — лекарственная форма вязкой консистенции для наружного применения. В состав мазей входят лекарственные вещества и мазевая основа различной консистенции: вазелин, ланолин, глицерин, спермацет, пчелиный воск, гидрогенизированные жиры и другие природные и синтетические вещества или их смеси. В качестве лекарственного вещества в мазях в последнее время стали использовать фитопрепараты или лекарственные травы. Они могут быть порошкообразными, жидкими (экстракт элеутерококка, родиолы) и маслообразными (масло облепихи, эвкалипта).

Перед применением мази следует нанести ее на ограниченный участок кожи на 1—2 часа. Если покраснения не появится, мазь можно использовать и на более обширных участках тела. При аллергических заболеваниях кожи мази желательно чередовать каждые 3—4 дня.

Линименты — лекарственная форма, представляющая собой густую жидкость или студнеобразную массу, которые плавятся при температуре тела. Линименты предназначены для втирания в кожу в целях обезболивающего, высушивающего или дезинфицирующего эффекта. Примером противовоспалительного дезинфицирующего линимента, используемого в детской практике, может служить линимент сангвиритрина.



Народные рецепты красоты
© 2012 Мир народной медицины | Все права защищены.Копирование материалов запрещено
Яндекс.Метрика